Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

РАЗДЕЛ И

ПРЕДПРИЯТИЕ В СИСТЕМЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

 

ТЕМА 6

ПЛАНИРОВАНИЕ БИЗНЕСА.

СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА

 

6.2. Содержание и структура бизнес-плана

 

6.2.9. Финансовый план

 

Этот раздел бизнес-плана имеет обобщить материалы предыдущих разделов и представить их в стоимостном выражении. До этого раздела должны быть подготовлены следующие документы:

- прогноз объема продаж;

- баланс денежных поступлений и расходов;

- сводный баланс активов и пассивов;

- график достижения безубыточности;

- баланс прибыли и его распределение.

Прогноз объемов продаж должен дать представление о доле рынка, которую предполагается завоевать под свою продукцию. Как правило, такой прогноз составляется на 3-5 лет.

Главная задача баланса денежных доходов и расходов - проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, то есть проверить будущую ликвидность предприятия. В условиях рынка это самая серьезная проблема, поскольку большая просроченная задолженность предвещает банкротство.

Данные баланса активов и пассивов предприятия используются для оценки его финансового состояния, выявления собственных оборотных средств, проверки соответствия банковских займов объектам кредитования, расчетных отношений и использования ресурсов по целевому назначением.

Показатели платежеспособности предприятия дают представление о его возможностях по покрытию своих обязательств. Как правило, это соотношение между платежными средствами, которые могут быть мобилизованы в кратчайший срок, и обязательствами.

Показатели платежеспособности полезным инструментом принятия решений и по ним можно судить о возможности выполнение планов. Одним из таких показателей является отношение оборотных средств к краткосрочной задолженности. На практике оптимальное соотношение может составлять 2:1, то есть краткосрочные обязательства в два раза перекрываются активами. Но не все оборотные средства одинаково ликвидны. Наиболее ликвидными являются деньги и ценные папери. их сумму делят на сумму краткосрочных обязательств.

Еще одним показателем платежеспособности предприятия является отношение долгосрочной задолженности к собственного капитала. Это отношение должно составлять 0,65 и меньше.

Анализ баланса предприятия дает возможность определить: банкам и инвесторам - платежеспособность и обеспеченность кредитов; акционерам - надежность вкладов и их доходов; руководителям предприятия - стратегию развития и возможности самофинансирования.

Важным является также составление баланса прибыли и ее распределения. До этого раздела целесообразно составить график достижения безубыточности, иллюстрирующий влияние на величину прибыли объема производства, доходов и себестоимости продукции. С помощью графика можно найти точку безубыточности, т.е. тот объем производства, при котором линия, показывающая изменение выручки (дохода) от реализации при заданном уровне цен пересекается с линией, что показывает изменение себестоимости продукции (затрат).

Если чистый доход поступает неравномерно, то срок окупаемости, в течение которого сумма чистых доходов, дисконтированных на момент завершения инвестиций, равна сумме инвестиций. Тогда, по определению, нынешняя величина доходов за весь срок окупаемости имеет равняться сумме накопленных инвестиционных расходов.

Показатель рентабельности инвестиций можно измерить с учетом фактора времени. Для этого приведенный чистый доход относят к инвестиционным расходам.

Эти показатели отражают процесс сравнение распределенного по времени эффекта от инвестиций и самих инвестиций. Информационную базу расчета показателей составляет поток платежей, которые формируются за счет дохода и самих инвестиций. Чистый доход (чистый денежный поток) - это сумма чистой прибыли и амортизационных отчислений. Чистый прибыль - это разница между совокупным доходом и суммой текущих расходов и налоговых платежей.

Все методы оценки эффективности инвестиций связанные с приведением расчетов инвестиций и доходов к одному моменту времени, то есть с расчетом ответственных нынешних величин. Самое важное при этом выбрать уровень ставки процентов, по которой производится дисконтирование и должна учитывать сущность риска.

Риск в инвестиционном процессе - это уменьшение реальной отдачи инвестиций по сравнению с ожидаемой. Для того чтобы учесть инфляцию, сокращение доходов и т.д., выводят поправку по уровню процентной ставки.

Итак, цель финансового раздела бизнес-плана - сформулировать и представить общую всестороннюю и достоверную систему проектов относительно ожидаемых финансовых результатов деятельности фирмы. Если эти данные хорошо подготовлены и подробно изложены, то они становятся важнейшими критериями оценки привлекательности бизнеса.

Из этого раздела инвестор узнает о прибыли, на который он может рассчитывать, и о возможности потенциального заемщика обслуживать долг.

Очень важно, чтобы представленные данные были достоверными. Количество исследований непосредственно отражается на точности планирование. Если данные финансового раздела отклоняются от соответствующих общих показателей, то следует дать аргументированное объяснение.

Важно также периодически просматривать свои проекты, поскольку обстоятельства меняются и может произойти немало такого, что окажет влияние на плановые финансовые результаты фирмы, например, в результате подписание определенных контрактов, когда появляется возможность ожидать большего объема продаж или меняются цены на сырье, что влияет на размер ожидаемого валовой прибыли. Для того чтобы бизнес-план был действенным инструментом планирования, а также документом, способным привлечь внимание потенциальных инвесторов и кредиторов, его содержание должно соответствовать сложившимся обстоятельствам.

Финансовый план не должен расходиться с деталями, изложенными в других разделах бизнес-плана. Если в разделе о маркетинг говорится о намерении фирмы развернуть всесторонне спланированную и дорогу рекламную кампанию, это должно найти отражение в плановых показателях будущего отчета о прибыли. Если в анализе продаж учитывается фактор сезонности, то его следует предусмотреть при проектировании денежного потока.

Во многих отношениях финансовый план - наименее гибкая по форме часть бизнес-плана. Каждый документ должен быть стандартизированным.

Данные финансовой статистики некоторой мере диктуются обстоятельствами: некоторые фирмы выбирают ежедневно за отчетный период год, другие составляют отчеты за каждый квартал, месяц, каждую неделю и даже каждый день. Однако в любом случае представленная информация должна удовлетворять целый ряд требований.

Все предложения, которые стали основой освещаемых проектов, следует изложить в понятной форме, поскольку только после тщательного рассмотрения

таких предложений можно оценить их достоверность. Несмотря на то, что другая часть финансового плана является результатом этих предложений, они представляют собой его важнейшую составную часть.

Для уже налаженного бизнеса, который имеет намерения расширить свою деятельность или присоединить другую компанию, необходимо показать финансовые данные за прошлые годы.

Подготовленный необходимым образом финансовый план может быть использован для оценки результатов бизнеса фактического начала дела. Иногда план может послужить также базой для разработки детального рабочего бюджета фирмы, и тогда он фактически становится документом, в котором подробно расписано, как и когда будет использоваться капитал, а также освещается цель обеспечения успеха бизнеса.