Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК
Уроки для 10 классов

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЛЕКСИКОЛОГИИ И ФРАЗЕОЛОГИИ

 

Урок № 32

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ. КОНТРОЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ МОЛЧА ТЕКСТА ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ

 

Цель: оценить уровень орфографической и пунктуаційної грамотности десятиклассников; проверить умения читать молча, понимать и воспроизводить незнакомое по содержанию высказывания публицистического стиля; с помощью мовленнєво-коммуникативного дидактического материала воспитывать у школьников достоинство за свою Родину, уважение к выдающимся деятелям культуры и искусства.

Тип урока: урок оценивания учебных достижений учащихся.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Знакомство десятиклассников с темой, целью и задачами урока

 

III. Мотивация учебной деятельности

► Ознакомление с критериями оценивания контрольного диктанта и чтения молча. Проведение инструктажа по написанию диктанта и проверки уровня понимания прочитанного молча текста публицистического стиля.

 

IV. Написание контрольного диктанта

Первое чтение текста контрольного диктанта

► Десятиклассники во время первого прослушивания текста диктанта воспринимают его содержание, обращают внимание на наличие изученных пунктограмм, определяют слова, значения которых не поняли в процессе восприятия.

Повторное чтение текста диктанта учителем отдельными частями и его написание учащимися

«ЗОРЕ МОЯ ВЕЧІРНЯЯ!.. ЗОРЕ МОЯ ВЕЧІРНЯЯ!..»

Максимову душу всегда нравились слова этой строки стихотворения до самой глубины. Они вызвали в его воображении волшебный образ тихой, мерцающей, элегически задумчивой и далекой-далекой вечерней зари, что, как глаза влюбленной и заплаканной девушки, смотрели с безграничной космической дали, из царства других миров и других, неизвестных и недоступных, загадочных краев.

Эти слова ее этот образ глубоко запали в Максимову душу еще с детских лет.

И теперь вот она, обольстительно-мерцающая, вечерняя звезда опять взошла на холодном сине-зеленом небе, над погасаючою - заревом там, где только что зашло солнце. Максим шел по синему снегу между деревьями, смотрел на нее и думал о том, о чем и завясди, бывало, думал при такой возможности:

«Вот в это время, когда взошла заря эта вечерняя, кто-то родной, кто-то милый и дорогой, кто думает о нем и тоскует по ним, тоже смотрит на эту самую зарю, в эту самую минуту... И там где-то взгляды сходятся и летят вместе просторами, голубыми пустынями, космическими далями...»

И разум прервал сожалению элегический и мечтаю сердца (По И. Багряным, 169 сл.)

Заключительное чтение диктанта учителем и самопроверка учениками написанного

 

V. Ответы на вопросы, возникшие у школьников во время написания контрольного диктанта

 

VI. Проведение контрольного чтение молча текста публицистического стиля

Чтение молча учащимися незнакомого текста от начала до конца

ФЕНОМЕН АГАТАНГЕЛА КРЫМСКОГО

Кто он был, этот великий человек? Чем он особенный в этом мире? Этот хилый телом мужчина будто пришел к нам из тех мифических времен, когда жили на земле великаны. Поэзия оригинальное переплетается с поэзией переводной (переводы крупных, мировой славы поэтов); оригинальные рассказы; первый в украинской литературе философский роман«Андрей Лаговский»); глубокая заинтересованность в ориентальной (народов Востока) и украинской филологии и истории. Под его эгидой выходит лучший русско-украинский словарь; сотни статей, тома научных изысканий... «Необычная появление»,- сказал о Агатангела Крымского Франко.

Биография Крымского сложная. И трагическим был конец жизни - его, академика, известного во многих странах, в начале Второй мировой войны вывозят из Украины в эшелоне арестованных на восток, а в 1942 году он умирает где-то в Казахстане, там и хоронят его в братской яме. Осталось жить то, что он написал. Ибо сердце, как говорила его подруга, в которую он был безнадежно влюблен, Леся Украинка, имеет «то, что не умирает».

Этот человек знал около шестидесяти языков, был одним из крупнейших мировых ученых с ориенталистики (востоковедения). Свои востоковедческие труды писал на украинском языке, был патриотом своего края. Принадлежал к группе наших энциклопедистов, которые появились в конце XIX - начале XX века и к которым принадлежали Иван Франко, Борис Гринченко, Михаил Грушевский, Осип Маковей, Гнат Хоткевич.

