Раздел VI
ОБРАЗОВАНИЕ И ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В УКРАИНЕ С СОВЕТСКИХ ВРЕМЕН
1. Развитие дошкольного воспитания, школы и образования в новаторские 20-е годы
Одновременно с существованием Центральной Рады в 1917 г. большевики провозгласили создание Украинской Советской Республики, избрав Харьков за столицу. Начался период построения советского социалистического общества.
В постановлении VIII Всероссийской конференции Российской коммунистической партии (большевиков) (декабрь 1919 г.) «О советской власти в Украине» отмечалось: несмотря на то, что украинская культура (язык, школа и прочее) на протяжении веков придушувалась российским царизмом и експлуататорськими классами, ГК РКГІ(б) обязывает всех членов партии всеми средствами содействовать устранению препятствий к свободному развитию украинского языка и культуры.
Такие решения должны способствовать обращению национально сознательных граждан к советской власти, которая утвердилась путем насилия и отстранение украинского правительства.
Основанный во времена УНР национальный направление развития образования власти нецелесообразно было останавливать. Именно поэтому 20-е годы характеризуются как украинское возрождение. В это время было создано 80 научно-исследовательских кафедр, которые впоследствии стали институтами. Растет количество периодических изданий, особенно технического направления, переводов с иностранных языков, что связано с индустриализацией страны. Деятельность и достижения украинских ученых получают высокую оценку. В построении советского социалистического общества освітянськимсправам придается серьезного значения, потому что школа и даже дошкольное воспитание становятся сферой идеологического влияния на подрастающее поколение. И в условиях гражданской войны, хозяйственной запущенности, всеобщего обнищания населения, голода, эпидемий само существование на ации образования оказалось под угрозой.
Перед украинским советским правительством встала важная задача - создать качественно новую по идейному содержанию культуру, которая бы способствовала формированию людей, способных успешно строить новое общество. Для этого необходимо было победить культурную отсталость, создать новую систему образования и воспитания широких народных масс. В составе первого советского правительства Украины - Народного Секретариата - народным секретарем образования был избран активный деятель Октябрьского переворота Владимир Затонский. В течение первых трех месяцев в отдельных губерниях и уездах были созданы отделы народного образования. В 1919 г. Народный комиссариат просвещения (его тоже возглавил В. Затонский) приступил к реформе школы и высшего образования.
Ликвидировались должности директоров, инспекторов и т.д. Зато создавались выборные педагогические советы. Отменялись домашние задания, переводные экзамены, аттестаты об образовании, плата за обучение. Однако через 15 лет тот же Владимир Затонский вновь ввел орга-ны управления учреждениями образования. В 1919 г. издан ряд нормативных документов, которыми, в частности, в школах всех типов вводился как обязательный предмет одна из местных языков. То есть в школах с преподаванием на русском языке должна изучаться украинская или польская или еврейская. Таким образом, украинскому языку на территории Украины предоставлялся статус языка национальных меньшинств. Быстро расширялась сеть школ, особенно начальных, возросло количество учащихся и соответственно потребность в педагогических кадрах. Например, только в Донецкой области не хватало 5000 учителей. Для их подготовки организуются курсы.
Функции Народного комиссариата просвещения были довольно широкие - управления социальным воспитанием, профессиональной и политехнической образованием, театрами, библиотеками, музеями, архивами, издательской и научной делами.
После гражданской войны народное образование в Украине находилась в тяжелом состоянии. Общий экономический кризис и голод в 1921 г. охватил южные губернии Украины, привели к значительному сокращению сети культурно-просветительных учреждений. Если в 1921 г. насчитывалось 21968 культурно-просветительных учреждений, которые посещали 2 023 688 детей, то в течение 1922 - 1923 гг. количество учреждений уменьшилось до 16 655. их посещало 1 338 407 детей.
Количество беспризорных детей, сирот и полусирот на то время достигло 1,5 миллиона. В условиях новой экономической политики (нэпа) школы были переведены на хозрасчет и не финансировались государством. Если в 1921 г. на образование тратилось 10,4 % государственного бюджета, то напри-конце 1922 г. - только 3 %. Материальное положение учителей ухудшилось настолько, что они голодали.
20-е годы в истории образования Украины занимают особое место. Это период активного поиска, смелых и оригинальных идей. Советское правительство проводил украинизацию всех сфер образовательного и культурной жизни страны. В 1921 г. утверждено положение, которое обеспечивало равноправия языков национальных меньшинств, живущих в Украине, и способствовало развитию украинской школы и дошкольных учреждений.
Декрет Совета Народных Комиссаров Украины от 27 июля 1923 г. «О мероприятиях в деле украинизации школьно-воспитательных и культурно-образовательных учреждений» предусматривал преподавание украинского языка и украиноведения как обязательных предметов во всех школах. Русский язык также оставалась обязательной для изучения как язык, что имела общегосударственное значение. В эти годы создаются собственные республиканские документы по организации учебно - воспитательного процесса и подготовки учительских кадров.
