И СЕМЕСТР
РАЗДЕЛ III
Географическая оболочка и ее составляющие
Тема 1. Литосфера
Урок 31. Охрана недр. Уникальные формы рельефа
Цель: углубить и систематизировать знания учащихся о литосферу, горные породы, минералы, полезные ископаемые; продолжить работу с физической картой мира, Украины, значками полезных ископаемых; выявить меры, предпринимаемые с целью охраны недр; проверить умение учащихся работать с дополнительной литературой, готовить краткие выступления; показать уникальные формы рельефа и выяснить причины их образования; способствовать развитию экологического мышления.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: физическая карта мира, физическая карта Украины, атласы, значки полезных ископаемых, фотографии, рисунки уникальных форм рельефа, кадры DVD из серии «Золотой глобус».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков
1. Беседа
• Какая оболочка называется литосферой?
• Чем минералы отличаются от горных пород?
• Что называется полезными ископаемыми?
• Как образуются полезные ископаемые?
• На какие полезные ископаемые богата Украина?
2. Игра «Знайка»
1) Предоставленные учителем условные знаки полезных ископаемых разделить на группы: топливные, рудные, нерудные. Объяснить их.
2) На физической карте Украины закрепить с помощью булавок условные знаки полезных ископаемых в местах их распространения.
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Поверхность Земли, земные недра человек использует давно. Недра - верхняя часть земной коры, в пределах которой добывают полезные ископаемые. На уроке мы поговорим о том, как человек использует полезные ископаемые и как она влияет на земную поверхность.
ИV. Изучение нового материала
В районах, где осуществляется добыча полезных ископаемых, остаются карьеры, терриконы, отвалы.
Беседа
• Как образуются эти формы рельефа?
• Назвать известные вам другие формы рельефа, образованные деятельностью человека.
Терриконы, карьеры занимают большие площади плодородных земель, ветер несет пыль от них на сотни километров. Поверхность Земли пробурена большим количеством скважин. Из недр Земли добывают нефть, газ, воду. В результате этого земная поверхность может просесть, и тогда произойдет искусственное землетрясение.
Беседа
• Что такое землетрясение? Каковы причины возникновения землетрясений?
• Или добывают полезные ископаемые со дна Мирового океана?
• Какие последствия добычи полезных ископаемых со дна Мирового океана?
Чрезмерное использование полезных ископаемых может привести к полному их истощению или полному исчезновению. Поэтому необходимо экономно использовать все виды полезных ископаемых, соблюдать правила экологической безопасности при разработке месторождений минеральных ресурсов. Необходимо свести до минимума вред, который наносит окружающей среде добыча полезных ископаемых.
Рассказы учащихся об охране недр Земли.
Люди, строя новые города, прокладывая дороги, выводят из хозяйственного использования тысячи гектаров плодородных земель. Чрезмерная распашка земель приводит к образованию оврагов.
Вопрос. Назовите причины образования оврагов. В каких районах Украины возможно образование оврагов?
Охрана поверхности Земли предусматривает сохранение уникальных форм рельефа.
По происхождению уникальные формы рельефа:
1) образуются в результате внутренних процессов Земли (Башня Дьявола, Африканская рифтовая зона, вулкан Везувий);
2) образуются вследствие внешних процессов (пирамида Маттерхорн в Альпах, каньон р. Колорадо, Аризонский метеоритный кратер, Столовые горы Африки, скалы в Судетах).
Рассказы учащихся с показом фотографий, рисунков, кадров DVD из серии «Золотой глобус»
V. Закрепление новых знаний, умений, навыков
Беседа
• Что такое недра?
• Как необходимо использовать недра?
• Какие формы рельефа называются уникальными?
• Можно считать уникальной форму рельефа в Австралии под названием «Три сестры»? Какие процессы способствовали образованию этих гор?
• Почему необходимо охранять уникальные формы рельефа?
• Назвать уникальные формы рельефа на Украине.
• Каковы причины возникновения уникальных форм рельефа?
• Каковы причины образования Большого каньона?
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание
• Проработать соответствующий параграф в учебнике.
• Подготовиться к итоговому уроку по теме «Литосфера».