С одной стороны, Крымский академический ученый, с другой - чувствительного нрава экзотический поэт, чьи стихи предназначены для людей с тонкой душевной организацией. Те стихи такие нежные, как лепестки, что вот-вот должны завянуть. Однако остались жить. Сборник «Пальмовые ветви» выходила частями - в 1901, 1908 и 1922. Те стихи - это непрерывное искания человека.

Крымском близкие были произведения С. Руданского, с которым он чувствовал психологическую родство (не с юмором, а именно с лирической поэзией) - недаром А. Крымский собирал распыленное после ранней смерти поэта творчество С. Руданского и готовил к печати в Львове семитомне издание.

А. Крымский - интеллигент двадцатого века, века напряженного, динамичного, нервного. Это отразилось па его поэзии, па его прозе. В нем борется поэт и ученый. Побеждает последний. Окончил Институт восточных языков и Московский университет. Тридцатилетним он уже профессор. Полиглот, мировой ученый. «Странное дело и философия,- писал он,- никогда никакая наука не могла завладеть целым моим существом так сильно, как она; философия тая имеет какую-то такую силу, что может поглотить прочь всю натуру человека и не оставить места ничему другому». Один только перечень его работ занял бы не один десяток страниц. Здесь исследования по восточной истории, философии и этнографии, по истории мусульманства, ислама, трехтомная «Арабская литература в нормах и образцах», стихотворные украинские переводы из арабской лирики, двухтомная «История Турции и ее литературы» и многое другое.

Крымский - автор трудов по украинской фольклористики, этнографии, исследователь древнерусской и славянских языков. Он был членом многих научных обществ - украинских и иноземных. После 1918 года он работает в Украинской академии наук, возглавляет арабо-иранскую кафедру, работает бессменным секретарем Академии.

В работе прошло все его нелегкой жизни - труда, по-настоящему подвижнической. Только в труде он видел смысл своей жизни, только работа давала ему настоящий жизненный покой и согласие.

С портрета смотрит на нас Агатангел Крымский: тонкое интеллигентное лицо, близорукие глаза, прячущиеся за очками с малыми стеклами. Эти глаза прочитали за свою жизнь множество страниц на безліку языков, они смотрели сквозь века, культурная жизнь живых и мертвых народов. Это глаза нежного и тонкого поэта, который умел так восторженно смотреть на мир и природу, которую любит, понимает ее и относится к ней, как к живой одухотворенной существа. Вот он, необычный эрудит-ученый, хороший прозаик и блестящий переводчик, стоящий перед нами сегодня, и мы не можем не быть благодарными за то, что он в нашей культуре был, скитаясь по трущобам культур далеко чужеземных, и на своей скромной родине, потому что он эту родину любил, потому что ради ее славы работал, потому что ради нее силы своей не жалел (По В. Шевчуком, 609 сл.).

 

Выполнение тестовых заданий

Вариант 1

1. Правильно определен стиль текста и его признаки в высказывании:

А в тексте имеются черты, характерные для публицистического стиля: логичность, образность речи, экспрессивность изложения, наличие общественной лексики;

Текст принадлежит к научному стилю, потому что имеются такие характерные признаки: объективность, точность информирования, насыщенность информации, логический характер речи, использование неособової манеры изложения;

В тексте использованы выразительные средства художественного стиля: синонимы, эпитеты, сравнения, преобладает общая образность языка;

Г текст можно отнести к официально-делового стиля, основными признаками которого являются точность, устойчивость форм, использование специальной терминологии, определенный порядок слов, соответствующее расположение частей.

 

2. Жанр был основан Агатангелом Крымским в украинской литературе?

А Философский роман;

Бы научно-популярный роман;

В ориентальная филология;

Г философско-ориентальный роман.

 

3. Сколько языков знал А. Крымский?

А Пятьдесят;

Бы множество;

В около шестидесяти;

Г шестьдесят.

 

4. Полиглот - это ...

А стилистическая фигура;

Бы название сборника А. Крымского;

В срок в орієнталістиці;

Г человек, который знает много языков.