Первоочередной задачей в Украине, три четверти населения которой не умело читать и писать, была ликвидация неграмотности среди взрослых. С этой целью в 1920 г. была создана комиссия по борьбе с неграмотностью. 21 мая 1921 г. Совет Народных Комиссаров УССР принял постановление «О борьбе с неграмотностью», согласно которой все население республики в возрасте от 6 до 50 лет должно было учиться читать и писать. В 1923 г. возникло добровольное общество «Долой неграмотность!» во главе с председателем Всеукраинского Центрального Исполнительного Комитета (ВУЦИК) Г. И. Петровским. Под лозунгом «Каждый грамотный обучи неграмотного» на фабриках, заводах, в колхозах, воинских частях, учреждениях Украины создавались пункты по ликвидации неграмотности (ликбезы). В решении VIII конференции Коммунистической партии (большевиков) Украины (1924) было уделено много внимания ликвидации неграмотности и малописьменності среди взрослого населения, борьбе с беспризорностью детей и молодежи. В конце 1925 г. в республике насчитывалось более 13 тысяч ликбезов. В них обучались 540 тыс. человек (в т.ч. более 200 тыс. женщин). Активистов ликбезов, среди которых преобладали учителя, студенты, ученики старших классов, называли культармійцями. Государство не только обеспечивало бесплатное обучение учеников лікнепівських кружков, но и предоставляло им определенные льготы.
Благодаря активной деятельности органов народного образования, учительского общественности и общественных организаций количество грамотных в республике в 1927 г. достигла 70 % взрослого населения в городах и 50 % - в селах.
Одновременно строилась и принципиально новая система народного образования и воспитания подрастающих поколений. Ее содержание, задачи, организационные формы определялись партийными и правительственными постановлениями. Образование в Украине формировалась в условиях определенной самостоятельности и творчества в решении образовательных вопросов, а потому имела свою специфику. Народный комиссар просвещения Григорий Гринько, назначенный на эту должность в 1920 г., единственно правильной в тех условиях считал систему социального воспитания.
Его идеи воплощены в документах Наркомпроса («Схема народного образования У.С.Р.Р.» (1920), «Декларация о социальном воспитании детей» (1920)), в работе «Социальное воспитание детей» (1921).
Несмотря на сложные социально-экономические условия в Украине на по чала 20-х годов, Григорий Гринько отстаивал систему образования, которая имеет профессиональное направление. Именно за отсутствие профессионального направления он подвергал критике российскую систему образования. Предложенная система профессионального образования и социального воспитания была поддержана на Первом Всеукраинском совещании по вопросам народного образования в марте 1920 г. и утверждена на Второй Всеукраинской совещании в августе 1920 г.
Новая украинская модель образования законодательно закреплена в «Кодексе законов о народном образовании У.С.Р.Р.» (1922) и в планах работы Головсоцвиху на 1922 г.
Поиск украинским Наркомпросом собственного пути развития образования вызвал многочисленные дискуссии с руководством Наркомпроса РСФСР, в частности по типу образования.
За профессиональную (монотехнічну) образование выступали Григорий Гринько и Отто Шмидт (заместитель НКО РСФСР), за политехническую - Анатолий Луначарский.
В основе украинской системы народного образования было социальное воспитание детей от 4 до 15 лет, которое предусматривало расширение влияния общества на жизнь ребенка, его обучения и воспитания, и вытеснение «несуспільних» воспитательных воздействий - прежде всего семьи, неорганизованного среды. Новая система предусматривала «охватить правильно поставленным единственным воспитанием всю жизнь ребенка». Социальное воспитание должно включать охрану здоровья детей, обучение и воспитание в единстве школьной и внешкольной работы. Система базировалась на национальных традициях, предусматривала использование в советской школе лучших достижений дореволюционной отечественной и зарубежной педагогики. Единая трудовая школа сочетала обучения и воспитания с производительным трудом школьников, подготовкой их к жизни, к активному участию в материальном производстве. Таким образом, школа должна обеспечить кадрами народное хозяйство Украины.
Основным типом детского учреждения, или, пользуясь тогдашней терминологии, «формой социального воспитания», считался детский дом. Отдельные воспитательно-образовательные учреждения (детский сад, школа, внешкольное учреждение) должны были слиться в единый социальный орга-низм» - детский дом, где ребенок находился в течение всего «соцвихівського возраста (от 4 до 15 лет).
Поскольку осуществление такой кардинальной реформы требовало времени, наркомпрос УССР признал за возможное временное существование в единой системе социального воспитания детского сада, школы и т.д. И одновременно обязал все имеющиеся типы воспитательно-образовательных учреждений срочно начать свое превращение в детские дома. В постановлении Наркомпроса Украины от 25 мая 1921 г. «Система социаль-ного воспитания детей в УССР» отмечалось: «Детский сад должен задерживать своих воспитанников и после так называемого дошкольного возраста - вплоть до тех пор, когда ребенку будет 15 лет». Вообще детсад признавался «готовой формой социального воспитания», прообразом детского дома.
