Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии 7 класс

Раздел II. РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ

 

Тема 2. Высшие споровые растения

 

УРОКИ 34-35

Тема. Отдел Папоротникообразные, их разнообразие и значение

Лабораторная работа №14. Строение щитники мужского

 

Цель. Сформировать у учащихся знания о особенности строения папоротникообразных и процессов жизнедеятельности, их роль в природе и жизни человека, разнообразие.

Основные понятия и термины: вайї, сорусы.

Методы и методические приемы: словесные (рассказ, беседа (подготовительная), рассказ с элементами беседы, работа с учебником); наглядные (демонстрация оборудования); практические (выполнение лабораторной работы, задач в практикуме); репродуктивные (беседа) и поисковые (эвристическая беседа, создание и решение проблемных ситуаций); самостоятельная работа учащихся с учебником.

Оборудование: таблицы „Жизненный цикл щитники мужской”, „Разнообразие папоротникообразных”, рисунки 11 видов папоротникообразных, занесенных в Красную книгу Украины, гербарные образцы, учебники.

Тип урока: комбинированный.

 

Структура урока

Этапы урока

Время, мин.

1.

Организационный момент.

1

2.

Проверка выполнение домашнего задания.

10

3.

Сообщение темы, цели и задач урока.

 

 

Мотивация учебной деятельности.

3

4.

Восприятие и первичное осмысление нового материала.

15

5.

Обобщение и систематизация изученного.

10

6.

Итоги урока, аргументация оценок.

5

7.

Домашнее задачи.

1

 

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания.

Ученики обмениваются шпаргалками, которые они сделали дома, и пытаются раскрыть содержание и оценить их. Другой задачей можно предложить учащимся, пользуясь собственными шпаргалками, пересказать текст учебника. Оцениваются полнота и правильность перевода. После этого можно предложить пересказать текст без шпаргалки.

3. Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Подготовительная беседа. Существует легенда, что папоротник цветет раз в год, в ночь на Ивана Купала. По легенде, тот, кто найдет цветок папоротника, может загадать любое желание. Но, как вы уже знаете, папоротникообразные, как и мохообразные, хвощеподібні и плауновидные, относящихся к высших споровых растений. Имеют споровые растения в своем строении цветок? Или правильное это поверье? Но дыма без огня не бывает, и легенда, очевидно, имеет свое основание. Попробуем это выяснить.

Итак, тема урока - “Отдел Папоротникообразные. Разнообразие и значение папоротникообразных”.

 

План

1. Общая характеристика папоротникообразных.

2. Значение в природе и жизни человека.

3. Выполнение лабораторной работы.

 

4. Восприятие и первичное осмысление нового материала.

Общая характеристика папоротникообразных

1) Рассказ с постепенным заполнением таблицы (урок 31).

Папоротникообразные - это отдел, который охватывает около 10 тысяч видов, и представлен в основном травянистыми растениями. Однако есть среди них кустарники и древовидные растения, распространенные в тропических лесах. Несмотря на значительное разнообразие, всем папоротникообразной присущи следующие черты: листкостеблова строение, наличие настоящих корней (в большинству это придаточные корни, отходящие от корневища), листья относительно большие, то есть является фактически упрощенным ветвями, преобладание в цикле размножения спорофіту (демонстрация таблицы «Разнообразие папоротникообразных»).

Наиболее распространенными являются папоротникообразные, которые в своем цикле образуют одинаковые споры (рівноспорові). С каждой такой споры вырастает обоеполый заросток (с антеридіями и архегоніями).

Подземная часть представлена корневищем с дополнительными корнями.

Наземная часть - это листья спорофита, которые называют ваш. У основания они покрыты сухими бурыми чешуйками, которые защищают молодые листья от заморозков и засухи. Молодые листья туго закрученные в характерные для папоротникообразных “завитки”. Листья могут быть цельными или перисто - двічіперисторозсіченими.

Размножаются папоротникообразные вегетативно, безстатево (спорами) и половым способами.

2) Демонстрация таблицы „Жизненный цикл щитники мужского”. Объяснение. Спорангии у папоротников располагаются на нижней поверхности листьев. Они собраны кучками и называются сорусами. В спорангіях созревают споры, которые впоследствии высыпаются и разносятся ветром. В благоприятных условиях из спор образуются обоеполые гаметофіти. Они имеют вид зеленой сердцевидной пластинки, которую еще называют заростком. Снизу есть ризоїди и образуются органы размножения - антеридії и архегонії. В антеридіях образуются подвижные мужские половые клетки - сперматозоиды. Женские клетки неподвижные. Для оплодотворения необходим дождь или обильная роса. По воде сперматозоид проникает в архегоній и оплодотворяет яйцеклетку. Образуется зигота. Из зиготы образуется новый спорофит, который питается за счет гаметофіта, пока в нем не начнется процесс фотосинтеза.

 

Значение в природе и жизни человека*

3) Рассказ или работа с учебником (проработка соответствующего фрагмента статьи).

Наиболее распространенными представителями папоротников в Украине есть щитник мужской, безщитник женский, орляк, многоножка (демонстрация изображений или гербарных образцов).

