РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК
Тема 5.
ДЫХАНИЕ
УРОК 33. Газообмен в легких и
тканях
Образовательная цель: показать значение
газообмена в легких и тканях, роль диффузии в этих процессах, на примере
диффузии газов показать взаимодействие биологических и физических явлений в организме;
сделать вывод о необходимости гражданской борьбы за чистый воздух и
соблюдение правил личной гигиены дыхания.
Основные понятия и термины:
газообмен, вдыхаемый, выдыхаемый, альвеолярное воздуха; диффузия, парциальное
давление, газообмен, оксигемоглобин, артериальная, венозная кровь.
Оборудование: модели строения легких,
таблицы «Кровообращение», «Органы дыхания», «Газообмен в легких и тканях».
Структура урока, основное содержание и
методы работы
И. Актуализация опорных знаний.
Головоломка «Органы дыхания»
В кольцах фигур впишите названия
органов дыхательной системы и цифрами обозначьте путь воздуха в них.
Ответ: 1. Рот + нос
2. Трахея.
3. Бронхи.
4. Легкие.
5. Носоглотка.
6. Гортань.
1→5→6→2→3→4
II. Мотивация учебной деятельности.
Весной 1862 г. во Франции трое людей
поднялись на воздушном шаре
«Зенит» на высоту 11 км. На землю
вернулся один живой, остальные погибли. Никто не мог объяснить причину трагедии,
поскольку кислорода на этой высоте было достаточно. Впоследствии причину установил
российский ученый И.М. Сеченов.
Вы сможете объяснить причину этой
трагедии, изучив материал урока.
III. Изучение
нового материала.
1. Состав воздуха. Изменение состава
воздуха в организме.
а) Демонстрация и объяснение
опытов.
Опыт 1.
Ученик дышит в холодную стакан с
водой, на стенках оседает водяной пар.
- Что произошло?
- Откуда взялась вода?
Опыт 2.
Ученик дышит в трубочку, которая соединена
с пробиркой, в которой есть известковая вода.
- Что произошло с веществом в
пробирке?
- Почему известковая вода помутнела?
- Откуда взялся углекислый газ?
б) Анализ таблицы в учебнике
«Состав атмосферного воздуха и выдыхаемого воздуха».
Беседа
- Что произошло с воздухом в
организме?
- Почему изменился его состав?
- Где изменился состав воздуха в
организме?
2. Строение легких. Дыхательные пути. (Работа
с муляжом «Легкие» и таблицей «Органы дыхания».)
- Как воздух попадает с
окружающей среды до легких?
Строение легких?
- Какие особенности строения альвеол?
Строение капилляров?
3. Газообмен в легких. (Рассказ
учителя с элементами беседы, использование таблицы «Газообмен в легких и
тканях».)
- Как происходит газообмен в
легких? Почему кислород переходит из альвеол в капилляры, а углекислый газ -
наоборот?
- Какова причина этого явления?
- Что такое парциальное давление?
- Что такое диффузия?
Объяснение рисунка.
400 млн. альвеол
S = 150 кв. м
Можете ли дать ответ на
вопрос:
- Почему погибли люди на «Зените»?
(Люди погибли от недостатка кислорода в
организме. На большой высоте люди оказались в условиях пониженного давления - в
разреженной атмосфере очень низкое парциальное давление кислорода). На высоте 11 км
артериальная кровь по своему газовому составу приближается к венозной. Все ткани
тела испытывают острую нехватку кислорода. Поэтому на такой высоте необходимо
пользоваться кислородными приборами).
4. Газообмен в тканях.
Работа с таблицами «Кровообращение»,
«Газообмен в легких и тканях».
В процессе беседы сформировать представление
о газообмен в тканях.
- Покажите на таблице малое и большое
круга кровообращения.
- Для чего кровь доставляет в ткани
кислород?
- Где происходит окисление?
- Почему митохондрии называют
силовыми станциями клетки?
- Какова причина газообмена в тканях?
Объяснение опорного конспекта.
Газообмен в тканях:
а) в цитоплазме С6Н12О6
→ 2С3Н6О3 +
200 кДж
б)
2С3Н6О3
+ 6О2 → 6Н2О + 6СО2 +
2600 кДж
- Как происходит газообмен в
легких и тканях, когда человек находится в зоне высокого давления?
Объяснение явления декомпрессии,
сообщения учащихся о Кесонову болезнь.
5. Транспортировки кровью кислорода и
углекислого газа. (Объяснение учителя с элементами беседы.)
Образование устойчивого соединения с угарным
газом.
СО + Нb НbСО (карбоксигемоглобин)
IV. Закрепление
изученного материала.
Беседа:
- У вас отключили отопление и мама
зажгла духовку газовой плиты, чтобы обогреть квартиру. Что вы посоветуете маме?
- В вашей спальне много комнатных
цветов. Почему зимой после сна вы чувствуете слабость? Как себе помочь?
- Почему в 1846 году на судне «Мери
Именно» погиб батальон солдат, укрывшихся во время шторма в трюме, хотя судно
осталось невредимым?
V. Домашнее задание.
Изучить соответствующую тему с
учебника.