То, что Наркомпрос Украины в начале 20-х годов предпочитал детском доме как едином воспитательно-образовательном учреждения, а также определял социальное воспитание как целенаправленное развитие образования в республике, объяснялось рядом причин. Самая первая из них - острая проблема детской беспризорности. Украина была ареной военных действий в Первой мировой, а затем в гражданской войнах, которые разрушили ее экономику, тысячи детей остались без родителей, без дома. Для них нужно было создать такой тип детского учреждения, где бы они не только учились, но и имели приют и социальную защиту со стороны государства. Этим требованиям отвечал именно детский дом. Однако социальным воспитанием планировалось охватить не только сирот и безнадзорных, но и все детское население. По мнению многих педагогов (такой была и официальная позиция Наркомпроса), семья неспособна воспитать ребенка согласно новых педагогических требований. Более того, было распространено мнение о том, что в условиях, когда «мужчина и женщина (отец и мать) выходят из тесных пут семейного очага на широкий простор строительства рабоче-крестьянского государства, идет распад семь "и». Отсюда делался вывод о необходимости замены «школьно - семейного» воспитания социальным. Пренебрежение ро-динними взаимоотношениями как воспитательным средством было ошибочным и представляло отрицательную сторону системы.
Кроме того, обоснование системы социального воспитания в детдоме мало и психолого-педагогический аспект. Обстоювалася такая мысль: ребенок является целостным, единым существом, что развивается, поэтому и воспитательное воздействие на нее должен быть целостным и единым. Считалось непедагогічним делить детей по возрасту, перемещать их из одного заведения в другое. Детский дом, который объединял в себе все образовательно-воспитательные учреждения, был призван обеспечить непрерывность, целостность воспитания детей до 15 лет. Немало педагогов считало, что в детдомах можно гораздо лучше организовать воспитательный процесс, поскольку дети пе-находящимися в них на протяжении всего дня (дневные дома) и даже круглосуточно.
Таким образом, особенности украинской образовательной системы были обусловлены историческими обстоятельствами, а также диктувались стремлением роз вязать проблемы «старой системы».
Идея социального воспитания в детдоме нашла много приверженцев-ников и среди работников дошкольных учреждений. На Первом Всеукраинском совещании по дошкольному воспитанию (май 1921 г.) по этому вопросу развернулась дискуссия. Главным аргументом в пользу слияния всех типов заведений выступала возможность преодолеть отсутствие преемственности в их работе. Работники дошкольных учреждений отмечали, что школа не учитывает предыдущей работы детсада. Постановление совещания была довольно смелая, но в духе времени: «Дети детского сада до школы не переводятся. Детские сады превращаются в дневные детские дома». Детский дом признается основой воспитания, совершенной социально-педагогической формой, которой принадлежит будущее.
Недостатком системы социального воспитания, кроме указанного выше, было преувеличение роли профессиональной школы, ее противопоставление общеобразовательной. Воспитание в закрытых социальных учреждениях можно было рассматривать лишь как временное явление, вызванное условиями и требованиями жизни. На то время организации Наркомпроса имели более 50 тысяч десятин земли, хозяйственные предприятия, которые обслуживали детей. Закрытый тип учебного заведения в большой степени содержался за счет самоокупності.Наркомос во главе с Григорием Гринько пытался строить советскую школу с учетом потребностей национального состава населения. Но партийное руководство Украины, которое состояло преимущественно из присланных из Москвы функционеров, не спешило содействовать этому делу. Некоторые партийные деятели враждебно относились к украинского языка и украинской нации вообще. Восстановление этих великодержавных настроений наносило значительный вред делу народного образования и не способствовало взаимопониманию между интеллигенцией и советской властью.
20 сентября 1922 г. Политбюро ЦК КП (б)У с подачи секретаря ЦК Д. 3. Лебедя осудило политику Наркомпроса как не обоснованную с точки зрения национального момента. Григорию Гриньку предложили отказаться от линии, направленной на поддержку развития самобытной национальной школы в Украине. Политический контроль за его деятельностью было поручено заместителю Григория Гринько.
1922 г. прошел в постоянном соревновании между сторонниками ла-ного развития национальной культуры и школы и их противниками, что усматривали в этом угрозу советскому строительству. В спорных документах этого периода признавалось равноправие украинского и русского языков и одновременно застерігалось, что украинская народная школа становится цитаделью украинского буржуазного национализма. В конце 1922 г. Григория Гринько уволили с должности наркома, а вместо него снова назначили Владимира Затонского.
В период пребывания Владимира Затонского на посту наркома образования (1922 - 1924) продолжился процесс украинизации. Принципиальные позиции Григория Гринько в области образования были вновь признаны правильными.
В ноябре 1922 г. Президиум Всеукраинского Центрального Ис навчого Комитета утвердил «Кодекс законов о народном образовании УССР». Это был первый и единственный документ такого рода в бывшем СССР. Кодекс создал надлежащее правовое поле для функционирования образовательной системы государства. Подобного собрания законов не существовало ни в одной советской республике. Кодекс законодательно закрепил все теоретические и практические наработки украинских педагогов, предоставил им статуса юридической нормы. Он определил следующие типы учебно-воспитательных заведений: детский сад (для детей 4 - 8 лет), трудовая школа (для детей 8 - 15 лет), детский дом (для детей 4 - 17 лет). Предполагалось открытие воспитательных учреждений для малолетних правонарушителей, а для детей с физическими недостатками - спецшкол. Кодекс определил цель воспитания и образования. Она заключалась в формировании нового поколения людей социалистического общества с материалистическим мировоззрением, с психоло гией коллективиста, с обстоятельной и необходимой для общества квалификацией. Воспитание, образование имели сформировать людей, способных поддерживать диктатуру пролетариата, уничтожить классовое и создать новое общество, быть проводниками идей коммунизма.