Щитник мужской - многолетнее папоротник семьи Щитникові. Растет по всей территории Украины в лиственных и смешанных лесах, на опушках. Имеет короткое толстое горизонтальное корневище (видоизмененный побег, густо покрытый остатками черешков). Короткочерешковые листья собраны у корневища в воронковидный пучок. На листьях образуются крупные округлые сорусы. Спороносить папоротник в июне-июле. Корневище мужского щитники используют для удаления из человеческого организма ленточных глистов. Следует помнить, что щитник мужской - ядовитое растение, поэтому лечение нужно осуществлять только под наблюдением врача.

Орляк обыкновенный - одна из самых распространенных папоротникообразных растений Украины. Ветвистый черное корневище находится на значительной глубине. Оно богато на крахмал (46%), а листья этой папоротники имеют протигнильні свойства. Корневище применяют в пивоварении, для изготовления клея. Клей из папоротника не растворяется в холодной воде, поэтому бумага и ткань, пропитанные им, не промокают и не пропускают воздух. Корневище орляка содержит дубильные вещества.

Листья этого папоротника используют на подстилку скоту. Качество навоза значительно улучшается, потому что он содержит много калия. Орляк употребляют и в пищу. Из молодых, еще не раскрученных побегов папоротника готовят блюда, которые по вкусу напоминают спаржу. В народной медицине корневище орляка используют как средство против глистов, кашля, золотухи, ломоты. Есть сведения, что корневище растения содержит ядовитые вещества, поэтому пользоваться им надо осторожно.

Папоротник страусиное перо, паперушина имеет очень оригинальный вид. Паперушина - декоративное растение, она есть экзотическим украшением наших парков и скверов, домашних садов. Надо учесть, что она требует много влаги, любит нагіівзатінок. Паперушина дает отводки, которые можно отделить и перенести на новое место. Такое вегетативное размножение этой растения могло бы обеспечить ее широкое распространение. Ведь страусиное перо случается в Украине теперь редко. По данным Г.Смика (1990), увидеть эту папоротник можно в Карпатах. Сохранились единичные местообитания паперушини на Черниговщине (возле села Корюковка), Сумской (Глуховский, Сумской районы), Черкащине (возле Канева), Харьковской (возле Чугуева и Харькова). В степи растет она только на Днепропетровщине.

У этого растения споры образуются на специальных листках, которые отличаются от обычных зеленых листьев. Спороносные листья паперушини в пять-семь раз короче обычных вегетирующих, разделенные на короткие закрученные зеленоватые дольки. Появляются они в начале второй половины лета - накануне Ивана Купала. их необычное, своеобразная форма, видимо, и привлекла внимание человека. Возможно, что в далекие времена и родилась легенда про цветок папоротника. Ведь многое в ней соответствует действительности: растет этот папоротник в темном лесу, а молодые листья со спорангіями слегка люминесцируют.

Сальвиния плавающая - однолетнее растение, которое принадлежит к отдела Папоротникообразные. Интересным является то, что эта папоротник, кроме необычной формы, умеет плавать. Она образует большие заросли на поверхности воды в водоемах юга Украины. Корней у сальвинии нет, а их функции выполняют погруженные листья. На стеблях растения развиваются три ряда листьев: два - из эллиптических плавающих, третий - из погруженных коренеподібних. А считают погруженные части растения листьями потому, что на них развиваются сорусы со спорами, которые на корнях расти не могут, а развиваются лишь на листьях. Споры у сальвинии разные по размерам и назначению. Это - різноспорова растение. Осенью растения отмирают, а спелые сорусы опускаются на дно. Весной из них выходят споры и выплывают на поверхность воды. После оплодотворения развиваются новые плавающие растения - сальвинии.

Папоротники участвуют в образовании растительных сообществ и накоплении органического вещества. Большое значение отыграли папоротникообразные в образовании каменного угля. В пластах угля по всей земном шаре и до сих пор находят их окаменелые останки.

В Красную книгу Украины занесено 11 видов папоротникообразных: гронянку полулунную, вудсію альпийскую, вудсію ельбську, аспления черного, анограму тонколисту, краекучника персидского, нотолену марантову, адіанта венериного волоса, птериса критского, марсилію чотирилисту, сальвиния плавающая (демонстрация соответствующих изображений).

 

Лабораторная работа № 14

Тема, Строение щитники мужского.

Цель. На примере мужского щитники изучить особенности строения папоротникообразных.

Оборудование и материалы: гербарные образцы папоротника, микроскоп, мікропрепарат „Сорус папоротника”, учебник.

 

Ход работы

1. Рассмотрите растение спороносну папоротника. Найдите корневище с корнями, отходящими от него, листок. На нижней поверхности листа найдите бурые бугорки - сорусы.

2. Схематично нарисуйте щитник. На рисунке обозначьте корневище (видоизмененный побег), листья, сорус.

3. На мікропрепараті “Сорус папоротники” рассмотрите спорангии с помощью микроскопа при увеличении в 56 раз и споры при увеличении в 300 раз. Нарисуйте увиденное.

Сделайте выводы по результатам выполненной работы.

 

5. Обобщение и систематизация изученного.

Самостоятельная работа с учебником. Игровой прием “Кто больше?”. За фиксированное время ученикам предлагается сформулировать наибольшее количество вопросов к параграфу или части параграфа.

6. Итоги урока, аргументация оценок.

7. Домашнее задание. Повторить весь материал, что касается высших споровых растений, подготовиться к уроку обобщение и систематизации знаний.

_____________________________________________________________________

* Материал можно освещать выборочно, в зависимости от наличия времени и наглядного оборудования.