Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии для 9 классов

РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК

 

Тема 5. ДЫХАНИЕ

 

УРОК 34. Механизм дыхательных движений. Регуляция дыхание

 

Образовательная цель: объяснить механизм дыхания, сформировать понятие нервной и гуморальной регуляции дыхания, их взаимосвязь, раскрыть роль дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха, значение дыхательных рефлексов, сущность и способы измерения жизненной емкости легких.

Основные понятия и термины: дыхательные движения, вдох и выдох, жизненная емкость легких, нервная регуляция, гуморальная регуляция, дыхательный цикл, дыхательные рефлексы, дыхательный центр, плевральная полость, плевра, легочная плевра.

Оборудование: спирометр, таблицы «Органы дыхания», «Дыхательные движения».

Структура урока, основное содержание и методы работы

I. Актуализация опорных знаний учащихся.

Беседа.

- Что такое альвеолярная воздуха?

- Как происходит насыщение крови кислородом и удаление из нее углекислого газа (в легких)? Освобождается ли наша кровь от углекислого газа в легких полностью?

- Что такое клеточное дыхание и которая его роль для организма?

- Есть ли в нашей крови свободный азот?

- Какой вред наносит организму угарный газ и что надо делать, чтобы предотвратить отравление ним?

II. Мотивация учебной деятельности. Создание проблемной ситуации.

В американского ковбоя была сквозная рана - прострелена грудная клетка. Несмотря на то, что легкие не получили повреждения, ковбой умер от удушья. Почему наступила смерть?

III. Изучение нового материала.

1. Роль дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха.

(Рассказ учителя с элементами беседы.) 1919 г. русский физиолог Мысловский установил, что в продолговатом мозга есть группы клеток, в которых автоматически возникают ритмические возбуждения, предопределяют вдох и выдох. Дыхательный центр находится в состоянии постоянной активности. Его поражение вызывает немедленную смерть.

2. Механизм дыхательных движений. (Работа с таблицей «Органы дыхания».)

Объясните:

а) Какое значение имеет герметичность стенок грудной полости в механизме вдоха?

б) Что произойдет в организме, если, например, при поражении нарушается герметичность грудной полости и воздуха попадет между двумя плеврами?

в) Пользуясь таблицей «Дыхательные движения», объясните, какие органы участвуют в процессе вдоха и выдоха.

г) Типы дыхания (вдох):

- грудное (грудные, трапециевидные мышцы) - поднятие грудины;

- среднее (внутренние межреберные мышцы) - расхождение ребер, расширение грудной клетки;

- брюшное (диафрагма) - опускания корней легких.

3. Нервная регуляция дыхания. (Рассказ учителя с элементами беседы.)

4. Гуморальная регуляция дыхания.

Самонаблюдение.

Задержать дыхание после глубокого выдохе как можно дольше и объяснить свои ощущения.

После опыта ваше дыхание стало глубоким и ускоренным. Почему?

Дыхательный центр реагирует на концентрацию в крови углекислого газа, а не кислорода.

- Как можно объяснить, что в момент доставки самолетом экипажа полярной станции на место работы (высота 5 км над уровнем моря) чувства всех замечательное (хотя приборы фиксируют кислородное голодание), а через 0,5-1,5 часа возможные головокружение и многодневный шок?

(Дыхательный центр «не знает», что организму не хватает кислорода; центр сигнализирует только о том, что углекислого газа достаточно и дышать нужно, как при обычных условиях; это и будет, собственно, ошибкой).

5. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Учитель объясняет суть понятия «Жизненная емкость легких», предлагает исследовать проблему: как физическая подготовка влияет на состояние легких и сердца. Выбираются два ученики (один занимается спортом, другой - нет). С помощью спидометра определяют их ЖЕЛ. Ученики делают вывод, почему показатели ЖЕЛ у этих учеников разные.

IV. Закрепление изученного материала.

Впиши в клеточки сроки, заканчиваются на «-ый».

1. В спокойном состоянии в легких под время вдоха поступает около 0,5 л воздуха - это _________________ объем.

2. Отдел мозга, регулирующий дыхательные движения___________________ .

3. При самом глубоком выдохе можно выдохнуть еще 1,5 л воздуха - это ________________ объем.

4. После спокойного вдоха при максимальном усилии можно вдохнуть еще около 1,5 л воздух - это _________________ объем воздуха.

5. Самый большой хрящ гортани___________________ .

6. Хрящ гортани, который закрывает вход к гортани в момент глотания пищи.

 

 

V. Домашнее задание.

Изучить соответствующую тему с учебника.