Структура и функции
устной и письменной речи
Термины «устная речь»
и «письменная речь» относятся к часто используемым в лингвистике. Они обозначают
самые вместительные и функционально важнейшие языковые явления, которые совокупно образуют всю
систему языка. Эти формы языка еще называют разновидностями языка (устный и письменный
разновидности литературного языка и речи). Однако умотивованішим в этом смысле
является употребление термина «форма», потому что лексема «разновидность» широко используется на
обозначения других понятий: разновидности односоставных предложений, разновидности служебных
частей речи и под.
Устная речь является проявлением
того, что существует в устной речи, а письменная речь - это реализация и проявление
языка письменного. Вещания -
это динамика языка, ее действие, речь в использовании. В литературном украинском вещании
можно использовать только то (фонемы, звуки, аффиксы, слова, самые разнообразные
формы слов и предложений), что существующее в украинском литературном языке, что через
речи, использование в речи закрепилось в языке, вошло в ее системы.
Сравнительный анализ устной
и письменной форм украинского литературного вещания дает возможность выявить как
общие для них признаки, так и отличительные, присущие только одной из форм
вещание. Устная речь и письменная речь различаются:
- материально,
физически. Они представлены неодинаковой материей: устная речь - фонемами,
звуками, интонацией, а письменная речь воплощается в графических (писаных,
печатных) знаках, преимущественно в буквах, иероглифах и т.д.;
- инструментально. Эти
формы речи имеют неодинаковый способ порождения, проявления: единицы устного
речи (звуки, слова и т.п.) образуются органами речи человека,
артикулируются, произносятся, а единицы письменной речи - это записанные,
напечатаны (буквы, знаки препинания) графические знаки;
- способом
восприятия. Все явления, элементы устной речи воспринимаются на слух и
составляют акустические (слуховые) единицы, а явления письменной речи (буквы,
разделительные знаки) воспринимаются зрением и являются оптическими (зримыми), наблюдаемыми
языковыми единицами;
- сферой
применение и выполняемой функцией. Они часто служат неодинаковой
спілкувальній цели и используются по-разному: в одной ситуации - устно, в
других - целесообразно или можно высказаться только письменно;
- проявлением позамовних
средств общения. Жесты и мимика в устном и писемному речи оказываются
по-разному. В устном обмене мнениями эти средства действуют непосредственно и
воспринимаются зрением или на слух в момент их создания, в своем естественном проявлении,
а в писемному речи они передаются и воспринимаются опосредованно (их
описывают), а не в своей натуральной и первоначальной форме;
- вариативностью
(вариантностью) языковых единиц. Устная речь, реализуясь в самых разных
проявлениях интонации, сопровождаясь мимико-жестикуляционными элементами, формами,
по сравнению с письменным имеет значительно большую вариативность смысловой и
стилистического выражения: любое предложение или функциональный заменитель предложения можно
реализовать в множества интонационных вариантов. Например, украинский педагог
Антон Макаренко (1888-1939) отметил, что он «стал настоящим мастером только тогда,
когда научился произносить Иди сюда! с 15-20 оттенками». В то же время и письменная
вещание не является беспомощным в воспроизведении интонации. Например, существует много
способов записать слова Да и Нет, сравн.: Так., Да..., Да!, Так!!, Так!!!,
Так?, Т-так., Т-т-ак., Т-т-т-ак и др. Для этого используются графические
знаки - буквы для обозначения слов, шрифтовые выделения (написанием слов с малой
и большой буквы, курсивом и т.д.), знаки препинания, цифры, химические знаки,
рисунки и др.: Главное сейчас не Когда, а Где; Ши ку йсь!; Прочь! Он - это Человек!
Настоящая!; Нам гитлеров не надо! Даже самых маленьких! И сталина не надо! и т.
др. Однако эти средства во многом уступают средствам устной речи. Письменная
речи не может до тонкостей воспроизвести интонационно-виражальне богатство
речи устной;
- темпом, т.е.
скоростью произнесения слов в речевом потоке. Экспериментально уже доказано,
что изъясняться устно можно в 10 раз быстрее, чем письменно;
- организованностью,
продуманностью. Устная речь, даже будучи литературным, менее организованное
структурно, стилистически, свободнее в отборе языковых средств, чем письменная. Это
особенно объясняется техникой, характером проявления обеих форм речи. Через
недостаток времени устная речь редактировать, видоизменять сложнее; зато записаны
мысли автор может исправлять, изменять, дополнять. Письменная речь почти
всегда более продуманное, осознанное, осмысленное, чем устное. Как справедливо замечает И.
Синица, «высказывание Сказал не подумав воспринимается как вполне вероятный случай, а
высказывание Написал не подумав звучит неестественно и неубедительно». Однако и
написанное, по его мнению, тоже может быть ошибочным. Но это уже зависит от
качества мышления... К написанному с особой ответственностью относится не
только его... автор, но и читатель: Так написано. Сам читал Написанное...
воспринимается как продуманное и проверенное, а потому и более убедительное» ;
- способом и средством
общение. Устная речь является в основном способом и средством непосредственного,
прямого общения между имеющимися собеседниками или по телефону, радио и
телевидению, а письменная речь - это в основном общение между теми, кто
разобщенный и пространством, и временем;
- формой изложения.
