Тема 3. ДИАЛЕКТИКА
§ 1. Диалектика, ее истоки и главные версии
Особый раздел философии
«Темный» описание диалектики течения сущего не является простой прихотью античного философа Гераклита. Причиной темноты природа диалектического процесса, пронизанного противоречиями, почти недоступными рациональному дискурсові. Из этого обстоятельства вытекает первая особенность диалектики как раздела философии - ее софійно-мистический характер.
Выше мы говорили, что антипод диалектики - метафизика имеет рационально-епістемну природу, ориентируется на дискурсивный разум, использует как метод формальную логику и логические критерии истины, главным среди которых является внутренняя непротиворечивость знания.
А как быть с диалектикой, насквозь пропитанной противоречиями? их не обойти, потому что именно они являются сутью диалектики. Формальная логика не поможет в их описании и осмыслении. Поэтому остается только один выход - описывать противоречия и их развязки, используя афористично-мистические средства, не разум, а интуицию. Это - вторая особенность диалектики как раздела философии.
Вместе с тем, как раздел философии диалектика с древних времен не могла полностью избежать действия общего контекста философствования, в котором все-таки доминирует разум, а не мистическая интуиция. Отсюда - третья особенность диалектики. Хотя ее предметы и неподвластные формальной логике, она постоянно пыталась преодолеть свое подчинение интуитивной мистике, перенося акценты с представлений в понятия, с интуиции на дискурсію, предлагая на роль формальной логики специфическую и довольно экзотическую диалектическую логику с категорией противоречия в центре, с изображением движения понятий, которые отражают движение действительности. Вот как описывает А.Ф. Лосев вышеупомянутую тенденцию движения диалектики к своему рационально-понятийного оформления. Речь идет об эволюции диалектических взглядов трех представителей философской школы в г. Милет (VII-VI вв. до н.э.).
В связи с Фалесом, первоосновой диалектики мира является вода. Мыслителю удалось углядеть за всеми интуитивно зримыми проявлениями воды нечто единое. Вода в реке, океане или дождь - ведь это одна и та же вода. Фалес рассуждал по аналогии: если за всеми множественными проявлениями воды и формами, которых она приобретает, стоит единая сущность - вода, то не существует и по внешней разнообразием вещей, которые нас окружают, также единственная универсальная первооснова? Утверждение Фалеса, что вода является первоэлементом всего сущего и перевоплощается во все другие элементы, оставаясь, очевидно, в каждом из них одним и тем самым, является одним из проявлений онтологической диалектики, представленной в чувственных образах.
Анаксимандр углубляет проблематику первоосновы, открытую Фалесом. Рациональная мысль Анаксимандра обратилась к поискам такого более умозрительного начала всего существующего, которое само по себе не имеет начала. Такое всеобщее начало мыслитель назвал алейроном, то есть безграничной массой вещества, из которого возникает все, и к которой все возвращается. Известный исследователь античности А. Ф. Лосев отмечает: «Путь от Фалеса до Анаксимандра, от воды до апейрона есть путь истории диалектики от чувственных характеристик ее задач и натуралистических их исполнений - до аморфной смеси чувственно-натуралистического и рационально-спекулятивного. Еще далеко до того времени, когда діалектич-ный метод будет осознан во всей спекулятивной рациональной чистоте. И тем не менее и у Анаксимандра - несомненный прогресс. Для Фалеса диалектика является все еще только мистически-чувственный путь. Для Анаксимандра же это уже начало некоторой теоретической, умозрительной ее картины: он еще сам хорошо не знает, о каком бытия он желает говорить; и в своем новом, весьма плодотворному, но облишеному чувственных аналогов сроке «апейрон» охватывает два различных бытия, одно - как мистически-чувственную полноту качеств и процессов конкретного мира (онтологическое понятие), другое - как отправную точку рациональной картины диалектики, диалектической спекуляции (диалектическое понятие)».
Четвертая особенность диалектики как раздела философии основывается в только что описанных обстоятельствах, связанных с Фалесом и Анаксимандром. Несмотря на свою явную чувственно-мистическую природу, диалектика с их подачи стремилась стать научной теорией. В XIX в. нашей эры Ґ. Гегель осуществил грандиозную и блестящую попытку теоретического изложения диалектики в трех томах «Науки логики» (науки о диалектическую логику).
Сделать нечто подобное на материалистический лад пытались и классики марксизма. Мы еще рассмотрим главный смысл этих попыток во втором параграфе. Здесь же заметим, что начатая Анаксимандром тенденция к понятийной рационализации диалектики, то есть к построению ее сугубо рациональной теории и полного отречения от интуитивной мистики, не была реализована полностью. С гегелевской, марксистской диа-лектик постоянно высасывали «ослиные уши» мистики.