Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии 7 класс

Раздел II. РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ

 

Тема 2. Высшие споровые растения

 

УРОК 36

Тема. Обобщающий урок по теме “Высшие споровые растения”

 

Цель. Обобщить и систематизировать знания о высшие споровые растения.

Основные понятия и термины: высшие растения; высшие споровые растения, вайї, сорусы, палеоботаника, ткани, спорофит, гаметофіт, архегонії, антеридії, микроспоры, мегаспори, бриология, слоевище, ризоїди, спорогон.

Оборудование: гербарные образцы и коллекции мхов, плаунов, хвощей и папоротникообразных, таблицы с циклами развития и размножения этих растений.

Методы и методические приемы: словесные (беседа (объяснительная, контрольно-оценочная); наглядные (демонстрация оборудования); практические (выполнение заданий практикума).

Тип урока: обобщение и систематизация материала.

 

Структура урока

 

Этапы урока

Время, мин.

1.

Организационный момент.

2

2.

Сообщение темы, цели и задач урока.

 

 

Мотивация учебной деятельности школьников.

3

3.

Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

10

4.

Повторение и анализ основных фактов и явлений.

13

5.

Обобщение и систематизация понятий, усвоение соответствующей системы знаний, ведущих идей и основных теорий.

15

6.

Итоги урока, аргументация оценок.

1

7.

Домашнее задачи.

1

 

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Рассказ. Сегодня мы обобщим информацию, которую изучали на протяжении последних уроков. А именно повторим все самое важное о высшие споровые растения. Это позволит нам лучше подготовиться к тематической аттестации, которая состоится на следующем уроке.

3. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

Выполнение заданий практикума.

Выберите правильный ответ и обведите ее кружочком.

1. Половое поколение преобладает в цикле воспроизводства:

а) мохообразных;

б) папоротникообразных;

в) хвощеподібних.

 

2. В высших споровых растений относятся:

а) мохообразные;

б) водоросли;

в) плауновидные;

г) хвощеподібні;

г) папоротникообразные.

 

3. Мохообразные имеют такое строение:

а) корень, стебель, листья;

б) ризоїди, пластинчатая или листкостеблова строение;

в) ризоїди, стебель, листья, цветок.

 

4. В образовании торфа принимают участие спрессованные остатки:

а) мужского папоротника;

б) хвоща полевого;

в) мха сфагнума.

 

5. У папоротников корни и побеги особи:

а) полового поколения;

б) нестатевого поколения.

 

6. Спорангій - это:

а) особь нестатевого поколения;

б) особь полового поколения;

в) орган размножения нестатевого растений, в котором образуются споры.

 

7. Для высших споровых растений характерно чередование поколений:

а) гаметофіта и спорофита;

б) спор и гаметофіта;

в) спор и спорофита.

 

8. Высшие споровые растения имеют половые органы двух типов:

а) спорофіл и спорофит;

б) антеридій и архегоній;

в) микология и микориза;

 

9. Мхи растут:

а) на лугах;

б) на болотах;

в) в водоемах;

г) все ответы правильные.

 

10. Высшие споровые растения - это:

а) высшие растения, размножающиеся спорами;

б) растения, которые размножаются за помощью семян;

в) растения, которые размножаются за помощью семян с образованием цветка.

 

Взаємоперевірка теста.

1-6, в; 2-а, в, г, г; 3-б; 4-в; 5-а; 6-в; 7-а; 8-6; 9-б; 10-а.

Пояснительная беседа за вопросами теста (при необходимости).

 

4. Повторение и анализ основных фактов и явлений.

Работа в практикумах. Проверка правильности заполнения учащимися таблицы (начало на уроке 31). Дополнения по необходимости. Контрольно-оценочная беседа за вопросами:

1) Сравните особенности строения надземной части различных отделов высших споровых растений. Выясните основные признаки сходства и различия.

2) Сравните особенности строения подземной части разных отделов высших споровых растений. Выясните основные признаки сходства и различия.

3) Чем представленные фотосинтезуючі органы у разных отделов?

4) Сравните жизненные циклы различных отделов между собой. Обратите внимание на преобладание в цикле гаметофіта или спорофита. С чем это связано?

5) Раскройте значение различных отделов высших споровых растений в природе и жизни человека. Назовите представителей, которые встречаются в вашей местности.

