Фонетика. Орфоэпия. Орфография
Урок № 90
Тема. Тренировочные упражнения по теме «группы слов по значению»
Цель:
· обучающая: повторить изученные группы слов, научить применять полученные знания на практике; формировать жизненную компетентность;
· развивающая: развивать языковое чутье, абстрактное мышление, речевые умения, навыки с отношения, сравнения;
· воспитательная: воспитывать отношение к делу, которым занимаешься; к коллективу, в котором находишься.
Внутрішньопредметні связи: лексикология, морфология, синтаксис, язык и речь.
Межпредметные связи: художественная литература, устное народное творчество, культура.
Тип урока: урок формирования умений и навыков.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА, МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
IV. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Исследования-анализ
Вариант 1
► Какие из приведенных слов имеют лексическое значение, а какие - нет?
Юность, слово, но, коллектив, от, соревнования, киш!
► Объясните лексическое значение слов.
Вариант 2
► Какова особенность лексического значения слова использована для создания юмористического эффекта?
- Иван Петрович! А можно мне Вас покритиковать?
- Конечно, можно!
- И мне за это ничего не будет?
- Конечно ничего: ни премии, ни отпуска летом, ни путевки в санаторий (3 журнала).
► Как называется этот вид вещания?
Вариант 3
► Выразительно прочитайте. Объясните знаки препинания.
► Как помочь парню понять, что такое многозначные слова?
ДВА ЗНАЧЕНИЯ
«Придумай слово»,- ученика попросили, чтобы имело два значения. - На мгновение настала тишина. - Это - Гавриил! - проговорил мальчик, глядя в окно.
- Почему «Гавриил»? - учительница спрашивает.
- Это то, что надо,- говорит мальчишка. - Оно же как раз два значения имеет: «гав» - то пес, а «рыло» - то свинья (С. Гриценко).
Вариант 4
► Прочитайте. Объясните значение выделенных слов.
1. На пятый день путешественники увидели землю.
2. Ласточки проносятся над землей. 3. Ветви деревьев склонились к земле. 4. Вся украинская земля - цветущий край. 5. Земля вращается вокруг Солнца. 6. «Какая ты роскошная, земля»,- думала Маланка. 7. Лопасть мягко вошла в землю. 8. Вся земля поздравляла Юрия Гагарина. 9. Вокруг были земли нашего района.
Вариант 5
► Найдите слова с переносным значением.
1. Пыльный снегами в синих искорках синиц, сад мой белыми руками потянулся к зірниць (Г. Нагнибеда).
2. Киев всегда радушно встречает друзей (Из газеты).
3. Чернобыльская молния безжалостно ударила в генетическое сердце (3 газеты).
4. Впитало оно, родное слово, в себя вековой течение Днепра, шорох колосьев, шепот дубравы, пение соловья (Ю. Мушкетик).
5. Красивая осень вышивает клены красным, желтым, серебряным, золотым (Л. Костенко).
Вариант 6
► Среди приведенных слов найдите стилистически нейтральные. Составьте с ними словосочетания / предложения, в которых эти слова станут эмоционально окрашенными.
Радио, солдаты, мчаться, ласточка, пить, слезно, чудовище, гневаться, сушить, крылья.
Вариант 7
► Подберите синонимы к словам. С одним из них составьте предложение.
Говорить, воин, Родина.
Вариант 8
► Найдите антонимы, омонимы. Чем выражены эти слова?
1. Зима без снега - лето без хлеба. 2. До обеда покосили, острые косы потупили. 3. Лихой доброго портит. 4. Добро пушить, а лихосушить. 5. Мягко стелит, да твердо спать (Народное творчество). 6. Теплый ветер, шумы, ясное солнце в зените миры, мы строим для счастья миры (В. Сосюра).
V. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
► Найдите в тексте многозначные слова.
► Выясните, какие слова являются стилистически окрашенными.
► Прочитайте внимательно текст. Выпишите из него синонимы. Подберите к ним, если возможно, антонимы, омонимы.
МОЯ ШКОЛА
Детство... Сколько незабываемых лет мы проводим в школе! Школа - наш второй дом. И каждый из нас мечтает, чтобы в этом доме было тепло и уютно, надежно и спокойно. Этот уют в школе создают ученики, учителя, другие работники. Я люблю свою школу. Люблю слушать по утрам пение колокольчика, который созывает учеников на урок в светлых просторных классных комнат. Люблю перерыва, на которых можно поиграть в мяч, сбегать в столовую. Ох, эта столовая! А какие там вкусные блюда! Люблю интересные уроки литературы, интересные задачи по математике. В нашей школе дружный коллектив учеников и учителей. В течение года проходит много турниров, конкурсов, олимпиад, соревнований... кстати, у нас неоднородная рейтинговая система: чем лучше учишься, тем выше твой рейтинг. Это хороший стимул для учеников. Каждый старается хорошо учиться, быть дисциплинированным. В этой системе присутствует элемент азарта. Каждый из нас пытается улучшить свой результат, подняться на высшую строчку в рейтинге.
Уверен, что те зерна знаний, которые сеют в наши души талантливые преподаватели, через некоторое время прорастут, дадут всходы. В моем школьном доме - спокойно, уютно; я люблю его за то, что меня здесь всегда ждут и радуются моим успехам (Из ученического сочинения).
VI. ИТОГ УРОКА
Рефлексия
Оценивание знаний, умений и навыков учащихся
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
► Выполните упражнение из учебника.
► Творческое задание: напишите мини-сочинение про свою школу, свой класс.