Тема 3. ДИАЛЕКТИКА
§ 1. Диалектика, ее истоки и главные версии
Софійно-мистическая природа диалектики
Чтобы с определенным передрозумінням войти в тему диалектики - достаточно непростого раздела философии - вспомним себе две вещи, о которых говорилось при рассмотрении обстоятельств возникновения философского дискурса. Первая - это феномен удивления, который за повседневностью привычного окружения приоткрывает удивительные глубины и направляет человеческое внимание, мнение, пылкий интерес на прояснение тусклой пропасти метафизического. Удивление инфицирует мнению, тревожит его, не дает покоя, пока метафизические вопросы не будет решена хотя бы в воображении. Удивление порождает метафизику.
Вторая вещь - сомнение. Сомнение, писал Г. Декарт, тоже отец философствования. Сомнения также инфицируют мнению, заставляют искать выходы. Сомнение (рус. «сомнение») это - столкновение в сознании человека двух противоположных мнений (мнений). Раньше, скажем, я верил, что мой друг - порядочный человек, но пришла в мое сознание противоположная информация и породила сомнения относительно порядочности моего друга. Как жить, общаться, относиться к небезразличного мне человека, когда имею противоречивую
единство мыслей о нем? Вот и несем мы свои душевные муки, пока не разрешим это противоречие.
Сомнение, как видим, выводит нас из равновесия, нарушает постоянство нашего духовного мира, побуждая его к изменениям, течения, развития или деградации. Идеал метафизики - незыблемая устойчивость и ее бытийные основания. Идеал диалектики - сменяемость и движение. Подчеркнем, что диалектический идеал с противоречием в его центре касается не только внутреннего мира человека, но и мира внешнего. Текучесть сущего, изменения, происходящие в нем, часто имеют трагическую окраску, поскольку связаны с обстоятельствами, печалью, тоской по привычным и дорогим, что исчезло навсегда. Диалектика рождается из возражений, противоречий и трагедий потерь. Недаром же первый античный диалектик Гераклит из Эфеса (520 - 470 до н.э.) прославился не только своим афористично-темным стилем описания диалектических процессов, но и горьким откровенным плачем по поводу их печальных последствий.