Раздел II. РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ
Тема 2. Высшие споровые растения
УРОК 36
Тема. Обобщающий урок по теме
“Высшие споровые растения”
Цель. Обобщить и систематизировать
знания о высшие споровые растения.
Основные понятия и термины: высшие
растения; высшие споровые растения, вайї, сорусы, палеоботаника, ткани, спорофит,
гаметофіт, архегонії, антеридії, микроспоры, мегаспори, бриология, слоевище,
ризоїди, спорогон.
Оборудование: гербарные образцы и
коллекции мхов, плаунов, хвощей и папоротникообразных, таблицы с циклами развития
и размножения этих растений.
Методы и методические приемы: словесные
(беседа (объяснительная, контрольно-оценочная); наглядные (демонстрация оборудования);
практические (выполнение заданий практикума).
Тип урока: обобщение и
систематизация материала.
Структура урока
|
Этапы урока
|
Время, мин.
|
1.
|
Организационный
момент.
|
2
|
2.
|
Сообщение
темы, цели и задач урока.
|
|
|
Мотивация
учебной деятельности школьников.
|
3
|
3.
|
Воспроизведение
и коррекция опорных знаний.
|
10
|
4.
|
Повторение
и анализ основных фактов и явлений.
|
13
|
5.
|
Обобщение
и систематизация понятий, усвоение соответствующей системы знаний, ведущих идей
и основных теорий.
|
15
|
6.
|
Итоги
урока, аргументация оценок.
|
1
|
7.
|
Домашнее
задачи.
|
1
|
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы, цели и
задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Рассказ. Сегодня мы обобщим
информацию, которую изучали на протяжении последних уроков. А именно повторим все
самое важное о высшие споровые растения. Это позволит нам лучше
подготовиться к тематической аттестации, которая состоится на следующем уроке.
3. Воспроизведение и коррекция опорных
знаний.
Выполнение заданий практикума.
Выберите правильный ответ и
обведите ее кружочком.
1. Половое поколение преобладает в
цикле воспроизводства:
а) мохообразных;
б) папоротникообразных;
в) хвощеподібних.
2. В высших споровых растений
относятся:
а) мохообразные;
б) водоросли;
в) плауновидные;
г) хвощеподібні;
г) папоротникообразные.
3. Мохообразные имеют такое строение:
а) корень, стебель, листья;
б) ризоїди, пластинчатая или
листкостеблова строение;
в) ризоїди, стебель, листья, цветок.
4. В образовании торфа принимают участие
спрессованные остатки:
а) мужского папоротника;
б) хвоща полевого;
в) мха сфагнума.
5. У папоротников корни и побеги
особи:
а) полового поколения;
б) нестатевого поколения.
6. Спорангій - это:
а) особь нестатевого поколения;
б) особь полового поколения;
в) орган размножения нестатевого
растений, в котором образуются споры.
7. Для высших споровых растений характерно
чередование поколений:
а) гаметофіта и спорофита;
б) спор и гаметофіта;
в) спор и спорофита.
8. Высшие споровые растения имеют
половые органы двух типов:
а) спорофіл и спорофит;
б) антеридій и архегоній;
в) микология и микориза;
9. Мхи растут:
а) на лугах;
б) на болотах;
в) в водоемах;
г) все ответы правильные.
10. Высшие споровые растения - это:
а) высшие растения, размножающиеся
спорами;
б) растения, которые размножаются за
помощью семян;
в) растения, которые размножаются за
помощью семян с образованием цветка.
Взаємоперевірка теста.
1-6, в; 2-а, в, г, г; 3-б; 4-в; 5-а;
6-в; 7-а; 8-6; 9-б; 10-а.
Пояснительная беседа за вопросами
теста (при необходимости).
4. Повторение и анализ основных
фактов и явлений.
Работа в практикумах. Проверка
правильности заполнения учащимися таблицы (начало на уроке 31). Дополнения по
необходимости. Контрольно-оценочная беседа за вопросами:
1) Сравните особенности строения
надземной части различных отделов высших споровых растений. Выясните основные
признаки сходства и различия.
2) Сравните особенности строения
подземной части разных отделов высших споровых растений. Выясните основные
признаки сходства и различия.
3) Чем представленные фотосинтезуючі
органы у разных отделов?
4) Сравните жизненные циклы различных
отделов между собой. Обратите внимание на преобладание в цикле гаметофіта или
спорофита. С чем это связано?
5) Раскройте значение различных
отделов высших споровых растений в природе и жизни человека. Назовите
представителей, которые встречаются в вашей местности.
