Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 5 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

 

Урок № 90

Тема. Тренировочные упражнения по теме «группы слов по значению»

 

Цель:

· обучающая: повторить изученные группы слов, научить применять полученные знания на практике; формировать жизненную компетентность;

· развивающая: развивать языковое чутье, абстрактное мышление, речевые умения, навыки с отношения, сравнения;

· воспитательная: воспитывать отношение к делу, которым занимаешься; к коллективу, в котором находишься.

Внутрішньопредметні связи: лексикология, морфология, синтаксис, язык и речь.

Межпредметные связи: художественная литература, устное народное творчество, культура.

Тип урока: урок формирования умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

 

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА, МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

IV. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Исследования-анализ

Вариант 1

► Какие из приведенных слов имеют лексическое значение, а какие - нет?

Юность, слово, но, коллектив, от, соревнования, киш!

► Объясните лексическое значение слов.

 

Вариант 2

► Какова особенность лексического значения слова использована для создания юмористического эффекта?

- Иван Петрович! А можно мне Вас покритиковать?

- Конечно, можно!

- И мне за это ничего не будет?

- Конечно ничего: ни премии, ни отпуска летом, ни путевки в санаторий (3 журнала).

► Как называется этот вид вещания?

 

Вариант 3

► Выразительно прочитайте. Объясните знаки препинания.

► Как помочь парню понять, что такое многозначные слова?

ДВА ЗНАЧЕНИЯ

«Придумай слово»,- ученика попросили, чтобы имело два значения. - На мгновение настала тишина. - Это - Гавриил! - проговорил мальчик, глядя в окно.

- Почему «Гавриил»? - учительница спрашивает.

- Это то, что надо,- говорит мальчишка. - Оно же как раз два значения имеет: «гав» - то пес, а «рыло» - то свинья (С. Гриценко).

 

Вариант 4

► Прочитайте. Объясните значение выделенных слов.

1. На пятый день путешественники увидели землю.

2. Ласточки проносятся над землей. 3. Ветви деревьев склонились к земле. 4. Вся украинская земля - цветущий край. 5. Земля вращается вокруг Солнца. 6. «Какая ты роскошная, земля»,- думала Маланка. 7. Лопасть мягко вошла в землю. 8. Вся земля поздравляла Юрия Гагарина. 9. Вокруг были земли нашего района.

 

Вариант 5

► Найдите слова с переносным значением.

1. Пыльный снегами в синих искорках синиц, сад мой белыми руками потянулся к зірниць (Г. Нагнибеда).

2. Киев всегда радушно встречает друзей (Из газеты).

3. Чернобыльская молния безжалостно ударила в генетическое сердце (3 газеты).

4. Впитало оно, родное слово, в себя вековой течение Днепра, шорох колосьев, шепот дубравы, пение соловья (Ю. Мушкетик).

5. Красивая осень вышивает клены красным, желтым, серебряным, золотым (Л. Костенко).

 

Вариант 6

► Среди приведенных слов найдите стилистически нейтральные. Составьте с ними словосочетания / предложения, в которых эти слова станут эмоционально окрашенными.

Радио, солдаты, мчаться, ласточка, пить, слезно, чудовище, гневаться, сушить, крылья.

 

Вариант 7

► Подберите синонимы к словам. С одним из них составьте предложение.

Говорить, воин, Родина.

 

Вариант 8

► Найдите антонимы, омонимы. Чем выражены эти слова?

1. Зима без снега - лето без хлеба. 2. До обеда покосили, острые косы потупили. 3. Лихой доброго портит. 4. Добро пушить, а лихосушить. 5. Мягко стелит, да твердо спать (Народное творчество). 6. Теплый ветер, шумы, ясное солнце в зените миры, мы строим для счастья миры (В. Сосюра).

 

V. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

► Найдите в тексте многозначные слова.

► Выясните, какие слова являются стилистически окрашенными.

► Прочитайте внимательно текст. Выпишите из него синонимы. Подберите к ним, если возможно, антонимы, омонимы.

МОЯ ШКОЛА

Детство... Сколько незабываемых лет мы проводим в школе! Школа - наш второй дом. И каждый из нас мечтает, чтобы в этом доме было тепло и уютно, надежно и спокойно. Этот уют в школе создают ученики, учителя, другие работники. Я люблю свою школу. Люблю слушать по утрам пение колокольчика, который созывает учеников на урок в светлых просторных классных комнат. Люблю перерыва, на которых можно поиграть в мяч, сбегать в столовую. Ох, эта столовая! А какие там вкусные блюда! Люблю интересные уроки литературы, интересные задачи по математике. В нашей школе дружный коллектив учеников и учителей. В течение года проходит много турниров, конкурсов, олимпиад, соревнований... кстати, у нас неоднородная рейтинговая система: чем лучше учишься, тем выше твой рейтинг. Это хороший стимул для учеников. Каждый старается хорошо учиться, быть дисциплинированным. В этой системе присутствует элемент азарта. Каждый из нас пытается улучшить свой результат, подняться на высшую строчку в рейтинге.

Уверен, что те зерна знаний, которые сеют в наши души талантливые преподаватели, через некоторое время прорастут, дадут всходы. В моем школьном доме - спокойно, уютно; я люблю его за то, что меня здесь всегда ждут и радуются моим успехам (Из ученического сочинения).

 

VI. ИТОГ УРОКА

Рефлексия

Оценивание знаний, умений и навыков учащихся

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

► Выполните упражнение из учебника.

► Творческое задание: напишите мини-сочинение про свою школу, свой класс.