Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ФИНАНСЫ

Модуль 3

ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И МЕТОДОВ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Раздил 8

НАЛОГИ И НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

 

8.6. Администрирование налогов в Украине

 

Фискальная и стимулирующая эффективность налогов в значительной степени зависит от субъективных решений и деятельности органов государственной исполнительной власти, на которые возложена задача обеспечения доходов бюджета. То есть на налоговые рычаги аккумуляции государственных доходов и стимулирования экономической активности достаточно жестко накладываются ограничения организационно-управленческими аспектами налогообложения, или выражаясь современным языком, администрированием налогов.

Администрирование налогов - это управленческая деятельность органов государственной власти, которая связана с организацией процесса налогообложения, основывается на государственных законодательных и нормативных актах и использует социально обусловленные и восприняты правила14.

Среди факторов подсистемы администрирование налогов, которые оказывают влияние на эффективность налоговой системы, следует выделять урегулированность вопросов взаимоотношений с плательщиками, обоснованность методики администрирования налогов и ее адекватность экономическим реалиям, оптимальность структуры органов, администрирующих налоги, т.д.

В частности, от обоснованности методики администрирования и ее адекватности экономическим реалиям времени зависит способность государства контролировать соблюдение законодательства своими подданными, регулировать экономические процессы и безошибочно определять векторы своих решений в области налогообложения.

От урегулированности взаимоотношений с плательщиками значительной мере зависит успешность налоговой политики государства и восприятие соответствующих правительственных решений. Последнее важно, учитывая то, что степень наполнение бюджета в наименьшей степени определяется возможностями силового давления государственных органов управления. Зато, понимание плательщиками необходимости уплаты налогов и психологическая готовность отдавать государству определенную часть надлежащих им средств дает возможность без особых проблем обеспечивать потребности фиска.

Измерить влияние администрирования налогов на эффективность налоговой системы чрезвычайно трудно, а по некоторым направлениям вообще невозможно. В то же время, существует два аспекта такого влияния, что могут быть проанализированы в цифровом выражении:

- затратность подсистемы администрирование налогов;

- эффективность контролирующего влияния подсистемы администрирования налогов.

Относительно первого, то необходимо отметить: еще А. Смит, формулируя принципы налогообложения, заострил внимание на необходимости расходования как можно меньшей суммы денег на нужды обеспечения собственно системы взимания налогов. Чем больше государство тратит на содержание фискальных служб, тем меньше чистый фискальный эффект налогообложения.

Содержание фискальных служб Украины каждым годом дорожает относительно каждого гражданина индивидуально. Так, если в 1998 г. каждый гражданин Украины заплатил за существование соответствующих органов 21 грн. 79 коп., то в 2004 г.- 113 грн. 84 коп. А если при этом учесть, что лишь 43 % населения занято в экономической деятельности, то каждый работающий оплатил на соответствующие цели 267 грн. за 2004 г.

Другим показателем, с помощью которого можно оценить влияние подсистемы администрирования налогов на эффективность налоговой системы, является коэффициент контролирующего влияния подсистемы администрирование налогов. Его можно рассчитать как соотношение доначисленных по результатам проверок сумм (налогов, штрафов, пени) и общей суммы поступлений налогового характера в бюджеты и фонды целевого назначения.

Следует отметить, что эффективность управление любым процессом, наряду с прочим, зависит от оптимальности структуры задействованных органов. Именно этот фактор оказывает решающее влияние на скорость принятия решений, их адекватность конкретной ситуации и потребностям, оперативность внедрения в практику деятельности, результативность действия, стоимость обслуживания процесса.

На сегодня непосредственно в администрировании налогов в Украине задействованы органы налоговой и таможенной служб, органы государственного Пенсионного фонда и государственного социального страхования. Самым актуальным сейчас является вопрос оптимальности структуры и реформирования налоговой службы как основного звена подсистем государственных органов, ответственных за организацию процесса налогообложения. Этот процесс в Украине начато несколько лет назад под названием «модернизация налоговой службы». Среди прочего он предусматривает изменение структуры налоговых органов. Без соответствующей реорганизации невозможно будет в полной мере внедрить новые методологические подходы к администрирование налогов.

Однако, отметим, что сама по себе оптимизация структуры служб, задействованных в процессе администрирования налогов, полностью не решает проблемы повышения положительного влияния подконтрольного им управленческого процесса на эффективность налоговой системы. Чрезвычайно актуальным при этом является взаимодействие подразделений этих служб и синхронное направления их усилия на решение поставленной задачи.

В целом внедрение таких изменений в порядка администрирования налогов будет означать дополнительный мощный толчок по повышение фискальной и регулирующей эффективности налоговой системы.

_________________________________________________________

14 Мельник В. М. Налогообложения: научное обоснование и организация процесса. - К.: Комп'ютерпрес, - 2006. - С. 127.