Письменная речь чаще всего монологическую, в основном, не предполагает немедленного
реагирования, обратной информации. Диалог в письменной форме обычно создается
при отсутствии его участников (персонажей, действующих лиц) и лишь изредка, с целью
прямого общения (обмен записками, скажем, на собрании и др.). В устном
речи говорящий и слушатель взаимодействуют в основном синхронно (одновременно). Сочетанием
информации в двух проявлениях (того, кто высказывается устно, и того, кто воспринимает
высказанную информацию, производя в это же время и свою) создается диалогическая
вещания;
- время возникновения.
Начало формирования устной речи достигает далеких тысячелетий, когда в ближайших
предков человека постепенно появлялась «потребность что-то сказать друг другу» (Ф.
Энгельс), а письменная речь возникло только с появлением письма примерно в IV тыс.
до н. э.
Все сказанное, реализованное
устно, относится к устной речи, а все написанное от руки или напечатанное
составляет письменная речь. Некоторые лингвисты (Н. Шведова, И. Синица и др.)
считают, будто «далеко не все написанное относится к речи письменной», «как и не
все то, что мы слушаем, является устной речью». Однако формально, по своеобразием проявления
все написанное относится к письменной речи, а все произнесенное - до устного. Проявление
языка в речи всегда реализуется в рамках определенного стиля.
Устная и письменная формы
речи находятся в щонайтіснішій и своеобразной взаимодействии, дополняют друг
одну. Неодинаковое написание слов влияет на их произношение, интонирование. Еще большей
мере произношение слов влияет на их написание (кроме иероглифического, например,
китайского письма, знаки которого - иероглифы - не отражают конкретного
звучание слов подобно цифр (5, 26 и др.), каждая из которых служит знаком
определенного цифрового понятие и в разных языках произносится по-разному). Кроме того,
«пишется много таких слов, которые совсем непривычные в разговоре; устно говорится
много такого, что его не решаются употреблять в писании» (А. Мейе).
Создаваясь неодинаковой
материей, по-разному сприймаючись, устная и письменная литературная речь
составляют две крупнейшие подсистемы (виды, формы) языка и речи, которые
объединяет неразрывная равновесие, взаимодействие и своеобразная возможность взаимной
замены.
Письменная речь является
первичной формой литературного языка, оно начинается созданием и
использованием букв для обозначения звуков. Без письменной фиксации звуков речь не
может стать литературным, понятным для всех, кто ею пользуется. Только так
называемые искусственные языки (эсперанто и др.) не имеют первичной устной формы проявления, не
образуются из нее, а создаются искусственно, однако с ориентацией на какой-либо язык.
Например, эсперанто имеет в своей основе «мертвый» латинский язык. Искусственным языком
общаются преимущественно с иностранцами) лишь отдельные говорящие.
Устная речь служит
основой для речи письменной. Из записи единиц устной речи и начинается
письменная форма языка, которая всегда представляет собой позднее культурное достояние
человека. Следовательно, письменная речь является отражением устной.
Основы теории устного и
письменной речи еще в 20 - 30-е годы XIX в. изложил В. фон Гумбольдт. Он
считал, что «прежде всего нужно изучать живые языки в их устной форме», ибо «живет
вещание [устное. - П. Д.] - это первое и истинное состояние языка», что «...язык живет в
речи, а не в словарях и грамматиках». Конечно, в них речь определенным образом
только фиксируется и сохраняется. По его мнению, «письменность делает живой язык
незыблемой, сохраняя ее в виде мумии», «письменная речь предполагает
воспроизведение его живым словом». Рассуждения В. фон Гумбольдта оригинальные, но
иногда преувеличены, следовательно и неточные: «Слово записанное является только скелетом
произнесенного или вимовлюваного слова».
Развитие обеих форм речи
значительной мере определяется их взаимодействием и взаємовдосконаленням.
Письменная и устная речь
тесно связаны с внутренним вещанием, которое касается особой психической
деятельности человека и реализуется только в ней самой. Внутренняя речь - это
речи - мышления о себе, о других, о чем угодно, но только для себя. Внешнее
речи (устная и письменная), наоборот, является средством общения с другими.
Устная речь - это
всегда основа для речи письменной. Устная речь элементарное
начинается с первых дней жизни ребенка, начинается с образуемых младенцем
нечленоподільних звуков, которые только позже становятся настоящими звуками, словами
- звуками, а впоследствии и словами определенной конкретной и, как правило, родного языка.
Устная речь остается для каждого говорящего единственным средством общения до тех
пор, пока он не начнет овладевать техникой письма. Письменная речь наибольшей
степени формируется через устную речь и является следствием обучения, ориентированного
умением фиксировать с помощью букв единицы устной речи. От умения
высказываться устно и письменно зависит успех общения говорящих по
самых разных ситуаций жизни.
Итак, в наличии и
функционировании обеих форм речи - устной (первичной) и письменной (вторичной) -
находит свое проявление развитие речи, ее всенародный литературный статус,
полноценное утверждение в общественной жизни.