УРОК 35. ЯПОНИЯ. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Учебная цель: сформировать у учащихся систему знаний об основных признаках ЭГП, природы, населения и хозяйства Японии; определить историко-культурные особенности и роль НТР в экономике страны; развивать умения составлять экономико-географическую характеристику страны, умение работать с картографическим материалом, таблицами, диаграммами, графиками.
Оборудование: политическая карта Азии, физическая карта Азии, атласы, учебники, таблицы, диаграммы.
Основные понятия: экономико-географическое положение, природные ресурсы, естественный прирост, плотность населения, урбанизация, мегалополис, синтоизм, буддизм, земельная реформа, хозяйство, специализация, экспорт, импорт.
Тип урока: изучение нового материала.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
• Какие субрегионы выделяют в пределах региона Азия? Покажите их на карте.
• Какие страны входят в состав региона Восточная Азия? Юго-Восточная Азия? Южная Азия? Юго-Западная Азия? Центральная Азия? Закавказья? На какие природные ресурсы богатые страны Азии?
• Какие демографические проблемы актуальны для многих стран Азии?
• Какие страны Азии наиболее экономически развитые? Чем объясняется сельскохозяйственная специализация экономики большинства стран Южной и Юго-Восточной Азии?
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся
Японию часто называют страной XXI века. За несколько десятилетий она превратилась в экономического гиганта, сумевшего завоевать и удержать значительные сегменты рынка в основных хозяйственных комплексах мира - США и Западной Европе. Но Япония - это не только «экономическое чудо», это страна древнейшей высокоразвитой цивилизации, традиции которой часто совершенно непонятные европейцу.
Англичанка Элиза Скидмор в книге «Дни рикши в Японии» написала: «Япония - загадка нашего века, японцы - это найнезбагненніший, самый парадоксальный из народов. Вместе с их внешним окружением они такие живописные, театральные и артистические, что порой кажутся нацией позеров; весь их мир - как сцена, на которой они играют».
Приоткрыть завесу загадочного «японского чуда», познакомиться с необычными для нас традициями мы будем иметь возможность на сегодняшнем уроке.
IV. Изучение нового материала
1. «Визитная карточка»
Официальное название - Япония. Площадь - 377,7 тыс. км2. Население - 127 млн человек. Столица - Токио. Тип страны - экономически высокоразвитое государство, страна «Большой семерки». Государственный строй - конституционная монархия, унитарное государство.
2. Историческое развитие
После первых контактов с португальцами (XVI ст.) Япония превратилась в закрытую страну, что спасло ее от колонизации и насильственной европеизации самобытной культуры. В ХХ ст. Япония принимала участие в трех крупных войнах - русско-японской и двух мировых. Капитуляция во Второй мировой войне положила начало полной реорганизации как политической, так и экономической жизни страны. В 1968 г. Япония стала третьим государством мира, вплотную приблизившись по ряду показателей в США и СССР.
3. ЭГП
Задача 1. С помощью карт атласа охарактеризуйте ЭГП Японии. Как изменилось ЭГП Японии после Второй мировой войны?
4. Природные условия и ресурсы
Задача 2. С помощью карт атласа и текста учебника дайте оценку природно-ресурсному потенциалу Японии.
5. Население и культура
По количеству населения (127 млн. человек) входит в первую десятку стран мира. Естественный прирост 2,6 %о, старение нации, самая высокая средняя продолжительность жизни в мире: мужчины - 76 лет, женщины - 84 года. Национальная однородность (японцы - 99 %). Средняя плотность - свыше 330 человек/км2, неравномерное размещение, 2/3 населения проживают на Тихоокеанском побережье. Урбанизация - 80 %. Городов - «миллионеров» -11, крупнейшая городская агломерация - Кейхін (Токио - Иокогама). Мегалополис Хоккайдо (более 60 млн. человек). Основные религии - синтоизм (культ божеств природы и предков) и буддизм. Квалифицированные трудовые ресурсы.
Стихотворные жанры: танка (неримований п'ятивірш из 31 слога) и хайку, или хокку (неримований трехстишие из 17 слогов). Театр Кабуки. Оригами. Икебана.
6. Хозяйство
Современное состояние хозяйства Японии определяется как «постиндустриальное общество». Программа «Базовая технология промышленности следующего поколения»: новые материалы, биотехнология, новые электронные приборы, обеспечивающие научными разработками промышленность. На современную Японию поступает около 1/3 продаж наукоемкой продукции на мировом рынке.
Задача 3. По картам атласа определите ведущие отрасли промышленности и объясните географию ее размещения.
12 % промышленного производства мира. Наибольшее значение имеют машиностроение (8 млн. легковых автомобилей и 4 млн. грузовиков, II место), черная металлургия (100 млн. тонн стали в год, II место), химическая и нефтехимическая промышленность, электроэнергетика, целлюлозно-бумажная и полиграфическая.
Задача 4. По картам атласа и тексту учебника определите особенности отраслевого состава и размещения сельского хозяйства Японии.
Сельское хозяйство - 1 % ВВП. Рис - 15 млн. тонн в год, овощи, фрукты, ягоды, зеленый чай. Собственной мясо-молочной продукции не хватает. Рыболовство. Аквакультура. Транспортная инфраструктура высоко развита.
Задание 5. Пользуясь картой атласа, назовите крупнейшие морские порты Японии.
7. Внешнеэкономические отношения
Экспорт: машины и оборудование (интегральные схемы, морские суда, автомобили, теле-, видео-, радиоаппаратура, микропроцессоры, станки с числовым программным управлением, промышленные роботы. Импорт: сырье, полуфабрикаты, продукты питания.
По объему инвестиций (около 50 млрд. долл. США в год) страна является одним из мировых лидеров.
Главные партнеры - США, ФРГ, Австралия, Канада, Южная Корея, Китай.
V. Закрепление новых знаний и умений учащихся
• Какие факторы способствовали превращению Японии высокоразвитое государство?
• Какими главными особенностями характеризуется отраслевая структура японской промышленности?
• Чем объясняется высокая концентрация населения и производства на восточном побережье Японии?
• Какие изменения в размещении предприятий происходят сейчас?
• Почему японская промышленность специализируется именно на производстве наукоемкой продукции?
• Почему в Японии нет трубопроводного и речного транспорта?
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание
· Проработать § .
· Составить схему внешнеэкономических связей Японии.
· Обозначить на контурной карте крупнейшие города Японии и их промышленную специализацию.