Кодекс задекларировал принципы групповой школы и образования: единство на всех звеньях системы образования, всеобщее обязательное бесплатное обучение, общее для обоих полов до 17-летнего возраста, преимущества при приеме в учебные заведения для детей рабочих и бедных крестьян, содержание государственных учреждений за счет государственного и местного бюджетов, отделения школы от церкви. Согласно кодексу язык обучения избиралась по согласию населения. Подчеркивалась недопустимость принудительной украинизации. Кодекс был ориентирован на население, зрусифіковане политикой и школой царской России. В него постоянно вносили изменения в следующие годы. В течение тридцати лет он был основным государственным документом о народном образовании, направлял ее на подготовку строителей социализма.
По состоянию на 1923 г. в Украине проживало 80 % украинцев и 20 % представителей других национальностей. Декретом «О мерах в деле украї организации школьно-виховальних и культурно-образовательных учреждений» (1923) правительство санкционировало подъем родного языка к русскому. На то время не во всех областях число украинских школ удовлетворяло потребности украинского населения. Школам не хватало национальных кадров. Нужны были учителя для обучения украинского языка на предприятиях. Учебный процесс включал в себя лекции, практические занятия, практикумы.
На Всеукраинской конференции по педагогическому образованию 1924 г. появились вопросы о улучшение количественного и качественного состава учительских кадров, о пересмотре сети учебных заведений.
Нарком просвещения Александр Шумский (1924 - 1927) отмечал, что понятие «украинизация» означает изучение украинского языка, возрождение культуры. Не следует усматривать в этом «превращении кого-то в украинскую национальность». Его деятельность в этом направлении была достаточно плодотворной и поначалу не вызвала возражений. И в 1927 г. Александра Шумского был уволен с должности народного комиссара образования за национальный уклон.
В 1923 г. Народный комиссариат просвещения УССР издал «Единый учебно-воспитательный план в учреждениях соцвиху для детей до 15 лет в УССР». По этому документу образование должна была занять «место как часть воспитания, она сама по себе приложится». Систематическое обучение в школах и образование отходили на второй план. Так осуществлялись поиски новой школы социалистического типа. Как видим, на этом пути случались перегибы в осуждении старой буржуазной школы.
С 20-х годов стал пропагандироваться в некоторых местах дальтон-план (ав тор Е. Паркхерст). По этому плану ученику давалась свобода в выборе занятий и использовании учебного времени. Классно-урочная система менялась бригадно-лабораторной форме.
Бригадный метод обучения в конце становится основным. Бригадир из числа учащихся докладывал о результатах выполнения задания бригадой. Учитель выступал как консультант, его роль снижалась в связи с отсутствием контроля, проверки и оценки знаний, умений каждого из участников бригадного решения учебных задач.
Против оценивания знаний выступали ведущие педагоги того времени А. Пинкевич, С. Шацкий. Экзамены, зачеты они считали наследием средневековья. Доказывали, что этой форме оценки знаний не хватает точности, определенности. Зато вводили такие коллективные формы проверки знаний, как диспуты и конференции, подготовка рефератов, ведения коллективных дневников, составление пособий. Индивидуальные формы проверки знаний предусматривали участие в дискуссии и в исследованиях, использование книг, схем. Мерилом выступал сам продукт работы с его достижениями и недостатками. Немалую роль в трудовой школе отыграл именно контроль и самоконтроль. И учителя требовали дифференцированного оценивания достижений учащихся. В конце обращаются к четырехбалльной системе: неудовлетворительно, удовлетворительно, вполне удовлетворительно, хорошо.
В годы поисков новой школы, свободной от зубрежки и муштры, Наркомпрос возглавил Николай Скрипник (1927 - 1933). Именно с ним связана активная украинизация системы образования. В то же время он подчеркивал, что развитие национальной украинской культуры должно осуществляться параллельно с развитием культур национальных меньшинств, которые проживают на территории УССР.
Поиски, порой неудачные, отражены в комплексных учебных программах Государственной Научного Совета (ДНР) Наркомпроса России. Они с изменениями были приняты в Украине. Содержание программ определялся не по предметам, а по міжпредметними связями. Например: 1. Природа. 2. Труд. 3. Общество. В такой способ пытались приблизить образование к жизни, найти межпредметные связи, сформировать у учащихся активное отношение к природе и обществу, к трудовой подготовки. Но штв-чне объединение ряда предметов такими, например, направлениям, как трудознавство и культуроведение, не давало учащимся знаний основ наук, ученики усваивали лишь поверхностные, эклектические сведения. Учителя - практики остро критиковали комплексные программы и систему обучения за отсутствие предметов из основных наук. Чтобы наверстать упущенное из чтения, письма, арифметики, учителя тайком устраивали «ударные недели».
