Фонетика. Орфоэпия. Орфография
Уроки № 88-89
Тема. Урок развития коммуникативных умений № 18-19. Контрольный пересказ художественного текста повествовательного характера с элементами описания животных
Цель:
· обучающая: выявить и оценить уровень сформованости у учащихся умений и навыков письменно подробно воспроизводить содержание прослушанного текста художественного стиля с элементами описания животных;
· развивающая: развивать связную речь, аналитико-синтетические мыслительные навыки, обогащать словарный запас;
· воспитательная: воспитывать любовь к живой природе.
Внутрішньопредметні связи: орфография, пунктуация.
Межпредметные связи: язык, литература, культура.
Тип урока: урок развития речевых умений и навыков.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА
II. МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА
III. РАБОТА С ТЕКСТОМ. ВОСПРИЯТИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ
Первое прослушивание текста
► Прослушайте внимательно текст, пытаясь осознать и запомнить его содержание.
КОТЕНОК
Были брат и сестра - Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали ее везде, но не могли найти. Как-то вонигралися возле амбара и услыхали - над головой кто-нявка тоненьким голосом. Вася залез по лестнице под крышу амбара, а Катя стояла внизу и все спрашивала: «Нашел? Нашел?»
Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал: «Нашел! Наша кошка... и у нее котята; какие хорошенькие, иди сюда скорее!»
Катя побежала домой, молока добыла и принесла кошке. Котят было пятеро. Когда они выросли немножко и стали вылезать из угла, в котором вывелись, дети выбрали себе одного котенка, серого с белыми лапками, и понесли домой. Мать раздала остальных котят, а это оставила детям. Они кормили его, играли с ним и клали с собой спать.
Однажды дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котенка.
Ветер шевелил солому на дороге, котенок забавлялся с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли щавель возле дороги и пошли рвать.
Вдруг они услышали, что кто-то кричит: «Назад! Назад!»,- и увидели, что мчится верхом охотник, а впереди него две собаки увидали котенка и хотят схватить его. А котенок, вместо того, чтобы бежать, присіло к земле, згорбило спинку и смотрит на собак. Катя испугалась и побежала прочь. Вася изо всех сил бросился к котенку и в то же время с собаками подбежал к нему, упал животом на беззащитного котенка и закрыл от собак.
Охотник підскакав и отогнал собак. А Вася принес домой котенка и уже не брал его с собой в поле. И долго не мог решить, как относиться к поступку Кати. Ведь страшно бывает всем (По Л. Толстым).
Методический комментарий. Методика проведения контрольного перевода в 5 классе позволяет организацию лексической и орфографической работы. Проводят контрольный перевод на сдвоенных уроках языка (на первом ученики работают с черновиками, на втором - в тетрадях для контрольных работ).
Лексическая работа
· Все ли понятно в содержании текста? Какие слова были непонятны?
· Объясните лексическое значение слова кладовая.
· Как называют детей в тексте? Подберите синонимы.
Орфографическая работа
► Запишите слова, объясните орфограми.
Весной, не могли, тоненьким, кошке, немножко, шевелил, охотник, изо всех сил, беззащитное.
Выяснение пунктограмм
► Запишите предложение, объясните знаки препинания.
Наконец Вася закричал: «Нашел! Наша кошка... и у нее котята; какие хорошенькие, иди сюда скорее!»
Составление плана пересказа
► Дайте ответы на вопросы,
· Почему Вася полез под крышу?
· Сколько котят нашел Вася?
· Чем Катя накормила кошку с котятами?
· Какое котенка дети себе выбрали?
· Чем котенок забавлялся на дороге?
· Почему дети его оставили?
· Сколько собак бежало к котенку?
· Что сделала Катя?
· Как Вася спас котенка?
► Составьте план пересказа.
Второе прослушивание текста
IV. НАПИСАНИЕ ПЕРЕВОДА С ТВОРЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ
► Подготовка чернового варианта перевода.
► Третье прослушивание текста.
► Редактирование написанного.
► Переписывания.
V. ИТОГ УРОКА
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (ПО ВЫБОРУ)
► Творческое задание: подготовьте устный рассказ о национальных традициях, которые вы наблюдаете в своей семье.