 

Отдел

Особенности строения надземной части

Особенности строения подземной части

Фотосинтезуючі органы

Органы, в которых образуются споры

Цикл воспроизведения

Основные представители

Значение в природе и жизни человека

Мохообразные

Представлена сланню, как в

высокоразвитых водорослей, или имеет листко-стебельную строение, подобную

до высших растений

 

 

 

 

Ризоїди, нет настоящих корней

Слоевище или

листья

Коробочка спорогона, где

развивается спорангій

на ножке, что связывает ее с

гаметофітом

Преобладает гаметофіт,

после слияния гамет

образуется спорогон

(коробочка).

Споры дают начало

новом гаметофіту

Маршанція, политрих

обычный (кукушкин

лен), сфагновые мхи

Регуляторы режима

увлажнение на болотах, лугах, в лесах.

Образуют торф.

Применялись как

перевязочный

материал.

Усложняют аэрацию

почвы, становятся причиной пожаров

Плауновидные

Побеги ветвятся

дихотомически. Стебель состоит из эпидермиса,

коры и ведущих тканей

Имеют настоящие

корни, которые ветвятся

дихотомически

Листья с

продихами и

одной жилкой

Спорангии образуются на особых листках спорофілах, которые могут размещаться на верхушках побегов - спороносных колосках

Преобладает спорофит.

Из спор образуется

гаметофіт, небольшой,

сланевої строения, который не оставляет оболочки споры.

После слияния гамет образуется новый спорофит

Плаун булавовидный,

селягінела, молодильник

Роль в природе незначительная.

Споры применяются в пиротехнике, литье, фармации. Растения используются как декоративные, лекарственные. Вымершие плауновидные сыграли значительную роль в образовании каменного уголь

Хвощеподібні

Расчлененное тело на узлы и междоузлие.

В узлах кольцами размещены

боковые веточки.

Стебель ребристый с прожилками внутри

Корневище

разделено на узлы

и междоузлие с

дополнительными

корнями

Фотосинтезує стебель.

Листья в виде зубцов образуют влагалище, что прикрывает узел.

Спорангии собранные в

стробилы на верхушках

побегов. Есть виды, имеющие

специализированные

спороносные побеги.

На оси размещены стробіла

щитки, на щитках

образуются спорангии,

а у них споры

Преобладает спорофит.

Споры распространяются

ветром, образуют

однополые гаметофіти,

самостоятельно существующие

расчлененные пластины,

на которых развиваются половые органы и клетки. После слияния гамет образуется новый спорофит

Хвощ полевой,

хвощ лесной,

хвощ луговой,

хвощ большой

Хвощ полевой -

злобный сорняк,

лекарственная растение,

индикатор кислых

почв.

Вымершие хвощи отыграли

большое роль в образовании каменного угля

Папоротникообразные

Травянистые, древесные

растения. В большинстве

наземная часть - целостные и перисто - или дважды перисторассеченные

листья вайї, что нарастают верхівково, как побеги

Корневище с

дополнительными

корнями

Листья-вайї

Спорангии собраны в сорусы,

что размещены снизу

листков. У некоторых видов есть

особые спороносные вайї

Преобладает спорофит.

Споры прорастают в

двуполый гаметофіт,

что бывает зеленым и имеет

вид сердцевидной пластины. Оплодотворение происходит в воде. 3 зиготы прорастает новый спорофит

Сальвиния плавающая, щитник

мужской,

без щитник

женский орляк

Берут участие в

образовании растительных

группировок и накоплении органической

вещества,

используются

как лекарственные, декоративные растения. Вымершие папоротники образовали значительные залежи каменного угля

 

5. Обобщение и систематизация понятий, усвоение соответствующей системы знаний, ведущих идей и основных теорий.

Выполнение заданий практикума.

Разделите термины на группы, подчеркните эти группы одним цветом и объясните, по какому признаку вы это сделали.

Высшие растения; высшие споровые растения, вайї, сорусы, палеоботаника, ткани, спорофит, гаметофіт, архегонії, антеридії, бриология, слоевище, ризоїди, спорогон.

6. Итоги урока, аргументация оценок.

7. Домашнее задание. Повторить материал по учебнику, подготовиться к тематической аттестации.