В 1928 - 1929 гг. Наркомпрос просматривал комплексные программы, но принципиальных изменений не сделал, оставив в их основе комплексно-проектную систему. Ориентируясь на эти программы, учителя преподавали разнороден, несистематический материал, что давало в свою очередь неглубокие отрывочные знания ученикам. Школьное обучение выливалось в ряд дел - проектов. Для выполнения проекта каждый раз формировалась новая бригада учеников.
Определяя основные направления национальной политики в просвітни-цькій и школьном деле, в своем труде «Путями перестройки» Николай Скрипник писал: «...Следует дополнительно обратить внимание еще на один очень важный вопрос - обучение украинского языка в школах национальных меньшинств. Наша исходная позиция - начинать обучение в школе с первого класса на том языке, на котором говорит ребенок... По нашему мнению, во всех школах должно осуществляться обучение на украинском языке, а вслед за этим - изучение русского языка.... Здесь у нас прорыв. Во всех украинских школах изучение русского языка осуществляется, но далеко не во всех школах, и. в частности российских, поставлено изучение украинского языка....»
И для решения этой принципиально важной задачи, как и других, не хватало педагогических кадров.
Новая система образования нуждалась педагогов высокой квалификации. В «Декларации о социальном воспитании детей» (1920) отмечалось: «только тот педагог может проводить идею социального воспитания, который умеет осуществлять работу и в детском саду, и в школе, и в клубе, и на площадке».
В течение 1920 - 1921 гг. на базе отдельных факультетов университ тов, высших женских курсов были созданы высшие педагогические учебные заведения.
К украинской системы педагогического образования входили учебные заведения двух типов: институт народного образования (ИНО) с 3 - 4-летним сроком обучения и высшие трехлетние педагогические курсы как высшее учебное заведение. Целевое направление их определялось в соответствии с принятой системой образования. В июле 1920 г. был открыт Киевский институт народного образования на базе университета, основанного в 1834 г., Киевских высших женских курсов (1906) и Учительского института (1909). ИНО имел три факультета: школьный, дошкольный, врачебно-педагогический. С 1921 г. структура института меняется. Создается два факу-льтети: социального воспитания и профессионального образования. Факультет социального воспитания имел школьный, дошкольный, врачебно-педагогический отделы. Таких институтов в 1921 г. в Украине было 12. При некоторых из них, начиная с 1922 p., работали рабочие факультеты. Факультеты социального воспитания 1НО готовили универсальных учителей, способных внедрять в жизнь систему социального воспитания в полном ее объеме. Высшие трехлетние педагогические курсы в значительной степени были ориентированы на подготовку педагогов для работы с «ранним и средним дошкольным возрастом». Среднего звена в украинской системе педагогического образования в 20-е годы не существовало. Наркомпрос считал, что педагог должен маги только «высшую квалификацию». Это требование распространялось и на дошкольных работников. По программе трехлетних курсов каждый год обучения имел свое целевое направление. В первый год давалась «общая установка по вопросам образовательной политики и подготовки к работе». В течение второго года изучалась работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Третьекурсники углубленно изучили одну из тех форм социального воспитания, в которой они должны работать. Параллельно будущие учителя усваивали целый ряд педагогических дисциплин, среди которых важное значение имело изучение детских учреждений (в частности, хозяйство детского учреждения, персонал, детский коллектив), общественное, политическое, антирелігійне, эстетическое воспитание и т.д.
Следует отметить, что в педагогических учебных заведениях в 20-е годы практически отсутствовали преподаватели - специалисты по дошкольному воспитанию. Овладеть «смежной специальности» преподавателям, которые специализировались на педагогике школы, было очень трудно из-за отсутствия соответствующей литературы.
Кроме того, незначительное количество детских садов в Украине не давала возможности педагогическим учебным заведениям организовать учебный процесс в соответствии с требованиями методических органов Наркомпроса, а именно: перенести его в среду будущей профессиональной деятельности студентов. Именно поэтому большая часть педагогических учебных заведений, пользуясь правом изменять учебные планы и программы, изымала из них дошкольное цикл и переориентировалась на подготовку педагогов для школы.
Собственно, не было и потребности в подготовке педагогов специально для работы с детьми дошкольного возраста. Немногочисленные детские сады и дома были обеспечены специалистами. Отсутствие потребности в педагогах, которые должны были работать с дошкольниками, отражалась на состоянии подготовки их в педагогических учебных заведениях - она фактически не осуществлялась. В 1925 г. трехлетние курсы были переименованы в педагогический техникум и получили четкую специализацию - подготовка учителей начальных классов.
По мере преодоления экономического кризиса в Украине увеличивались государственные ассигнования на образование. С 1923 по 1925 г. они выросли в семь раз. Это позволило возобновить работу временно закрытых учебных заведений, увеличить выпуск школьного оборудования и учебников, расширить прием учащихся в школы, улучшить материальное положение педагогов.
В 1924 г. украинское правительство начало подготовку к введению обязательного начального четырехлетнего обучения детей. В городах эта проблема была в основном решена за несколько лет. Однако в целом по Украине еще в 1927 - 1928 учебном году в школу не ходило около 35 % детей младшего школьного возраста.
