РАЗДЕЛ ІІІ. ЛАНДШАФТЫ И ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ
ТЕМА 1. ПРИРОДНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ
УРОК 33. ПРИРОДНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ
Тема. Природно-территориальные комплексы (ПТК), взаимодействие факторов и компонентов, которые их формируют. Ландшафты и их классификация. Влияние хозяйственной деятельности человека на ландшафты.
Учебная цель: обобщить и систематизировать знания о взаимосвязи природных компонентов на примере изучения природно-территориальных комплексов Украины; сформировать понятие «ландшафт», знания о факторах образования и классификации ландшафтов; совершенствовать навыки работы с тематическими картами на примере карты ландшафтов.
Тип урока: формирование новых знаний, умений, навыков.
Оборудование: учебник, атлас, физическая и ландшафтная карты Украины.
Опорные и базовые понятия: ПТК, природный компонент, ландшафт, классификация, класс, тип, подтип, природный ландшафт, антропогенный ландшафт.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся
• Что называется природным комплексом?
• Приведите примеры ПК Земли от очень маленького до самого большого.
• Назовите закономерности размещения ПК.
• Приведите пример ПК и покажите взаимосвязь его компонентов.
• Приведите примеры изменений НК человеком.
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
До сих пор мы изучали различные природные компоненты территории Украины. При этом всегда обращали внимание на их взаимосвязь и разный результат разнообразия их сочетание. Именно эти результаты и является нашим объектом изучения на сегодняшнем уроке.
IV. Изучение нового материала
1. Природные комплексы
ПТК - на суше, ПАК - в водной среде.
ПТК (ландшафт) - часть земной поверхности с однородными физико-географическими условиями (единство геологического развития, тектонического строения, однотипность рельефа, климатических условий, почв и растительности). Наука, которая их изучает, называется ландшафтознавством.
ландшафты подразделяются на природные и антропогенные (сельскохозяйственные угодья, карьеры, водохранилища и т.п.).
2. Природные факторы ландшафтоутворення
- Зональные - климатические (соотношение тепла и влаги),
- азональные - тектонические структуры, рельеф, водные объекты.
3. Классификация ландшафтов
Типичные ландшафты за мелкими различиями физико-географических условий делятся на меньшие по размерам.
Классы выделяются по преобладающей формой рельефа; подклассы - по высоте; типы и подтипы - по климатическим компонентами, виды и подвиды - по особенностям природных процессов, составом горных пород.
Ландшафты Украины:
Класс равнинных Восточноевропейских ландшафтов:
- смешано-лесной тип;
- широколиственно-лесной тип;
- лесостепной тип;
- степной тип:
• північностеповий подтип;
• середньостеповий подтип;
• сухостеповий подтип;
- пойменный тип.
Класс горных Карпатских ландшафтов:
- горный лугово-лесной тип:
• широколистолісовий подтип;
• смешано-лесной подтип;
• луговой (субальпийский) подтип;
- пойменный тип.
Класс горных Крымских ландшафтов:
- горный лугово-лесной тип:
• лесостепной подтип;
• лугово-лесной подтип;
• луговой остепнений (яйлинский) подтип;
• субсредиземноморский прибрежно-схиловий подтип;
- пойменный тип.
Название ландшафта является якобы очень сложной, но в ней отражены основные особенности горных пород, характерных форм рельефа, типов почв, растительных сообществ, влияния деятельности человека ПТК. В школьных учебных атласах названия ландшафтов упрощены.
4. Карта ландшафтов
V. Сакріплення изученного материала
• Дайте определение понятия «ландшафт».
• Назовите факторы ландшафтоутворення.
• Назовите классы и типы ландшафтов Украины.
• Какая закономерность территориального расположения равнинных типов ландшафтов? горных?
• За картой в атласе назовите ландшафты на территории нашей области. По названию ландшафтов попробуйте объяснить их особенности, отличия друг от друга.
• Назовите ландшафты, образованные в результате использования природных ресурсов человеком.
VI. Итоги урока
VII. Домашнее задание
1. Проработать §___.
2. Внимательнее ознакомиться с ландшафтной картой Украины.