Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Внешнеэкономическая деятельность

6 ОСНОВЫ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

6.5 Таможенные платежи

 

Действующим законодательством определены следующие виды таможенных платежей:

1) плата за проведение таможенных процедур;

2) пошлина;

3) налог на экспорт и импорт.

Обложения пошлиной осуществляется на основании Закона "О Едином таможенном тарифе".

Пошлину можно классифицировать по объекту обложения, характеру, происхождению, способу взимания, типам ставок.

В Украине применяются следующие виды таможенных пошлин по объекту обложения:

экспортные;

импортные;

транзитные.

Экспортной пошлиной облагаются товары, вывозимые за пределы таможенной территории государства. В большинстве развитых стран экспортных пошлин не существует. Они используются очень редко в основном развивающимися странами и отдельными странами с переходной экономикой и накладываются в основном на товары традиционного экспорта (кофе в Бразилии, какао в Гане, нефть в России).

Основными функциями экспортного тарифа в этих странах являются:

фискальная - сбор средств в бюджет государства для финансирования расходных статей. В отдельных странах, что развиваются, за счет экспортного тарифа собирается до половины доходов бюджета;

балансировочная - применяется, как правило, в случае существования соответствующей разницы в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары.

Применение экспортной пошлины как метод изъятия части дохода экспортеров (полученного на разнице в ценах внутреннего и мирового рынка) оказалось неэффективным. В большинстве случаев оно приводило к сокращению контролируемого экспорта и автоматически вело к уменьшению доходов государственного бюджета от экспортной пошлины. Поэтому большинство стран перешло от обложения пошлинами экспортируемых товаров до налогообложения доходов фирм - экспортеров, изымая таким образом понадприбутки от экспорта (для этого используется обычная налоговая система).

Пошлина на импорт является одним из наиболее распространенных методов ограничения торговли и представляет собой государственный денежный сбор с ввозимых на таможенную территорию страны товаров. Таким образом, импортной пошлиной облагаются товары, ввозимые на территорию Украины.

Импортный таможенный тариф применяется с целью:

создание благоприятных условий для развития отечественного производства;

регулирование конкурентного влияния иностранных товаров на рынок Украины с целью развития одинаковой и справедливой конкуренции;

формирование рациональной структуры потребительского рынка на основе сбалансированной предложения внутренних и внешних ресурсов;

увеличение доходной части Государственного бюджета Украины;

улучшение состояния платежного баланса государства;

содействие структурной перестройке национальной экономики Украины;

решения торгово-политических задач во взаимоотношениях Украине! с иностранными государствами, их союзами и группами, в том числе при проведении переговоров о присоединении Украины к ГАТТ и вступлении ее во Всемирную торговую организацию.

Реализации указанных целей в определенной мере соответствовать структура таможенного тарифа, которую условно можно разделить на три уровня ставок пошлин, которые существуют сейчас. Каждый уровень должен соответствовать стадии обработки продукции - сырье, полуфабрикат и готовые изделия. Это деление на уровни также в целом соответствует основам построения Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГСОКТ) и Товарной номенклатуры (ТН ВЭД) многих стран мира.

Если рассматривать структуру по уровню ставок, то в качестве модели можно взять структуру, предельный уровень которой теперь наиболее приспособлен к экономических условий и проблем пост - СССР, в частности:

сырье и материалы - 0-5%;

полуфабрикаты и комплектующие изделия - 5-15%;

готовые изделия - 15-30%.

Импортный тариф в Украине строится на следующих основных положениях таможенно-тарифной политики, как:

1) "эскалация таможенного тарифа" - это повышение ставок пошлин по мере степени обработки продукции;

2) "эффективный таможенный тариф" - это установление низких ставок для товаров, необходимых для развития производства с высокой долей вновь созданной стоимости;

3) наполнение доходной части Государственного бюджета за счет установления высоких ставок пошлин для товаров с низкой эластичностью спроса;

4) согласно теоремы симметрии Лернера импортная пошлина - это налог на экспорт, поскольку оно повышает реальный курс национальной валюты делает экспорт менее полезным;

5) осуществление структурной перестройки национальной экономики и ее развитие должны привести к рационализации тарифа и постепенного снижения ставок импортных пошлин по мере повышения конкурентоспособности внутреннего производства, что, прежде всего, отражается на росте его экспорта. Если экспорт товара увеличивается, то необходимо делать снижение ставок импортной пошлины на сырье и комплектующие, которые используются для его производства, а снижение ставок на конечную продукцию может быть обусловлено торгово-политическими соображениями.

Формирование действующего в определенный отрезок времени таможенного тарифа должно производиться с учетом реального состояния экономики страны. Для этого необходимо учитывать такие факторы: конкурентоспособность отечественной продукции, возможности внутреннего производства и сроков освоения продукции, степень дефицитности товара, уровень его производственной и социальной важности сохранения и создания новых рабочих мест, возможности привлечения иностранных и стимулирования внутренних инвестиций и др. Периодичность корректировки действующих на определенный момент времени ставок импортного тарифа определяется на базе динамики развития экономики страны.

Транзитная пошлина - это пошлина, налагаемая на товары, перевозимые транзитом территорию этой страны.