В 1927 - 1928 учебный год были утверждены новые единые и обязательные школьные учебные планы. С 1927 г. для всех школ устанавливалась одинаковая продолжительность учебного года.
Ситуацию в дошкольном воспитании в 20-е годы характеризуют следующие данные:
Год | Количество детских садов | Количество детей в них |
1920 | 800 | 48000 |
1921 | 879 | 48000 |
1922 | 230 | 10000 |
1924 | 148 | 6000 |
1926-27 | 204 | 9780 |
1928 | 431 | 17836 |
В течение 1918 - 21 гг. сеть детских садов в стране разворачивали, чтобы спасти детей от голода. Во время нэпа (1922 г.) количество детских садов резко уменьшается в связи с переводом этих учреждений на местный бюджет. Начало интенсивного роста сети приходится на 1926 г., когда началось восстановление разрушенного хозяйства. И все же в 1928 г. лишь 0,79 % детей было охвачено детскими садами. Это вдвое меньше, чем во времена УНР. Значительно возросло количество дошкольных ди-тячих заведений в годы первой пятилетки (1929 - 1933). Для удобства женщин, которые работали на производстве, при дошкольных заведениях организовывались вечерние и ночные группы, при рабочих клубах - детские комнаты. На период полевых работ в сельской местности направляли учащихся педагогических учебных заведений для организации летних детских площадок.
Детские сады в городах стали переходить на 11 - 12-часовой рабочий день.
В 20-е годы XX в. существовали следующие типы дошкольных учреждений:
• детские дома со смешанными группами;
• детские садики с 6-годинпим режимом работы;
• детские садики с 8 - 10-часовым сроком пребывания детей;
• детские комнаты при жилищных управлениях с 6-часовым режимом работы;
• детские сады на кооперативных началах;
• сезонные детские площадки;
• детские комнаты при рабочих клубах;
• «нулевые» группы;
• частные детские сады (их постепенно ликвидировали из-за трудности контроля).
Что касается организации воспитания в этих учреждениях, то существовали детские сады, работавшие по системе Фридриха Фребеля, Марии Монтессори, и такие, которые объединяли разные методы воспитания.
Достаточно широко в 20-е годы понимали принцип активной детского творчества. Использовались поисковые методы, уделялось внимание трудо ресниц деятельности детей.
Постепенно творческие поиски педагогов вытесняет официальная, спрямовувана коммунистическими идеями, советская педагогика, которая становится авторитарной. Документами Наркомпроса УССР о народном образовании и школу общественное дошкольное воспитание признано начальным звеном единой тру довой школы.
У педагогов - гуманистов эпохи средневекового ренессанса была заимствована прекрасная идея гармоничного развития ребенка. Однако среди задач всестороннего воспитания не нашлось места вопросам формирования национального самосознания, сохранения духовности народа. Еще в 1921 г. живы были идеи Софии Русовой. После становления советской власти система дошкольного воспитания, разработанная Софией Русовою, была осуждена как националистическая, хотя в выдвинутых ею концептуальных положениях национальные проблемы рассматриваются в единстве с общечеловеческими. Ее идея разгосударствления детского сада, безусловно, не вписывалась в заідеологізовану систему политизации и интернационального воспитания дошкольников - с Надеждой Крупской. В теории и практике работы детского сада обходили национальные вопросы. Общественная и научная мысль направлялась на другие ценности социалистического общества.
В первой половине 20-х годов выделяются две основные тенденции развития общественного дошкольного воспитания. Первая еще сохраняет идеи свободного воспитания, сочетая их с задачами построения коммунистического общества. Эта тенденция отражена официально в «Руководстве по социальному воспитанию» (1921 г.), созданном сектором дошкольного воспитания в Харькове. Главная цель воспитания, отмечается в «Руководстве», заключается в формировании нового человека - коммуниста и в ее реализации обязательное удовлетворение детских потребностей, а именно: творчества, ак-тивности, потребности играть, свободное развитие детского коллектива. Идею свободного воспитания большинство дошкольных работников воспринимали благосклонно. Они высказывались за незаметный, осторожный влияние на ребенка.
Вскоре другая тенденция дошкольной педагогики приобрела статус официальной. В «Руководстве по социальному воспитанию» (1925) указано, что «основным моментом в организации детских садов является ориентация на окружающую производственную среду и связь с производством и общественными организациями взрослых». Очень прямолинейно применяемых вался в детских садах того периода принцип связи с современностью. Откидывался ценный дидактический материал, обычную куклу заменили «куклой - рабочим», «куклой - пионером» и т.д. Отменены новогодние праздники. Мало внимания уделялось детским играм. Предпочтение отдавалось труда.
Некоторое время в практике дошкольного воспитания и в педагогической лите-ратурі имело место существование одновременно нескольких идей. Например, различаются пособия для воспитателей детских садов соратницы Софии Русовой Ольги Дорошенко (Дорошенкової) «Детский сад» (Руководство для руководителей дошкольного воспитания) (1922) и Варвары Чередниченко «Детская домик» (Руководство по организации и управления для учреждений детского воспитания) (1921).
