Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ФИНАНСЫ

Раздел 7.

БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА

 

7.3. Бюджетный процесс в Украине

 

Бюджетный процесс - это регламентированная нормами права деятельность, связанная с составлением, рассмотрением, утверждением бюджетов, их выполнением и контролем за их выполнением, рассмотрением отчетов о выполнение бюджетов, которые составляют бюджетную систему Украины.

Участниками бюджетного процесса являются Президент Украины, Верховная Рада Украины, Кабинет Министров Украины, Министерство финансов, Государственное казначейство, Национальный банк Украины, Счетная палата, главные распорядители и распорядители бюджетных средств и иные органы, на которые законодательством Украины возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Можно выделить следующие стадии бюджетного процесса:

1) составление проектов бюджетов;

2) рассмотрение и принятие закона о государственном бюджете Украины, решений о местных бюджетах;

3) исполнение бюджета, в том числе в случае необходимости внесения изменений в закон о Государственном бюджете Украины, решение о местных бюджетах;

4) подготовка и рассмотрение отчета о исполнение бюджета и принятие решения относительно него.

Основой бюджетного процесса являются бюджетное планирование, поскольку выполняется такой бюджет, который принят. Задача бюджетного планирования:

- достоверное определение объема и источников формирования доходов бюджета;

- оптимальное распределение расходов по отдельным группам и отраслям;

- сбалансирование бюджета.

Процедура бюджетного планирования (последовательность мероприятий и действий по составлению и рассмотрению проекта бюджета) определена Бюджетным кодексом Украины и на государственном уровне включает следующие этапы и стадии.

А. Определение Основных направлений бюджетной политики на следующий бюджетный период.

- До 1 июня Кабинет Министров Украины подает в Верховную Раду Украины проект Основных направлений бюджетной политики на следующий бюджетный период основывается на прогнозных макропоказателях экономического и социального развития Украины с указанием показателей объема валового внутреннего продукта, индексов потребительских цен, прогнозируемого официального обменного курса гривны в среднем за год и на конец года, прогнозируемого уровня безработицы.

- По результатам парламентских слушаний Верховная Рада принимает постановление об одобрении или принятии к сведению Основных направлений бюджетной политики на следующий бюджетный период (Бюджетная резолюция).

Б. Подготовка и анализ бюджетных запросов.

- Для подготовки предложений проекта Государственного бюджета Украины Министерство финансов разрабатывает и доводит до главных распорядителей бюджетных средств инструкции по подготовке бюджетных запросов.

- Главные распорядители бюджетных средств организуют разработку бюджетных запросов, содержащих предложения по обоснованием относительно объема бюджетных средств, необходимых распорядителю для обеспечения его деятельности на следующий бюджетный период, и представление их Министерству финансов.

- На основе анализа бюджетных запросов Министерство финансов Украины готовит предложения проекта Государственного бюджета Украины и проекта закона о Государственном бюджете. В период подготовки предложений Министерство финансов принимает меры по устранению разногласий с главными распорядителями бюджетных средств.

В. Одобрение Кабинетом Министров Украины проекта Государственного бюджета и проекта закона о Государственном бюджете и представление их Верховной Раде Украины (не позднее 15 сентября года, предшествующего плановому).

Г. Рассмотрение и принятие Государственного бюджета Украины Верховной Радой Украины.

- Рассмотрение проекта закона о Государственный бюджет Украины народными депутатами Украины, а также в комитетах, депутатских группах и фракциях Верховной Рады Украины.

- Рассмотрение Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам бюджета совместно с уполномоченными представителями Кабинета Министров Украины предложений к проекту закона о Государственном бюджете Украины и подготовка Заключений и предложений к нему, а также подготовка таблицы предложений субъектов законодательной инициативы.

- Обсуждение проекта Государственного бюджета на пленарном заседании Верховной Рады:

- первое чтение - рассмотрение заключений и предложений к проекту закона о Государственном бюджете Украины. В случае одобрения они приобретают статус Бюджетных выводов Верховной Рады Украины;

- второе чтение - предполагает утверждение общего объема дефицита (профицита), доходов и расходов государственного бюджета Украины на следующий бюджетный период, объема межбюджетных трансфертов и других положений, необходимых для формирования местных бюджетов;

- третье чтение - голосование по статьям бюджета, что не были приняты во втором чтении, и по проекту закона о Государственном бюджете Украины в целом.

Закон о Государственном бюджете Украины должен быть принят Верховной Радой Украины до 1 декабря года, предшествующего плановому.

Исполнение бюджета заключается в мобилизации запланированных доходов и финансировании предусмотренных расходов. Обеспечение исполнения бюджета возложена на Кабинет Министров, а общую организацию и управление выполнением Государственного бюджета осуществляет Министерство финансов. Бюджет исполняется по росписи, утвержденному Министром финансов. Этот документ составляется в месячный срок после утверждения бюджета в разрезе подразделений бюджетной классификации, которая дает полную детализацию видов доходов и направлений расходов. Роспись доходов и расходов составляется с поквартальной разбивкой, что позволяет сбалансировать бюджет на разные периоды.

Кассовое исполнение бюджета (зачисление средств на счета бюджета и перечисления с них) может осуществляться по двум системам: банковской и казначейской. По банковской системы счета бюджета открываются в учреждениях банковской системы, за казначейской - создается специальная структура - Государственное казначейство, которое ведет счета бюджета, мобилизует средства и финансирует расходы.

В Украине применяется казначейская форма обслуживания Государственного и местных бюджетов, предусматривает осуществление Государственным казначейством через единый казначейский счет:

- операций со средствами государственного и местных бюджетов;

- расчетно-кассового обслуживание распорядителей бюджетных средств;

- контроля бюджетных полномочий при зачислении поступлений, принятии обязательств и проведении платежей;

- бухгалтерского учета и составление отчетности об исполнении бюджета.

Внедрение казначейской системы исполнения бюджетов и функционирования единого казначейского счета, открытого в Национальном банке, позволяет правительству иметь исчерпывающую ежедневную информацию об состояние государственных финансов. Система электронных платежей (СЭП) Национального банка наряду с вхождением Государственного казначейства в сеть "Клиент банка - банк" позволяет осуществлять платежи в считанные минуты вместо двух или более дней. Кроме того, казначейский принцип оплаты счетов через регистрационные счета, открытые в рамках единого казначейского счета значительно сокращает возможности нарушения финансово-бюджетной дисциплины.

После окончания бюджетного года Министерство финансов составляет Отчет об исполнении Государственного бюджета, который подается Кабинетом Министров Украины Верховной Раде Украины не позднее 1 мая года, следующего за отчетным.

На всех стадиях бюджетного процесса осуществляются финансовый контроль и аудит и оценка эффективности использования бюджетных средств.

Продолжительность стадий бюджетного процесса различна в отдельных странах, но в большинстве случаев весь процесс продолжается в среднем около двух лет.

Бюджет составляется на год. Этот период имеет название бюджетного периода, он в Украине совпадает с календарным годом. Однако есть ряд государств, в которых бюджетный год не совпадает с календарным. Например, в США бюджетный год длится с 1-го октября по 30-е сентября, в Швеции - с 1-го июля по 30-е июня, в Японии - с 1-го апреля по 31-е марта.