Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 5 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

 

Уроки № 88-89

Тема. Урок развития коммуникативных умений № 18-19. Контрольный пересказ художественного текста повествовательного характера с элементами описания животных

 

Цель:

· обучающая: выявить и оценить уровень сформованости у учащихся умений и навыков письменно подробно воспроизводить содержание прослушанного текста художественного стиля с элементами описания животных;

· развивающая: развивать связную речь, аналитико-синтетические мыслительные навыки, обогащать словарный запас;

· воспитательная: воспитывать любовь к живой природе.

Внутрішньопредметні связи: орфография, пунктуация.

Межпредметные связи: язык, литература, культура.

Тип урока: урок развития речевых умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

 

II. МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА

 

III. РАБОТА С ТЕКСТОМ. ВОСПРИЯТИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ

Первое прослушивание текста

► Прослушайте внимательно текст, пытаясь осознать и запомнить его содержание.

КОТЕНОК

Были брат и сестра - Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали ее везде, но не могли найти. Как-то вонигралися возле амбара и услыхали - над головой кто-нявка тоненьким голосом. Вася залез по лестнице под крышу амбара, а Катя стояла внизу и все спрашивала: «Нашел? Нашел?»

Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал: «Нашел! Наша кошка... и у нее котята; какие хорошенькие, иди сюда скорее!»

Катя побежала домой, молока добыла и принесла кошке. Котят было пятеро. Когда они выросли немножко и стали вылезать из угла, в котором вывелись, дети выбрали себе одного котенка, серого с белыми лапками, и понесли домой. Мать раздала остальных котят, а это оставила детям. Они кормили его, играли с ним и клали с собой спать.

Однажды дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котенка.

Ветер шевелил солому на дороге, котенок забавлялся с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли щавель возле дороги и пошли рвать.

Вдруг они услышали, что кто-то кричит: «Назад! Назад!»,- и увидели, что мчится верхом охотник, а впереди него две собаки увидали котенка и хотят схватить его. А котенок, вместо того, чтобы бежать, присіло к земле, згорбило спинку и смотрит на собак. Катя испугалась и побежала прочь. Вася изо всех сил бросился к котенку и в то же время с собаками подбежал к нему, упал животом на беззащитного котенка и закрыл от собак.

Охотник підскакав и отогнал собак. А Вася принес домой котенка и уже не брал его с собой в поле. И долго не мог решить, как относиться к поступку Кати. Ведь страшно бывает всем (По Л. Толстым).

Методический комментарий. Методика проведения контрольного перевода в 5 классе позволяет организацию лексической и орфографической работы. Проводят контрольный перевод на сдвоенных уроках языка (на первом ученики работают с черновиками, на втором - в тетрадях для контрольных работ).

Лексическая работа

· Все ли понятно в содержании текста? Какие слова были непонятны?

· Объясните лексическое значение слова кладовая.

· Как называют детей в тексте? Подберите синонимы.

Орфографическая работа

► Запишите слова, объясните орфограми.

Весной, не могли, тоненьким, кошке, немножко, шевелил, охотник, изо всех сил, беззащитное.

Выяснение пунктограмм

► Запишите предложение, объясните знаки препинания.

Наконец Вася закричал: «Нашел! Наша кошка... и у нее котята; какие хорошенькие, иди сюда скорее!»

Составление плана пересказа

► Дайте ответы на вопросы,

· Почему Вася полез под крышу?

· Сколько котят нашел Вася?

· Чем Катя накормила кошку с котятами?

· Какое котенка дети себе выбрали?

· Чем котенок забавлялся на дороге?

· Почему дети его оставили?

· Сколько собак бежало к котенку?

· Что сделала Катя?

· Как Вася спас котенка?

► Составьте план пересказа.

Второе прослушивание текста

 

IV. НАПИСАНИЕ ПЕРЕВОДА С ТВОРЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ

► Подготовка чернового варианта перевода.

► Третье прослушивание текста.

► Редактирование написанного.

► Переписывания.

 

V. ИТОГ УРОКА

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (ПО ВЫБОРУ)

► Творческое задание: подготовьте устный рассказ о национальных традициях, которые вы наблюдаете в своей семье.