Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия посбіник

Тема 3. ДИАЛЕКТИКА

 

§ 1. Диалектика, ее истоки и главные версии

Некоторые определения диалектики и ее главные версии

1. Диалектика - раздел философии, создаваемого системой понятий, призванных описать предпосылки, движущие силы, последовательность изменений и развития объективного и субъективного мира, изобразить законы этих изменений.

2. Диалектика - искусство ведения спора и разрешения противоречий.

3. Диалектика - наука, которая отражает объективные законы развития природы, общества и позаіндивідуальних форм духа.

4. Диалектика - философская концептуализация развития в его онтологических и логико-понятийных измерениях, выраженная в истории философии в двух качествах - теории и метода.

Первое определение диалектики отражает факт наличия двух главных версий этого раздела философии. Первая версия - «объективная диалектика» - диалектика внешнего мира и его общих законов, независимых от субъекта. Об одном из таких законов мы уже знаем. Он касается противоречия, другой - связан с отрицанием существующего положения вещей, что предшествует их изменениям. Следующий отражает переход между существующим и будущим состояниями, в пространстве которого собственно и происходят количественные и качественные изменения вещей.

Вторая версия - «субъективная диалектика». Сменяемость знаний человека, его самости, сдвиги константности внутреннего «Я», подъем или падение ее души - все это касается такой версии.

Субъективная диалектика стоит на особое внимание еще и потому, что именно через нее диалектика вообще стала предметом философского внимания. Поэтому о ее первые исторические шаги скажем чуть подробнее.

 

Создателем субъективной диалектики как искусства спора или толкования противоречивых мнений Аристотель считал Зенона с Елеї, мастера критического анализа общепринятых мнений и опровержение тезисов противников путем «доведения до абсурда», и которому принадлежит известный труд «Споры». Платон отметил способность елеата охватить противоречия и называл Зенона умелым изобретателем, «чье антилогічне искусство способно внушить слушателю, что одно и то же, подобное інеподібне, есть в состоянии покоя и движется». Суть метода споры Зенона состояла в том, что изначально предлагалось правильное утверждение, противоположное тому, которое требовало доводки, а затем рациональной аргументацией приходилось, что это ведет к неразрешимой противоречия, и истинным должно быть противоположное утверждение.

В отличие от диалектики Гераклита, направленной на достижение объективно-динамических аспектов явлений, диалектика Зенона может быть названа субъективно-статическим методом. Он развивал учение своего учителя Парменида о едином, отрицая познаваемость чувственного бытия, множественности вещей, их движения и доказывая, что существует только недвижимое бытия. Именно елейці впервые доказали противоречивость единого и множественного, или мисленнєвий и чувственный мир.

Логические парадоксы Зенона традиционно называются «апоріями» (от греч. «а» - частица отрицания, «porцs» - «выход»; «арогіа» - «безысходность», «тупик», «удивление») - термин, которым античные философы фиксировали непостижимые для них противоречия в понятиях движения, времени и пространства и т.д. Наиболее известны те, что дошли до наших времен - апорії Зенона «Ахиллес и черепаха», «Стрела», «Дихотомия», «Движущиеся тела». В них речь идет не о реальности движения, а прежде всего о возможности его объяснения умом в логике понятий, о его противоречивость как диа-лектичної единства движения и покоя, перервного и непрерывного, необходимого и бесконечного, поскольку действительно трудно найти что-то постоянное, если все текучее и преходящее. Постоянное осмысление движения тут сразу же вступает в противоречие с его чувственным восприятием в обыденном опыте. На выяснение этой противоречивости обращал внимание Зенон, прославившиеся не только своими апоріями, но и выяснением противоречий между разумом и чувствами. Выступая с позиций рационализма, он показывал ограниченность чувственного познания, подходил к выявлению действительных противоречий, явлений объективного мира, что способствовало развитию логического мышления, его діалектизації.

С целью публичного обсуждения острых злободневных проблем античные мыслители широко использовали диалог, то есть выражали свои мысли в форме вопросов и ответов. Они считали, что про любую вещь можно сказать противоположные мнения, поэтому в споре каждый из собеседников может отстаивать свою позицию. Это давало возможность приобретать знания не в готовом виде, а путем размышления, совместного обсуждения проблемы, поиска правильного решения.