Они сдерживают товарные потоки, рассматриваются как крайне нежелательные, нарушающие нормальное функционирование международных связей, и сейчас практически не используются.

Пошлина по способу начисления можно разделить на:

адвалорная, которая начисляется в процентах к таможенной стоимости товаров, облагаемых пошлинами;

специфическое, которое начисляется в установленном размере к единице измерения товара (веса, площади, объема и т.д.);

комбинированное, которое сочетает специфическая и адвалорная пошлина.

Адвалорная пошлина аналогичное пропорциональному налогу на продажу, применяется чаще всего. Оно поддерживает одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета.

Специфическая пошлина обычно накладывается на стандартизированные товары. Уровень таможенной защиты с помощью специфического пошлины сильно зависит от колебания цен на товары. Когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает. Но, с другой стороны, во время экономического спада и падения импортных цен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей.

По характеру своего происхождения пошлина делится на:

автономное пошлина: вводится постановлением государственной власти данной страны, независимо от каких-либо соглашений с другими государствами;

конвенциональное пошлина: производится в процессе заключения соглашений или договора с другой страной и фиксируются в этом договоре. Не могут быть изменены в течение срока его действия.

 

Особые виды пошлины:

Специальная пошлина. Применяется для защиты отечественных производителей от импортных конкурирующих товаров; для предотвращения несовершенной конкуренции; в ответ на дискриминационные действия со стороны других государств. Ставка специальной пошлины устанавливается отдельно в каждом случае.

Антидемпинговая пошлина. Согласно правилам ГАТТ/ВТО в целях защиты от демпинга государство - импортер может вводить антидемпинговые пошлины. Однако по правилам его введению должна пройти специальное расследование с целью установления самого факта демпинга.

Демпинг заключается в продвижении товаров на внешнем рынке за счет снижения экспортных цен ниже среднего уровня в принимающих странах. Фирмы могут осуществлять демпинг за счет собственных ресурсов с целью завоевания внешних рынков или за счет государственных субсидий.

Антидемпинговая пошлина применяется в случае обнаружения факта демпинга, то есть импорта на территорию Украины товаров по цене, существенно ниже их конкурентной цены в стране - экспортере, если такой импорт наносит ущерб отечественным производителям аналогичных товаров; в случае экспорта с территории Украины товаров по цене значительно ниже цен других экспортеров подобных конкурирующих товаров, если это наносит ущерб общегосударственным интересам Украины.

Ставка антидемпинговой пошлины не может превышать разницы между конкурентной оптовой ценой объекта демпинга в стране экспортера и заявленной ценой при его ввозе на территорию Украины или разницы между ценой объекта демпинга из Украины и средней ценой украинского экспорта подобных товаров.

Компенсационная пошлина. Применяется в случае ввоза на территорию Украины товаров, при производстве или экспорте которых использовались субсидии, если подобный импорт наносит ущерб отечественным производителям подобных товаров; в случае экспорта с территории Украины товаров, при производстве или экспорте которых использовалась субсидия, если экспорт противоречит государственным интересам Украины. Ставка компенсационной пошлины не может превышать выделенного размера субсидии.

Специальная, антидемпинговая и компенсационная пошлина вводится после специального расследования, проведенного по заявке украинских или иностранных заинтересованных государственных органов.

Особые виды пошлины должны составлять основу механизма защиты внутреннего рынка. По своей сути указанное пошлина - это чрезвычайные тарифные меры. Создаваемые при этом защитные барьеры, несмотря на достаточно высокий размер, должны быть ограничены во времени.

Другой важный аспект особых видов пошлин - это "узкий характер" влияния. Они используются в отношении импорта отдельных иностранных товаров и отдельных иностранных производителей, которые применяют демпинг или субсидии при экспорте или производстве продукции, при возрастающей угрозе для украинского рынка от массированного импорта товаров.

Особые виды пошлин могут применяться только после проведения расследования и получения объективных доказательств того, что именно неблагоприятное воздействие иностранной конкуренции нанес или безвозвратно грозит нанести существенный ущерб какой-либо отрасли украинской экономики. Эти обстоятельства осложняют процесс введения и использования особых видов пошлины.

Существует также сезонная пошлина - пошлина, которая устанавливается на отдельные товары на срок не более четырех месяцев.

Сезонная пошлина в Украине начали применять после принятия Закона Украины "О государственном регулировании импорта сельскохозяйственной продукции" с 1998 года. Теперь сезонная пошлина применяют в отношении некоторых видов сельскохозяйственной продукции и их действие распространяется на товары, импортируемые на таможенную территорию Украины.

Основные положения:

относительно небольшая номенклатура товаров;

вводятся ежегодно в двойном размере к размеру льготных ставок пошлины на ввоз;

срок действия - не менее 60, но не более 120 последовательных календарных дней в течение срока уборки и закладки на хранение аналогичной продукции украинского производства.

Контрольные вопросы

1. Какие задачи выполняет таможенная служба Украины?

2. Укажите виды таможенных режимов, в чем заключаются их особенности?

3. Кто определяет вид таможенного режима при перемещении товаров через таможенную границу Украины?

4. На каком основании выбирается метод определения таможенной стоимости товара?

5. Что такое декларирование?

6. Дайте определение понятия "таможенный тариф".

7. Какие существуют виды пошлины?