Методическое пособие Ольги Дорошенко был популярным среди работников детских садов. В нем говорилось о малоисследованных на то время вопросы организации дошкольного учреждения: помещение детсада и его оборудования, повестка дня, дисциплина, наблюдение за детьми, трудовое воспитание, методика проведения игр и т.д.
Материал пособия изложен с позиций свободного воспитания и природосообразности в воспитании и обучении. Использование различных видов деятельности автор обосновывала особенностями природы и потребностями ребенка. Она также была сторонницей идеи национального детского сада.
Варвара Чередниченко считала, что дошкольников надо воспитывать отдельно от старших детей. Вся работа детских садов должна строиться по возрастному принципу.
Понимая значение национальной культуры в воспитании детей, Вар-вара Чередниченко советовала строить работу дошкольных учреждений с учетом местных и бытовых условий, прививать детям любовь к родному языку.
В 1927 - 1929 гг. господствовала теория навыков - рефлексов.
Проект программы для детских садов начали прорабатывать в 1926 г. Выдано его как материалы к советчика по дошкольному воспитанию в 1928 г. Этот документ обсужден и одобрен на II Всеукраинской конференции дошкольных работников (сентябрь 1928 г.). Центральным его положением является формирование биологических функций, вокруг чего группируются все виды работы. Программу 1928 г. позже критиковали за «подпадания под влияние рефлексологічної школы», воспитания поведения детей как суммы навыков, без классово-пролетарских признаков. Она основывалась на теории цепной методики Ивана Соколянского, разработанной для формирования навыков у же слепоглухонемых детей. Программу осуждали как такую, которая не отвечала требованиям времени, задачам диктатуры пролетариата.
Программы в Украине и Российской Федерации складывались независимо друг от друга. Но обе основывались на формировании навыков как основы воспитания.
В 1923 г. в журнале «Путь образования» появляется статья Есть. Яновской «Сказка как фактор классового воспитания». Автор, анализируя содержание сказок, которые читают в детских учреждениях, подчеркивает, что сказка, которая воспитывает ребенка в мистическом духе, ведет в мир фантазии, должна быть удалена. Задача воспитателей - прививать детям за помощью сказок революционные идеи. Лучше всего этому отвечают народные сказки, но следует внимательно анализировать их содержание, чтобы не зарождать в них (детях) благоговейные чувства к царей и цариц», а показывать борьбу бідня ков с богачами. В работе детского сада народная сказка должна занимать главное место и знакомство с ней следует начинать с раннего ди-тинства.
Постановлением от 1925 г. Научный педагогический комитет осудил сказку как негативный фактор воспитания и удалил из воспитательного процесса чрезвычайно эмоциональное и мудрое источник народной педагогики. Засужу-вались также переведенные на украинском языке сказки Самуила Маршака, Агнии Стоит, Корнея Чуковского - за отсутствия ориентации на современную жизнь. Критике было подвергнуто книжку С. Пилипенко «маленьким Деткам о Тарасе Шевченко» - «за сюсюканья». Зато издательства Украины печатали на украинском, русском, немецком языках те детские книги, которые по содержанию максимально приближались к событиям в Советском Союзе (И. Дайц - «По морям», «На горах», «Магнитострой», Стучинська - «Крылья Советов»), Очень быстро такая политика принесла свои плоды. В конце 20-х годов Антонина Гендрихівська отмечала: «Уже нет теоретиков, что защищают «свободу» и «хаос» в дошкольной практике...».
В конце 20-х годов было упорядочено сеть школ - объединены начальные и семилетние школы с малым количеством учеников. С каждым годом увеличивалось количество школ с украинским языком обучения. Большое внимание уделялось обеспечению школ педагогическими кадрами.
В 1927 г. Наркомпрос УССР утвердил учебный план семилетних школ, по которым вводилось изучение основ промышленного и сельскохозяйственного производства, а в 1928 - 1930 гг. несколько раз менялись учебные планы школ разных типов. Увеличивалось количество часов для изучения математики, физики, химии, естествознания.
К 1930 г. в Украине действовала такая система образования:
- дошкольное социальное воспитание (детский сад);
- подготовительные (нулевые) группы в школах (дети 7 - 8 лет);
- школьное воспитание (трудовая семилетняя школа, которая делилась на 2 концентры: первый - четырехлетний - с 8-ми до 12-ти лет, второй - трехлетний - с 12-ти до 15-ти лет);
- учебно-воспитательные учреждения (детский дом, детская трудовая колония, коммуна);
- профессиональное образование: а) профессиональная двух - или трехлетняя школа с последующим годовалым практическим стажем для подготовки квалифицированных рабочих (фабрично-заводского ученичества, школы крестьянской молодежи, рабочие факультеты (ра бфаки) для работающей молодежи); б) техникум с трехгодичным курсом; в) институт с четырехлетним курсом; г) академия с двухгодичным курсом.
В 1928 - 1929 гг. в связи с політехнізацією школы в период социалистической индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства были созданы фабрично-заводские семилетки и школы колхозной молодежи.
За период с 1918 по 1930 г. в Украине было построено 3375 новых школ, многие школы имели учебные мастерские, земельные участки, сельскохозяйственный инвентарь, живую тягловую силу, пасеки, теплицы. Расходы на содержание школ превышали 50 % бюджета народного образования Украины.