Отдел
|
Особенности
строения надземной части
|
Особенности
строения подземной части
|
Фотосинтезуючі
органы
|
Органы, в которых
образуются споры
|
Цикл воспроизведения
|
Основные
представители
|
Значение в
природе и жизни человека
|
Мохообразные
|
Представлена
сланню, как в
высокоразвитых
водорослей, или имеет листко-стебельную строение, подобную
до высших растений
|
Ризоїди, нет
настоящих корней
|
Слоевище или
листья
|
Коробочка
спорогона, где
развивается
спорангій
на ножке,
что связывает ее с
гаметофітом
|
Преобладает
гаметофіт,
после слияния
гамет
образуется
спорогон
(коробочка).
Споры дают
начало
новом гаметофіту
|
Маршанція,
политрих
обычный
(кукушкин
лен), сфагновые
мхи
|
Регуляторы
режима
увлажнение
на болотах, лугах, в лесах.
Образуют
торф.
Применялись
как
перевязочный
материал.
Усложняют
аэрацию
почвы, становятся
причиной пожаров
|
Плауновидные
|
Побеги ветвятся
дихотомически.
Стебель состоит из эпидермиса,
коры и ведущих
тканей
|
Имеют настоящие
корни, которые
ветвятся
дихотомически
|
Листья с
продихами
и
одной жилкой
|
Спорангии
образуются на особых листках спорофілах, которые могут размещаться на верхушках
побегов - спороносных колосках
|
Преобладает
спорофит.
Из спор образуется
гаметофіт,
небольшой,
сланевої строения,
который не оставляет оболочки споры.
После
слияния гамет образуется новый спорофит
|
Плаун булавовидный,
селягінела,
молодильник
|
Роль в природе
незначительная.
Споры применяются
в пиротехнике, литье, фармации. Растения используются как декоративные,
лекарственные. Вымершие плауновидные сыграли значительную роль в образовании каменного
уголь
|
Хвощеподібні
|
Расчлененное тело
на узлы и междоузлие.
В узлах
кольцами размещены
боковые
веточки.
Стебель ребристый
с прожилками внутри
|
Корневище
разделено
на узлы
и
междоузлие с
дополнительными
корнями
|
Фотосинтезує
стебель.
Листья
в виде зубцов образуют влагалище, что прикрывает узел.
|
Спорангии
собранные в
стробилы
на верхушках
побегов.
Есть виды, имеющие
специализированные
спороносные
побеги.
На
оси размещены стробіла
щитки,
на щитках
образуются
спорангии,
а
у них споры
|
Преобладает
спорофит.
Споры
распространяются
ветром,
образуют
однополые
гаметофіти,
самостоятельно
существующие
расчлененные
пластины,
на которых развиваются половые
органы и клетки. После слияния гамет образуется новый спорофит
|
Хвощ
полевой,
хвощ
лесной,
хвощ
луговой,
хвощ
большой
|
Хвощ
полевой -
злобный
сорняк,
лекарственная
растение,
индикатор
кислых
почв.
Вымершие
хвощи отыграли
большое
роль в образовании каменного угля
|
Папоротникообразные
|
Травянистые,
древесные
растения.
В большинстве
наземная
часть - целостные и перисто - или дважды перисторассеченные
листья
вайї, что нарастают верхівково, как побеги
|
Корневище
с
дополнительными
корнями
|
Листья-вайї
|
Спорангии
собраны в сорусы,
что
размещены снизу
листков.
У некоторых видов есть
особые
спороносные вайї
|
Преобладает
спорофит.
Споры
прорастают в
двуполый
гаметофіт,
что
бывает зеленым и имеет
вид
сердцевидной пластины. Оплодотворение происходит в воде. 3 зиготы прорастает
новый спорофит
|
Сальвиния
плавающая, щитник
мужской,
без
щитник
женский
орляк
|
Берут
участие в
образовании
растительных
группировок
и накоплении органической
вещества,
используются
как
лекарственные, декоративные растения. Вымершие папоротники образовали значительные залежи
каменного угля
|
5. Обобщение и систематизация
понятий, усвоение соответствующей системы знаний, ведущих идей и основных теорий.
Выполнение заданий практикума.
Разделите термины на группы,
подчеркните эти группы одним цветом и объясните, по какому признаку вы это сделали.
Высшие растения; высшие споровые растения,
вайї, сорусы, палеоботаника, ткани, спорофит, гаметофіт, архегонії,
антеридії, бриология, слоевище, ризоїди, спорогон.
6. Итоги урока, аргументация
оценок.
7. Домашнее задание. Повторить
материал по учебнику, подготовиться к тематической аттестации.