УРОК 34. СТРАНЫ АЗИИ. ОБЩИЙ ОБЗОР
Учебная цель: охарактеризовать состав региона, особенности размещения и формирования населения, ресурсообеспеченность, общие признаки хозяйства стран Азии; определить роль азиатских стран в мировом хозяйстве; развивать умение обосновывать отраслевую структуру хозяйства региона, умение работать с картами атласа, учебником.
Оборудование: политическая карта Азии, атласы, учебники, схемы, таблицы, графики, диаграммы.
Основные понятия: экономико-географическое положение, природные ресурсы, естественный прирост, плотность населения, урбанизация, хозяйство, специализация, экспорт, импорт.
Тип урока: изучение нового материала.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
• По каким критериям выделяют историко-географические регионы мира?
• Регион был исследован на предыдущих уроках? На какие субрегионы его разделяют? Назовите главные экономико-географические признаки каждого субрегиона.
• Какие, на ваш взгляд, общие признаки объединяют страны Азии?
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся
Азиатский регион - самый большой по площади и количеству населения. Здесь проживает более половины человечества. Народы Азии, их традиции, культура, философия - это феномен, который в западном мировоззрении определяется знаковым понятием «Восток». Именно в этом регионе появились древнейшие цивилизации, из его глубин накатывались на Европу волны миграций, в нем зародились все три мировые религии - христианство, ислам и буддизм.
Страны Азии очень разные: они отличаются по размеру территории, природными богатствами, уровнем социально-экономического развития, формами государственного устройства и т.д. Огромный Китай и крошечная Мальдивская Республика;
Кувейт с ежегодным доходом на душу населения свыше 24 тыс. долларов и Афганистан с прибылью 200-300 долларов; одна из древнейших государств мира Иран и страны, которые недавно получили суверенитет после распада СССР - Казахстан, Узбекистан, Туркменистан и другие. Особенности стран Азии - географические и политические, экономические и социальные - станут предметом нашего изучения на ближайших уроках.
IV. Изучение нового материала
Задача 1. По карте атласа «Историко-географические регионы мира» определите, на какие субрегионы разделяют Азию.
Задание 2. Сопоставив картосхему «Историко-географические регионы» и политическую карту Азии, назовите страны, входящие в состав каждого из названных субрегионов.
1. Общие признаки ЭГП
Азия занимает около трети поверхности Земли. Большинство стран Азии имеет выход к морям Тихого, Индийского и Атлантического океанов, где проходят важнейшие торговые пути мира. Менее выгодное географическое положение имеют страны, расположенные внутри континента (Афганистан, Монголия). Характерной особенностью этой части мира является сложная политическая обстановка в ряде стран и регионов.
2. Природные условия и ресурсы
Географическое положение региона и его огромные размеры определили необычайную разнообразие природы. Контрастный рельеф, разнообразные запасы минерального сырья, крупные реки. Общий природный потенциал стран Азии является богатым.
Работа с картами атласа
3. Населения
Проживает 3,8 млрд. человек. Этнический состав населения разнообразен: 1000 наций и народностей, говорящих на 600 языках. В Индии и Индонезии проживает более 150 народностей, на Филиппинах - около 100, в Китае и Вьетнаме - около 50.
Задача 3. Определите, какие особенности имеет возрастная структура населения большинства азиатских стран.
Естественный прирост в странах Азии, за исключением Японии, является очень высоким (более 15%). Многие страны проводят демографическую политику, направленную на сокращение рождаемости. В первую десятку стран мира по количеству населения входят шесть азиатских стран: Китай, Индия, Индонезия, Пакистан, Япония и Бангладеш.
Задача 4. С помощью карты атласа «Плотность населения» найдите и назовите территории Азии с максимальной и минимальной плотностью населения. Установите факторы, определяющие высокую плотность населения в Южной и Юго-Восточной Азии.
Плотность населения Азии колеблется от 2-3 особи/км2 до 15 000 чел/км2. Азия является мировым лидером по количеству городов - «миллионеров».
4. Хозяйство
Большинство стран региона находятся в переходном от феодальных отношений периоде развития: в их экономике преобладают сельское хозяйство и горнодобывающая промышленность. В Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии ярко выраженная растениеводческая специализация сельского хозяйства, а в странах Юго-Западной Азии дефицит воды и низкая продуктивность почв обусловили преобладание кочевого скотоводства.
Япония входит в семерку наиболее развитых стран мира. Стабильно укрепляются позиции и международный авторитет социалистического Китая, который по ВВП уступает только США, а в 2015 г., по прогнозам, выйдет на 1-е место в мире.
«Новые индустриальные» страны Азии: Республика Корея, Тайвань, Сингапур, Таиланд. Странами новой индустриализации сейчас называют также Малайзию, Филиппины, Индонезию и Турцию.
Зона Персидского залива является одним из важнейших промышленных районов мира с большим объемом добычи нефти и газа, нефтехимическими, металлургическими и другими производствами.
5. Транспорт
Задание 5. Проанализируйте карты атласа и определите уровень развития видов транспорта в субрегионах Азии.
Задание 6. Установите, какими маршрутами нефть из Юго-Западной Азии транспортируется в Европу.
6. Внешнеэкономические связи
Страны Азии являются поставщиками сельскохозяйственной продукции (чай, натуральный каучук, джут, специи, тропические и субтропические фрукты), продукции горнодобывающей промышленности (нефть, газ, марганец, олово, хромиты, железная руда и т.д.). Возрастает роль региона в экспорте электротехнической, радиоэлектронной, автомобильной продукции. Особую роль в экономике отдельных стран Азии играет международный туризм.
V. Закрепление новых знаний и умений учащихся
Задание 7. По картам атласа определите государственное устройство стран Азии и религиозные предпочтения населения. Объясните, почему именно в этой части мира сохранилось столько абсолютных монархий.
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание
· Проработать §__ .
· Составить развернутый план ответа «Особенности хозяйства стран Азии».
· Повторить за картой расположения азиатских субрегионов и стран (столиц), входящих в их состав.