Украинская система образования отличалась от российской. В частности, из него было изъято университеты, хотя оставалась научная вертикаль, куда входили различные институты и академии, кроме того, трудовая школа в Украине была семилетней, а в России - девятилетней. Техникумы в Украине были подготовительной звеном в институт как высшей школы, а в России техникумы были высшими школами.
В начале 20-х годов в школах Украины преимущественно использовались учебники, изданные в РСФСР. 21 мая 1925 г. ВУЦИК своим постановлением обязал Наркомпрос уделить особое внимание созданию качественных украинских учебников.
С 1921 г. на производстве быстро развивались школы фабрично-за водського ученичества для работающей молодежи в возрасте от 15 лет. В учебные планы школ ФЗУ, кроме общеобразовательных предметов, включали специальные дисциплины. Они имели совместить производство и образование. Зато школы ФЗУ давали некачественную общее образование и уклон в ремесленничество. В школах ФЗУ формировался новый тип представителя рабочего класса, который имел преимущественно профессиональные навыки и пролетарскую классовую идеологию, за которой занимал господствующее место в обществе, с презрением относился к интеллектуальной труда и интеллигенции. С узким образовательным и культурным кругозором эти «кадры, овладевшие техникой», в дальнейшем «решали все» в правящей партии, а значит и в государстве.
С осени 1923 г. в сельских местностях стали основывать школы крестьянской молодежи. Они строились на базе начальной школы с 3 - или 4-летним сроком обучения. Вместе с общим образованием давали молодежи в возрасте от 15 - 16-ти лет знания по агрономии, техники и организации сельского хозяйства. Эта политехническая школа сельскохозяйственного профиля была временным вариантом школьного образования. К концу 1928 г. было 115 таких школ, в которых обучалось 7 тысяч представителей сельской молодежи.
Важное место в системе образования занимали рабочие факультеты. 75 % выпускников рабочих факультетов поступали в ВУЗ без экзаменов или по облегченной программе. В 1921 г. было 7 индустриально-технических рабфаков и 3 сельскохозяйственных. В 1929 г. было уже 78 рабфаков. Советская власть таким образом пролетаризувала высшую школу. От 2 - 3-летнего курса срок обучения был продлен до 4-х років.Робітфаки были дневные и вечерние. На дневных учились по направлению рабочие и демобилизованные красноармейцы. Они получали стипендию. На вечерних робітфаках учились без отрыва от производства. Поступающие экзаменов не сдавали. Рабфак помогал большевистской партии создавать собственную интеллигенцию: кратчайшим путем довести взрослого квалифицированного рабочего до высшей школы, давая ему только необходимое. Однако Николай Скрипник неоднократно обращал внимание на низкий уровень рабфаков.
Следует отметить, что украинская система образования в 20-е годы XX в. прежде всего зорієнтовувалась на планы и реалии промышленного и сельскохозяйственного развития страны, что требовало соответствующих кадров. Сегодня не все нововведения того периода можно оценить положительно. Ценность некоторых педагогических экспериментов может быть поставлена под сомнение, в частности, изъятие учебных курсов по основам наук; лишение высших учебных заведений обязанностей вести научную работу и готовить научные кадры, этим занимались научно-исследовательские учреждения; замена провозглашенного в начале 20-х годов принципа открытых дверей для всех слоев населения на право рабочих и крестьян и трудовой интеллигенции, укреплять диктатуру пролетариата и строить социализм.
Прагматическая ориентация образования привела к снижению научного уровня учебных планов, программ, учебников, технологий обучения и, как следствие - к подготовки недостаточно квалифицированных специалистов.
Уже в 30-е годы просчеты становятся настолько ощутимыми, что об их устранении говорится, на высшем правительственном и партийном уровне.
На распространение педагогических знаний и организации форм обучения в соответствии с партийных и правительственных установок работали советская периодическая печать и просветительские организации. Так, довольно распространены в Украине ячейки общества «Просвита» превратились в пролеткульти. Издавались журналы «Пролетарская образование», «Путь образования», «Знание», «Советская образование», «Жизнь и знание», «Наука и школа», газеты «Народный учитель» и приложение к ней «Самообучение», «Самоучка», научные сборники «Просвещение», «Народное просвещение», «Образование».
К концу 20-х годов снижается содержательность полиграфических изданий, среди которых преобладают идеологические и политические материалы. В частности, это обусловлено и уровнем кадров, которые ехали не столько за опыт, сколько за причастностью к партии.
Период 1917 - 1928 гг. - самый сложный в истории советской Украины. Он характеризуется как определенными достижениями, так и недостатками в экономике, социальной политике, духовно-идеологической сфере и культуре. Это также период становления всей системы образования, создания стабильных учебных планов, программ и учебников. В учебных заведениях изучались история и география Украины, украинский и русский язык и литература. Под конец десятилетия постепенно сворачиваются меры по украинизации. Начинаются двуязычные русско-украинские школы, уменьшается количество украинских школ. Конец 20-х годов знаменует усиление притеснений в сфере образования и культурной жизни.