Отсюда само слово «диалектика», которое впервые употребил Сократ, обозначая умение вести эффективный спор, диалог, направленный на достижение истины путем противоборства мнений. Так же понимали диалектики и софисты (от греч. «sophistes» - «умелец», «изобретатель», «мудрец»), которые развивали так называемую негативную диалектику, побуждая человеческую мысль с ее суперечливостями к неутомимых поисков истины в атмосфере постоянных споров.

Одним из первых софистов считают Горгия, который, основываясь на диалектике Гераклита в елейській интерпретации, сформулировал релятивистские тезисы: «ничто не существует», «если нечто существует, то его невозможно познать», «если его можно познать, то нельзя передать и объяснить другому». Большим мастером споры славился другой софист - Протагор. Публичные диспуты, которые он устраивал, вызвали интерес и становились причиной различных дискуссий и полемик. Протагору удалось в непрерывной смене взаимопротиворечивыми вещей и понятий усмотреть относительность человеческого знания. Обращаясь к человеку, его жизни и практических потребностей, он выдвинул свое знаменитое положение: «Человек - мера всех вещей, существующих, что они существуют, не существующих, что они не существуют». Это утверждение толкуется в том смысле, что когда люди разнятся между собой, то нет объективной истины, благодаря которой один прав, а другой не имеет смысла в своих словах.

Итак, общей чертой философии эпохи античности считают именно ее диалогичность, ориентированность на спор, на открытую диске-сею, невозможную без общего духа плюрализма, без искреннего интереса и уважения к собеседнику. Это проявляется как в открытии самой формы философского диалога, что приписывается именно Протагору, так и в диалектическом смысле философской мысли. По этому поводу О. Ф. Лосев пишет: «Ведь никто не скажет, что диалектический метод не характерен для античной философии, и что диалектический метод вместе с его засно-вниками и поборниками - софистами, Сократом, Платоном и Аристотелем не вошел до центрального русла античного мышления и не оказался в конце концов едва ли не единственным мировым достоянием, что перешло из античности во все последующие культуры».

Диалектика Сократа - это движимое слово, подвижна мнение. Это движение логоса, то есть движение мысли к пониманию идеи. Например, идея добра, которая, согласно учению Сократа, является красотой и истиной. «И чтобы творить добро, афиняне, - призывал философ, - творите и любите красоту, ибо она - высшее благо». То есть поиск истины в сфере философских изучений связан у Сократа с этическим и эстетическим идеалом.

Открытый Сократом диалектический метод опирается на три составляющие: иронию, майєвтику и индукцию. Суть иронии заключается в том, что Сократ беседовал с афинянами, в процессе чего задавал им вопросы, которые заставляли собеседника задумываться, сомневаться в выраженной им ранее мысли, а наиболее самокритичные начинали разочаровываться в своей прежней самоуверенности. Здесь и начинается философия. Ирония - очищает от самоуверенности на пути достижения человеком истины во всей ее полноте и глубине. Поэтому Сократ и выдвинул принцип «Я знаю, что ничего не знаю».

Вторая сторона метода Сократа - майєвтика. Под ней мыслитель имел в виду последнюю стадию иронического процесса, когда он помогал тем людям, кто освободился от фальшивых иллюзий, от самоуверенности «родить» истину. Сократ говорил о том, что надо научиться принимать духовные роды, ведь философия - поиск истины, философия должна способствовать рождению истинной мысли. У Сократа это заключалось в том, что он задавал вопросы, решение которых в итоге приводило к истине. Следовательно, обучение - это самообучение, ведь нельзя научить, если нет потенции на обучение в самого объекта обучения. Рождение истины - это рождение ее нами самими.

Третья сторона метода Сократа - индукция - наведение. Она заключается в том, что Сократ не доходит до истины никогда, но движение к ней у него происходит методом наведения. В философии нельзя, как в стрельбе, попасть прямо в цель, а происходит лишь движение к истине, то есть наведения на истину. Цель движения к истине - определение, то есть определение предмета в мысли - словом, логосом. Понять, по мнению Сократа, значит определить цель движения мысли. Истина же, - это то, что уже определено и выражено в понятии. Логос - это и есть как бы мнение, что получила границу. А идея - это то, что еще требует дальнейшего определения. Идея - это энергетическое движение в уме. Идеи словно светятся. Мы их улавливаем (в понятиях). Поэтому в конце сократический диалогов вопрос остается открытым. А философия, как отмечалось выше, это поиск все новых и новых идей о мире и человеке.

Такой метод Сократа. Он называется диалектическим, поскольку приводит мысль в движение (спор мысли с самой собой, постоянное направление ее к истине).