Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии для 9 классов

РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК

 

Тема 5. ДЫХАНИЕ

 

УРОК 35. Заболевания органов дыхания: причины, профилактика

 

Образовательная цель: мобилизовать знания учащихся о иммунитет, инфекционные болезни, раскрыть пути передачи инфекционных болезней через воздух, ознакомить с профилактикой наиболее распространенных заболеваний органов дыхания, режимом во время болезни, научить накладывать горчичники и ставить компрессы.

Основные понятия и термины: грипп, туберкулез, дифтерия, трахеит, бронхит, бронхиальная астма, пневмония, плеврит, рак легких, капельные инфекции.

Оборудование: таблицы «Органы дыхания», «Гигиена дыхания», «Профилактика воздушно-капельной инфекции», вата, сосуд с теплой водой, горчичники, полотенце.

Структура урока, основное содержание и методы работы

И. Актуализация опорных знаний учащихся.

Экспресс-опрос.

Вариант А.

1. Дыхание - это:

а) процесс поглощения кислорода и выделение углекислого газа;

б) процесс окисления органических веществ с выделением химической энергии;

в) газообмен в тканях;

г) газообмен в легких.

2. Стенки бронхов имеют:

а) хрящевые кольца;

б) спираль из волокон плотной соединительной ткани;

в) волокна эпителиальной ткани.

3. Жизненная емкость легких - это:

а) глубокий выдох + глубокий вдох + остаточный объем;

б) дыхательный объем + глубокий вдох + глубокий выдох;

в) остаточный объем + глубокий вдох.

4. Дыхательные движения - это:

а) вдох;

б) выдох;

в) вдох и выдох.

5. Дыхательный центр у человека расположен в:

а) мозжечке;

б) продолговатом мозге;

в) промежуточном мозге.

Вариант Б.

1. Спірометром измеряют:

а) давление крови;

б) температуру тела;

в) пульс;

г) жизненную емкость легких.

2. В дыхательных движениях участвуют мышцы:

а) диафрагма;

б) межреберные;

в) спинные;

г) брюшные.

3. Средняя жизненная емкость легких человека составляет преимущественно:

а) 1500 см3;

б) 2000 см3;

в) 3000 см3;

г) 3500 см3.

4. Транспорт газов через легочный пузырек в капилляр происходит благодаря:

а) диффузии;

б) осмоса.

в) активного транспорта веществ.

5. В большом круге кровообращения газообмен происходит в капиллярах:

а) легких;

б) эпидермиса;

в) тела.

II. Мотивация учебной деятельности.

Необходимо следить за чистотой воздуха. Там, где много пыли в воздухе, много и микробов. Подсчитано, что количество микробов в 1 м3 воздуха школьного кабинета к началу занятий составляет 1600, а в конце занятий - 13500. Поэтому на перерывах необходимо выходить из класса, а помещение проветривать, делать влажную уборку. Это гигиеническое правило Маяковский выразил так:

Нельзя человека

Закупоривать в ящик.

Жилище проветривай

Часто и лучше.

III. Изучение нового материала.

1. Заражение через воздух. Инфекционные болезни. (Беседа с учащимися).

2. Характеристика заболеваний дыхательных путей и их профилактика. (Самостоятельная работа с учебником).

Задание: прочитайте текст учебника и заполните таблицу.

 

Название болезни

Возбудитель

Источник инфекции

Вид инфекции

Профилактика

1. Грипп

Вирус гриппа

Больной человек

Капельная инфекция

Марлевая повязка, закаленность

2. Туберкулез

 

 

 

 

3. Дифтерия

 

 

 

 

4. Трахеит

 

 

 

 

5. Бронхиальная астма

 

 

 

 

6. Пневмония

 

 

 

 

7. Плеврит

 

 

 

 

8. Рак легких

 

 

 

 

 

3. Накладывание горчичников, компрессов. (Рассказ учителя с демонстрацией наложение горчичников, компрессов).

4. Профилактика заболеваний органов дыхание. (Беседа с учащимися).

5. Народные методы лечения заболевания дыхательной системы. (Сообщения учащихся).

IV. Закрепление изученного материала.

Беседа за вопросами.

1. Комнатные растения: герань пахучая, бегония снижают содержание микроорганизмов в воздухе на 43%, цитрус - на 59%, мелкоцветковые хризантемы - на 66%. Какой вывод можно сделать на основании приведенных фактов?

2. Какие есть народные методы лечения заболеваний дыхательной системы?

3. После того, как человек, чихая, прикрыла рот рукой или висякала нос, ей обязательно нужно помыть руки, прежде чем прикасаться к телефонной трубке и ручки дверей. Почему?

V. Домашнее задание.

Изучить соответствующую тему с учебника. Подготовить сообщение о клинической смерти, вредное влияние курения на организм.