РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК
Тема 5.
ДЫХАНИЕ
УРОК 34. Механизм дыхательных движений. Регуляция
дыхание
Образовательная цель: объяснить механизм
дыхания, сформировать понятие нервной и гуморальной регуляции дыхания, их
взаимосвязь, раскрыть роль дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и
выдоха, значение дыхательных рефлексов, сущность и способы измерения жизненной
емкости легких.
Основные понятия и термины: дыхательные
движения, вдох и выдох, жизненная емкость легких, нервная регуляция, гуморальная
регуляция, дыхательный цикл, дыхательные рефлексы, дыхательный центр, плевральная
полость, плевра, легочная плевра.
Оборудование: спирометр, таблицы
«Органы дыхания», «Дыхательные движения».
Структура урока, основное содержание и
методы работы
I. Актуализация опорных знаний
учащихся.
Беседа.
- Что такое альвеолярная воздуха?
- Как происходит насыщение крови
кислородом и удаление из нее углекислого газа (в легких)? Освобождается ли наша
кровь от углекислого газа в легких полностью?
- Что такое клеточное дыхание и которая
его роль для организма?
- Есть ли в нашей крови свободный азот?
- Какой вред наносит организму угарный
газ и что надо делать, чтобы предотвратить отравление ним?
II. Мотивация учебной деятельности.
Создание проблемной ситуации.
В американского ковбоя была
сквозная рана - прострелена грудная клетка. Несмотря на то, что легкие не
получили повреждения, ковбой умер от удушья. Почему наступила смерть?
III. Изучение
нового материала.
1. Роль дыхательного центра в
ритмичном чередовании вдоха и выдоха.
(Рассказ учителя с элементами
беседы.) 1919 г. русский физиолог Мысловский установил, что в продолговатом
мозга есть группы клеток, в которых автоматически возникают ритмические возбуждения,
предопределяют вдох и выдох. Дыхательный центр находится в состоянии постоянной
активности. Его поражение вызывает немедленную смерть.
2. Механизм дыхательных движений. (Работа с таблицей «Органы дыхания».)
Объясните:
а) Какое значение имеет герметичность
стенок грудной полости в механизме вдоха?
б) Что произойдет в организме, если,
например, при поражении нарушается герметичность грудной полости и воздуха
попадет между двумя плеврами?
в) Пользуясь таблицей «Дыхательные
движения», объясните, какие органы участвуют в процессе вдоха и выдоха.
г) Типы дыхания (вдох):
- грудное (грудные, трапециевидные
мышцы) - поднятие грудины;
- среднее (внутренние межреберные
мышцы) - расхождение ребер, расширение грудной клетки;
- брюшное (диафрагма) - опускания
корней легких.
3. Нервная регуляция дыхания.
(Рассказ учителя с элементами беседы.)
4. Гуморальная регуляция дыхания.
Самонаблюдение.
Задержать дыхание после глубокого
выдохе как можно дольше и объяснить свои ощущения.
После опыта ваше дыхание стало
глубоким и ускоренным. Почему?
Дыхательный центр реагирует на
концентрацию в крови углекислого газа, а не кислорода.
- Как
можно объяснить, что в момент доставки самолетом экипажа полярной станции на место
работы (высота 5 км над уровнем моря) чувства всех замечательное (хотя приборы фиксируют
кислородное голодание), а через
0,5-1,5 часа возможные
головокружение и многодневный шок?
(Дыхательный центр «не знает», что
организму не хватает кислорода; центр сигнализирует только о том, что углекислого
газа достаточно и дышать нужно, как при обычных условиях; это и будет, собственно,
ошибкой).
5. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ).
Учитель объясняет суть понятия «Жизненная емкость легких», предлагает исследовать
проблему: как физическая подготовка влияет на состояние легких и сердца. Выбираются два
ученики (один занимается спортом, другой - нет). С помощью спидометра определяют
их ЖЕЛ. Ученики делают вывод, почему показатели ЖЕЛ у этих учеников разные.
IV. Закрепление изученного материала.
Впиши в клеточки сроки,
заканчиваются на «-ый».
1. В спокойном состоянии в легких под
время вдоха поступает около 0,5 л воздуха - это _________________ объем.
2. Отдел мозга, регулирующий
дыхательные движения___________________ .
3. При самом глубоком выдохе можно
выдохнуть еще 1,5 л воздуха - это ________________
объем.
4. После спокойного вдоха при
максимальном усилии можно вдохнуть
еще около 1,5 л
воздух - это
_________________ объем
воздуха.
5. Самый большой хрящ гортани___________________
.
6. Хрящ гортани, который закрывает вход
к гортани в момент глотания пищи.
V. Домашнее задание.
Изучить соответствующую тему с
учебника.