География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ УКРАИНЫ 8 КЛАСС.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

РАЗДЕЛ ІІІ. ЛАНДШАФТЫ И ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ

 

ТЕМА 1. ПРИРОДНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ

 

УРОК 33. ПРИРОДНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ

 

Тема. Природно-территориальные комплексы (ПТК), взаимодействие факторов и компонентов, которые их формируют. Ландшафты и их классификация. Влияние хозяйственной деятельности человека на ландшафты.

Учебная цель: обобщить и систематизировать знания о взаимосвязи природных компонентов на примере изучения природно-территориальных комплексов Украины; сформировать понятие «ландшафт», знания о факторах образования и классификации ландшафтов; совершенствовать навыки работы с тематическими картами на примере карты ландшафтов.

Тип урока: формирование новых знаний, умений, навыков.

Оборудование: учебник, атлас, физическая и ландшафтная карты Украины.

Опорные и базовые понятия: ПТК, природный компонент, ландшафт, классификация, класс, тип, подтип, природный ландшафт, антропогенный ландшафт.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся

• Что называется природным комплексом?

• Приведите примеры ПК Земли от очень маленького до самого большого.

• Назовите закономерности размещения ПК.

• Приведите пример ПК и покажите взаимосвязь его компонентов.

• Приведите примеры изменений НК человеком.

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

До сих пор мы изучали различные природные компоненты территории Украины. При этом всегда обращали внимание на их взаимосвязь и разный результат разнообразия их сочетание. Именно эти результаты и является нашим объектом изучения на сегодняшнем уроке.

 

IV. Изучение нового материала

1. Природные комплексы

ПТК - на суше, ПАК - в водной среде.

ПТК (ландшафт) - часть земной поверхности с однородными физико-географическими условиями (единство геологического развития, тектонического строения, однотипность рельефа, климатических условий, почв и растительности). Наука, которая их изучает, называется ландшафтознавством.

ландшафты подразделяются на природные и антропогенные (сельскохозяйственные угодья, карьеры, водохранилища и т.п.).

2. Природные факторы ландшафтоутворення

- Зональные - климатические (соотношение тепла и влаги),

- азональные - тектонические структуры, рельеф, водные объекты.

3. Классификация ландшафтов

Типичные ландшафты за мелкими различиями физико-географических условий делятся на меньшие по размерам.

Классы выделяются по преобладающей формой рельефа; подклассы - по высоте; типы и подтипы - по климатическим компонентами, виды и подвиды - по особенностям природных процессов, составом горных пород.

Ландшафты Украины:

Класс равнинных Восточноевропейских ландшафтов:

- смешано-лесной тип;

- широколиственно-лесной тип;

- лесостепной тип;

- степной тип:

• північностеповий подтип;

• середньостеповий подтип;

• сухостеповий подтип;

- пойменный тип.

Класс горных Карпатских ландшафтов:

- горный лугово-лесной тип:

• широколистолісовий подтип;

• смешано-лесной подтип;

• луговой (субальпийский) подтип;

- пойменный тип.

Класс горных Крымских ландшафтов:

- горный лугово-лесной тип:

• лесостепной подтип;

• лугово-лесной подтип;

• луговой остепнений (яйлинский) подтип;

• субсредиземноморский прибрежно-схиловий подтип;

- пойменный тип.

Название ландшафта является якобы очень сложной, но в ней отражены основные особенности горных пород, характерных форм рельефа, типов почв, растительных сообществ, влияния деятельности человека ПТК. В школьных учебных атласах названия ландшафтов упрощены.

4. Карта ландшафтов

 

V. Сакріплення изученного материала

• Дайте определение понятия «ландшафт».

• Назовите факторы ландшафтоутворення.

• Назовите классы и типы ландшафтов Украины.

• Какая закономерность территориального расположения равнинных типов ландшафтов? горных?

• За картой в атласе назовите ландшафты на территории нашей области. По названию ландшафтов попробуйте объяснить их особенности, отличия друг от друга.

• Назовите ландшафты, образованные в результате использования природных ресурсов человеком.

 

VI. Итоги урока

 

VII. Домашнее задание

1. Проработать §___.

2. Внимательнее ознакомиться с ландшафтной картой Украины.