Раздел
7.
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА
7.3. Бюджетный процесс в Украине
Бюджетный процесс - это регламентированная
нормами права деятельность, связанная с составлением, рассмотрением, утверждением
бюджетов, их выполнением и контролем за их выполнением, рассмотрением отчетов о
выполнение бюджетов, которые составляют бюджетную систему Украины.
Участниками бюджетного процесса являются Президент
Украины, Верховная Рада Украины, Кабинет Министров Украины, Министерство
финансов, Государственное казначейство, Национальный банк Украины, Счетная палата,
главные распорядители и распорядители бюджетных средств и иные органы, на которые
законодательством Украины возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.
Можно выделить следующие стадии
бюджетного процесса:
1) составление проектов бюджетов;
2) рассмотрение и принятие закона о
государственном бюджете Украины, решений о местных бюджетах;
3) исполнение бюджета, в том числе
в случае необходимости внесения изменений в закон о Государственном бюджете Украины,
решение о местных бюджетах;
4) подготовка и рассмотрение отчета о
исполнение бюджета и принятие решения относительно него.
Основой бюджетного процесса являются
бюджетное планирование, поскольку выполняется такой бюджет, который принят. Задача
бюджетного планирования:
- достоверное определение объема и
источников формирования доходов бюджета;
- оптимальное распределение расходов
по отдельным группам и отраслям;
- сбалансирование бюджета.
Процедура бюджетного планирования (последовательность
мероприятий и действий по составлению и рассмотрению проекта бюджета) определена Бюджетным
кодексом Украины и на государственном уровне включает следующие этапы и стадии.
А. Определение Основных направлений
бюджетной политики на следующий бюджетный период.
- До 1 июня Кабинет Министров
Украины подает в Верховную Раду Украины проект Основных направлений бюджетной
политики на следующий бюджетный период основывается на прогнозных
макропоказателях экономического и социального развития Украины с указанием
показателей объема валового внутреннего продукта, индексов потребительских цен,
прогнозируемого официального обменного курса гривны в среднем за год и на
конец года, прогнозируемого уровня безработицы.
- По результатам парламентских
слушаний Верховная Рада принимает постановление об одобрении или принятии к сведению
Основных направлений бюджетной политики на следующий бюджетный период (Бюджетная
резолюция).
Б. Подготовка и анализ бюджетных
запросов.
- Для подготовки предложений
проекта Государственного бюджета Украины Министерство финансов разрабатывает и доводит
до главных распорядителей бюджетных средств инструкции по подготовке бюджетных
запросов.
- Главные распорядители бюджетных
средств организуют разработку бюджетных запросов, содержащих предложения по
обоснованием относительно объема бюджетных средств, необходимых
распорядителю для обеспечения его деятельности на следующий бюджетный период,
и представление их Министерству финансов.
- На основе анализа бюджетных
запросов Министерство финансов Украины готовит предложения проекта Государственного
бюджета Украины и проекта закона о Государственном бюджете. В период подготовки
предложений Министерство финансов принимает меры по устранению разногласий с
главными распорядителями бюджетных средств.
В. Одобрение Кабинетом Министров
Украины проекта Государственного бюджета и проекта закона о Государственном бюджете и
представление их Верховной Раде Украины (не позднее 15 сентября года, предшествующего
плановому).
Г. Рассмотрение и принятие Государственного
бюджета Украины Верховной Радой Украины.
- Рассмотрение проекта закона о
Государственный бюджет Украины народными депутатами Украины, а также в комитетах,
депутатских группах и фракциях Верховной Рады Украины.
- Рассмотрение Комитетом Верховной Рады
Украины по вопросам бюджета совместно с уполномоченными представителями Кабинета
Министров Украины предложений к проекту закона о Государственном бюджете Украины и
подготовка Заключений и предложений к нему, а также подготовка таблицы
предложений субъектов законодательной инициативы.
- Обсуждение проекта Государственного
бюджета на пленарном заседании Верховной Рады:
- первое чтение - рассмотрение заключений
и предложений к проекту закона о Государственном бюджете Украины. В случае одобрения
они приобретают статус Бюджетных выводов Верховной Рады Украины;
- второе чтение - предполагает
утверждение общего объема дефицита (профицита), доходов и расходов
государственного бюджета Украины на следующий бюджетный период, объема межбюджетных
трансфертов и других положений, необходимых для формирования местных бюджетов;
- третье чтение - голосование по статьям бюджета, что не
были приняты во втором чтении, и по проекту закона о Государственном бюджете
Украины в целом.
Закон о Государственном бюджете Украины
должен быть принят Верховной Радой Украины до 1 декабря года, предшествующего
плановому.
Исполнение бюджета заключается в
мобилизации запланированных доходов и финансировании предусмотренных расходов.
Обеспечение исполнения бюджета возложена на Кабинет Министров, а общую
организацию и управление выполнением Государственного бюджета осуществляет Министерство
финансов. Бюджет исполняется по росписи, утвержденному Министром финансов. Этот
документ составляется в месячный срок после утверждения бюджета в разрезе
подразделений бюджетной классификации, которая дает полную детализацию видов доходов и
направлений расходов. Роспись доходов и расходов составляется с поквартальной
разбивкой, что позволяет сбалансировать бюджет на разные периоды.
Кассовое исполнение бюджета
(зачисление средств на счета бюджета и перечисления с них) может
осуществляться по двум системам: банковской и казначейской. По банковской
системы счета бюджета открываются в учреждениях банковской системы, за
казначейской - создается специальная структура - Государственное казначейство, которое
ведет счета бюджета, мобилизует средства и финансирует расходы.
В Украине применяется
казначейская форма обслуживания Государственного и местных бюджетов,
предусматривает осуществление Государственным казначейством через единый казначейский
счет:
- операций со средствами государственного и
местных бюджетов;
- расчетно-кассового
обслуживание распорядителей бюджетных средств;
- контроля бюджетных полномочий
при зачислении поступлений, принятии обязательств и проведении платежей;
- бухгалтерского учета и
составление отчетности об исполнении бюджета.
Внедрение казначейской системы
исполнения бюджетов и функционирования единого казначейского счета, открытого
в Национальном банке, позволяет правительству иметь исчерпывающую ежедневную информацию об
состояние государственных финансов. Система электронных платежей (СЭП) Национального банка
наряду с вхождением Государственного казначейства в сеть "Клиент банка - банк"
позволяет осуществлять платежи в считанные минуты вместо двух или более дней. Кроме
того, казначейский принцип оплаты счетов через регистрационные счета, открытые
в рамках единого казначейского счета значительно сокращает возможности нарушения
финансово-бюджетной дисциплины.
После окончания бюджетного года Министерство
финансов составляет Отчет об исполнении Государственного бюджета, который подается
Кабинетом Министров Украины Верховной Раде Украины не позднее 1 мая года,
следующего за отчетным.
На всех стадиях бюджетного процесса
осуществляются финансовый контроль и аудит и оценка эффективности использования
бюджетных средств.
Продолжительность стадий бюджетного процесса
различна в отдельных странах, но в большинстве случаев весь процесс продолжается в
среднем около двух лет.
Бюджет составляется на год. Этот
период имеет название бюджетного периода, он в Украине совпадает с календарным
годом. Однако есть ряд государств, в которых бюджетный год не совпадает с календарным.
Например, в США бюджетный год длится с 1-го октября по 30-е сентября, в Швеции
- с 1-го июля по 30-е июня, в Японии - с 1-го апреля по 31-е марта.