Раздел 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РАЗВЕДКА
(экономический шпионаж)
3.3. Методы шпионажа (методы
сбор информации)
3.3.1. Легальные
методы сбора информации
Особенностью легальных методов сбора
информации является то, что из огромной массы материала нужно извлечь буквально
капли необходимых сведений. Например, в газетном очерке о конфликте на
фирме вы находите некоторые сведения о менеджера, который вас интересует, его
образ жизни или сведения о технологии, может быть использовано в
конкурентной борьбе [46].
Сбор информации с легальных каналов
должен разворачиваться по многим направлениям. В средних и крупных фирмах к
этой работы по направлениям (финансы, производство, НИОКР, менеджмент, маркетинг,
кадры и др.) привлекаются отдельные працівники. им обеспечивается доступ к
необходимых легальных источников информации. За счет фирмы покупаются книги, справочники,
выписываются журналы, газеты, включаются в сеть “Интернет” и др. Если
нет отдельных источников на предприятии, служащим, которые занимаются сбором
легальной информации, разрешается в служебное время
работать
в библиотеках за пределами предприятия, посещать выставки, презентации, если
необходимо, они могут специально быть командирован в другие города и страны. Чтобы
исключить злоупотребления в этой работе, каждое специальное посещение или
командировка должна заканчиваться информационной справке относительно тех или иных
объектов.
Использование экспертов
Одним из достаточно эффективных методов
сбора легальной информации является привлечение к этой работе агентов-экспертов (они
могут быть работниками государственных органов, посреднических организаций,
консалтинговых фирм). Эта категория специалистов, как правило, хорошо знает ситуацию в
отрасли и регионе, неплохо ориентируется в информационных потоках. Особое место
в этой категории занимают ученые и преподаватели высших специальных учебных заведений,
что имеют развитые навыки анализа и обобщения материала.
Использование официальных представительств
за рубежом
В современных условиях для целей
экономической разведки широко используются официальные представительства за
рубежом: от посольств, консульств до торговых и других представительств.
Обычной практикой в этих учреждениях является подготовка экономических обзоров на основе
легальных источников информации. Задачи подобного рода ставятся в служебные
обязанности работников этих учреждений. Образец организации такой легальной
экономической разведки демонстрирует Япония, которая создала довольно-таки эффективную систему
сбора научно-технической и коммерческой информации о своих зарубежных
конкурентов [46].
► По признанию специалистов, в Японии
нет специальных разведывательных органов, подобных ЦРУ, “Інтеллидженс сервис”,
ИГРУ и др. Кстати, такой центр противоречил бы конституции Японии, принятой в
свое время с подачи американцев. Организационную работу по сбору экономической
информации в Японии ведет ДЖЕТРО (JЕТRО) - Организация японской внешней
торговли. В 1954 г. над ДЖЕТРО установило контроль Министерство Международной
торговли, а в 1958 г. был принят специальный закон. На основании этого закона
ДЖЕТРО функционирует как орган, который по заданию Министерства международной торговли
занимается сбором коммерческой информации, необходимой для развития внешней
торговли. ДЖЕТРО имеет 78 филиалов в 57 странах и 84 отделение в Японии. В иностранных
филиалах трудятся 300 японцев и столько же местных граждан, что собирают
информацию относительно экономики, торговой промышленности, технологий, новых
товаров, конъюнктуры рынка и др. [91].
Тот, кто таким образом хочет
организовать легальный сбор информации, может поставить перед подобной службой
решение таких задач:
1) Поддержание
контактов между государственными органами, частной промышленностью, исследовательскими
организациями и научными кругами (решение проблем сбора и охраны информации).
2) Представление
членам этой организации необходимой информации о зарубежных конкурентов.
3) Представление
информации о зарубежных конкурентов не членам организации на коммерческой
основе.
4) Отказ от сбора информации
нелегальными методами.
Собранный таким образом материал
накапливается в архиве базы данных.
Здесь он
систематизируется по объектам разведки и отдельными направлениями.
Среди объектов разведки, как уже
подчеркивалось, в первую очередь интересуют конкуренты, поставщики, потребители,
руководители органов государственного и местного управления, профсоюзных организаций,
политических партий и движений. Поэтому сначала в базе данных выделяются эти объекты.
Потом в базах данных о конкурентах, поставщиков и потребителей выделяются
внутренние базы данных, характеризующие финансы, производство (технологии,
продукт, НИОКР), менеджмент, маркетинг и персонал (см. рис. 5.).
Систематизированный таким образом
материал подлежит дальнейшей аналитической обработке. Конечно, и схема
систематизации базы данных экономической разведки привязывается к конкретной
ситуации.
В заключение необходимо обратить
внимание еще на один штрих, что касается легальных методов сбора информации: эти
данные требуют особенно тщательного анализа и повторного осмотра, потому что в них
может оказаться и дезинформация конкурента, что специально запускается в средства
массовой информации для сокрытия истинного состояния, чтобы получить кредит, заказ,
избежать официального признания банкротства [46].