Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Биология конспекты всех уроков 8 класс

ХОРДОВЫЕ ЖИВОТНЫЕ. БЕЗЧЕРЕПНІ. РЫБЫ.

 

УРОК № 32

 

Тема. Надкласс Рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности хрящевых рыб.

Цель: ознакомить учащихся с особенностями хрящевых рыб, дать общую характеристику класса Хрящевые рыбы,

Оборудование и материалы: учебник [1], тетрадь [3], фотографии, рисунки, плакаты, схемы, позволяющие иллюстрировать особенности строения и жизнедеятельности хрящевых рыб.

Базовые понятия и термины: хрящевые рыбы, акулы, скаты.

Тип урока: комбинированный.

 

Ход урока

Iэтап .Організаційний

II.Актуалізація опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Обсуждение вопроса

Акулы - это рыбы, но чем они отличаются от тех рыб, которых вы видели в реках Украины?

III.Вивчення нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

1. Общая характеристика надкласу Рыбы

Акулы - это хрящевые рыбы. Для того чтобы разобраться, надо их охранять, следует познакомиться с ними поближе.

И хрящевые и костные рыбы входят в состав надкласу Рыбы. Надкласс Рыбы - самая большая по численности видов и древнейшая группа первично водных хордовых животных. Рыбы заселили все виды морских, пресных и солоноватых водоемов. Вся их организация несет на себе отпечаток приспособления к жизни в плотном водной среде. Главные особенности их организации следующие:

1. Форма тела обтекаемая за счет плавного перехода ее отделов - головы, туловища и хвоста - одна в одну и сплющена с боков.

2. Кожа богата железами, обильно выделяют слизь, и покрыта чешуей.

3. Органы движения и стабилизации положение тела спиной вверх - это непарные и парные плавники. Плавучесть костных рыб поддерживается гидростатическим органом - плавательным пузырем.

4. Скелет хрящевой или костный. Череп неподвижно соединен с позвоночником. В позвоночнике два отдела: туловищный и хвостовой. Пояса конечностей не связаны с осевым скелетом.

5. Мышцы слабо дифференцированные, сегментированные. Движения тела однообразные, змеевидные и преимущественно в горизонтальной плоскости.

6. Захватывания пищи за активное помощью челюстей. Передний и средний отделы кишечника сильно дифференцированы. Развитые пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа.

7. Органы дыхания - жабры.

8. Кровеносная система замкнутая, имеет один круг кровообращения и двухкамерное сбрце. Органы и ткани рыб снабжаются артериальной кровью.

9. Органы выделения - парные тулубні почки. Конечный продукт азотистого обмена, который выводится из организма, - аммиак или мочевина.

10. Центральная нервная система представлена головным и спинным мозгом. Головной мозг дифференцированный на пять отделов. Строение органов чувств - зрения, обоняния, слуха - адаптирована к функционирования в водной среде. Развит особый орган боковой линии, ицо позволяет рыбам ориентироваться в течениях воды.

11. Рыбы раздельнополые, многим присущ половой диморфизм. Размножение только половое. В большинства оплодотворение наружное, в воде. Развитие с неполным метаморфозом (со стадией личинки).

12. Отделы тела рыб - голова, туловище, хвост - плавно переходят друг в друга, обеспечивая обтекаемость. Плавают рыбы за счет боковых волнообразных изгибов тела. Тело покрыто черепицеобразно расположенными костными пластинками - чешуей. Выделяемый многочисленными кожными железами слизь уменьшает трение во время движения рыбы. Парные плавники - грудные и брюшные - поддерживают нормальное положение тела спиной вверх, служат стернами поворота, а у некоторых рыб (скаты) - основными органами движения.

Надкласс Рыбы подразделяется на два класса - Хрящевые и Костные.

2. Общая характеристика класса Хрящевые рыбы

Этот класс представлен группой немногочисленных морских видов рыб, имеющих хрящевой скелет в течение всей жизни. Жаберные крышки отсутствуют, по бокам головы наружу открывается 5-7 жаберных щелей. Плавательный пузырь не развит, поэтому, чтобы не «утонуть», рыбы активно плавают. Парные плавники расположены горизонтально. Хвостовой плавник нерівнолопатевий, с большим верхним и малым нижним лопатнями. Передняя часть головы вытянута в удлиненное рыло, за что рот находится с стороны брюха и имеет вид поперечной щели. Оплодотворение внутреннее. Размножение происходит путем откладывания яиц или живородіння.Клас Хрящевые рыбы делится на два подкласса.

Подкласс Пластинчастозяброві рыбы. В пластинчастозябрових рыб, к которым относятся акулы и скаты, костная ткань полностью отсутствует. Они имеют хрящевой костяк, что часто бывает звапняковілим. Верхняя челюсть представлена массивным небно-квадратным хрящом, не сливающимся с черепной коробкой и соединен с ней только соединительнотканной связкой или зчленуваннями хрящей.

Кожа у пластинчастозябрових обычно покрыта плакоїдною чешуей, которая представляет собой наиболее древний тип лускового покрова. Каждая такая чешуя состоит из основной пластинки, на которой поднимается конический или грибовидный зубец (кожный зуб), покрытый слоем эмали, что заканчивается одним или несколькими остриями. Наличие кожных зубов придает коже акульих той или иной степени выраженную и иногда очень сильную шероховатость, благодаря которой она может использоваться в столярном деле как абразивный материал. Видоизмененные кожные зубы образуют плавникові колючки в рогатых и колючих акул, хвостовые иглы у скатов-хвостоколов, пилообразные зубы на рилі (рострумі) у акул - пыльценосов и рыб-пил.

Жаберной крышки в пластинчастозябрових рыб никогда не бывает, и с каждой стороны тела наружу открывается 5-7 жаберных щелей.

В многих рыб есть также бризкальця - небольшие отверстия, расположенные за глазом, представляют собой рудимент еще одной щели между щелепною и під'язичною дугами.

Жаберные лепестки в акульих имеют форму пластин и прикрепляются к дугам по всей своей длине (отсюда название «пластинчастозяброві рыбы»).

Наличие спирального клапана в кишечнике и артериального конуса в сердце - важные анатомические особенности пластинчатозябрових. Спиральный клапан представляет собой вырост слизистой оболочки пищеварительного тракта. Он образует от 4 до 50 оборотов и сильно увеличивает всасывающую поверхность кишечника. Артериальный конус -- особый отдел сердца, который располагается спереди желудочка и имеет несколько рядов півмісячних клапанов. Он способен к самостоятельным ритмических сокращений.

Процесс размножение пластинчастозябрових характеризуется специфическими особенностями. Оплодотворение происходит внутри тела. Размножение происходит путем откладывание яиц, яйцеживорождения или живорождения.

Яйцеживородні виды, к которым относится большая часть современных акульих, характеризуются тем, что оплодотворенное яйцо остается в заднем отделе яйцеводов (в «матке») вплоть до рождения молодежи. Младенцы акульих рыб появляются на свет вполне подготовленными к самостоятельному существованию.

Форма тела пластинчастозябрових рыб очень разнообразна. Одни из них имеют торпедообразной тело, приспособленное к быстрому перемещению, и являются хорошими плавниками, другие сплющенные в спинно-брюшном направлении и в основном проводят жизнь, лежа на дне. Размеры их сильно колеблются: самые мелкие виды не превышают 15-30 см в длину, в то время как у гигантских акул и скатов длина достигает 15-20 м, а масса измеряется тоннами.

Подкласс Голоцефали, или Суцільноголові. Обладая целым рядом неповторимых особенностей, представители этого подкласса рыб еще и найвигад - ливішим образом сочетают в себе черты пластинчатозябрових и костных рыб. Не случайно Карл Линней одном из родов дал название «Химера».

С пластинчатозябровими их роднит, например, способность самок откладывать большие яйца, заключенные в роговые капсулы, наличие в наружном скелете плакоїдних чешуек («кожных зубов»), а также полное отсутствие окаменение внутреннего хрящевого скелета, некоторые элементы которого время укрепляются за счет звапняковіння.

Кроме этого, в сердце в современных суцільноголових, так же как и в пластинчатозябрових, есть артериальный конус, в кишечнике проходит спиральный клапан.

Но в суцільноголових, как и у костных рыб, отсутствуют клоака (анальный и мочеполовой отверстия обособленные) и бризкальце, с каждой стороны тела есть только по одном зябровому отверстия, а череп соединяется с позвоночником при помощи затылочных мищілок. Зубной аппарат суцільноголових, как и двоякодышащих, представлен крепкими жевательными пластинками (две пары на верхних челюстях и одна пара - на нижних); нередко эти пластинки имеют валики или гребни.

Считается, что суцільноголові происходят от вымерших акульих предков и представляют собой боковую філогенетичну ветку, наследственно не связанную с костными рыбами. Эта группа известна с верхнего девона и процветала она до мелового периода. Все немногочисленные сегодня живучи суцільноголові принадлежат к ряду химероподібних.

IV.Узагальнення, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Работа с учебником

Школьники изучают рисунок на с. 135, читают текст «Общая характеристика надкласу Рыбы».

Потом ученики рассматривают рисунки на с. 136-139, знакомятся с внешней и внутренним строением хрящевых рыб, при необходимости обращаясь к рубрике «Если вы забыли».

Проверить свои знания учащиеся могут, ответив на вопросы 1, 3-5 на с. 140.

Работа с тетрадью

Выполнить задания в тетради [3, с. 48-49].

V.Самостійна работа учащихся

Ученики знакомятся с рубрикой «Запомните самое важное» на с. 139, при необходимости записывают выводы в зощит.

VIИтоги урока

Школьники самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание на те новые знания, которых они приобрели в процессе этого урока.

VII.Домашнє задачи

В учебнике [1] прочитать § 32, ответить на вопросы 2, 6 после параграфа на с. 140.

В тетради [3, с. 48--49] выполнить задание.