 

5. Справедливость мнения: «В нем борется поэт и ученый» доказывают высказывания из текста:

А «Этот человек знал около шестидесяти языков, был одним из крупнейших мировых ученых с ориенталистики (востоковедения). Свои востоковедческие труды писал на украинском языке, был патриотом своего края. Принадлежал к группе наших энциклопедистов, которые появились в конце XIX - начале XX века и к которым принадлежали Иван Франко, Борис Гринченко, Михаил Грушевский, Осип Маковей, Гнат Хоткевич»;

Бы «Тридцатилетним он уже профессор. Полиглот, мировой ученый. «Странное дело и философия,- писал он,- никогда никакая наука не могла завладеть целым моим существом так сильно, как она; философия тая имеет какую-то такую силу, что может поглотить прочь всю натуру человека и не оставить места ничему другому». Один только перечень его работ занял бы не один десяток страниц»;

В «С одной стороны, Крымский академический ученый, с другой - чувствительного нрава экзотический поэт, чьи стихи предназначены для людей с тонкой душевной организацией. Те стихи такие нежные, как лепестки, что вот-вот должны завянуть. Однако остались жить. Сборник «Пальмовые ветви» выходила частями - в 1901, 1908 и 1922. Те стихи - это непрерывное искание человека»;

Г «В труде прошло все его нелегкой жизни труда, по - настоящему подвижнической. Только в труде он видел смысл своей жизни, только работа давала ему настоящий жизненный покой и согласие».

 

6. Тему текста можно сформулировать так:

А «Роль Агатангела Крымского в отечественной литературе»;

Бы «Раскрытие гениальности Агатангела Крымского»;

В «Вехи биографии ученого и писателя»;

Г «Оценка научного и поэтического творчества А. Крымского».

 

7. Выражение «В нем борется поэт и ученый» характеризует натуру:

А работящую;

Бы эрудированного;

В одаренную;

Г целостную.

 

8. Крымский чувствовал особую психологическую родственность с лирикой:

А Леси Украинки;

Бы Ивана Франко;

У Степана Руданского;

Г Бориса Гріпчепка.

 

9. Наиболее метко характеризует А. Крымского как поэта выражение:

А «А. Крымский - интеллигент двадцатого века, века напряженного, динамичного, нервного. Это отразилось на его поэзии, в его прозе»;

Бы «оригинальная Поэзия переплетается с поэзией переводной (переводы крупных, мировой славы поэтов)»;

В «...стихи предназначены для людей с тонкой душевной организацией. Те стихи такие нежные, как лепестки, что вот-вот должны завянуть. Однако остались жить»;

Г «Здесь ... стихотворные украинские переводы из арабской лирики, двухтомная «История Турции и ее литературы» и многое другое».

 

10. О духовное богатство Крымского-поэта сказано в высказываниях текста:

А «С одной стороны, Крымский академический ученый, с другой - чувствительного нрава экзотический поэт, чьи стихи предназначены для людей с тонкой душевной организацией. Те стихи такие нежные, как лепестки, что вот-вот должны завянуть. Однако остались жить»;

Бы «Сборка «Пальмовые ветви» выходила частями - в 1901, 1908 и 1922. Те стихи - это непрерывное искание человека»;

В «Крымском близкие были произведения С. Руданского, с которым он чувствовал психологическую родство (не с юмором, а именно с лирической поэзией)»;

Г «Это глаза нежного и тонкого поэта, который умел так восторженно смотреть на мир и природу, которую любит, понимает ее и относится к ней, как к живой одухотворенной существа».

 

11. Дать ответ на вопрос: «стоит Ли жить так, как жил А. Крымский?». Объяснить свой ответ.

 

Вариант 2

1. Основными признаками представленного текста, характеризующие его принадлежность к определенному функциональному стилю, являются:

А ясность и предметность толкований, логическая последовательность и доказательность изложения, точность и лаконичность высказываний, однозначное объяснение причинно-следственных отношений, свойственные научному стилю;

Бы персональность, использование специальной терминологии, устойчивых фраз, цифровой информации свидетельствуют, что текст относится к официально-делового стиля;

В наличие ряда ярких средств авторского толкования, логичность доказательств и полемичность изложения, широкое использование художественных средств, характеризующих публицистический стиль;

Г образность, поэтическое описание действительности, широкое использование художественных средств, индивидуальное мировоззрение, присущие художественному стилю.

 

2. Как называется первый в украинской литературе философский роман?

А «Симон Петлюра»;

Бы «Артемий Лаговский»;

В «Андрей Лаговский»;

Г «Андрей Литовский».

 

3. И. Франко сказал о А. Крымского:

А Он имеет сердце «то, что не умирает»;

Бы «Пальмовые ветви»;

В «Необычное появление»;

Г «В нем борется поэт и ученый».

 

4. Ориенталистика - это ...

А востоковедение;

Бы один из разделов философии;

В название сборника А. Крымского;

Г название группы энциклопедистов.

 

5. Справедливость мнения: «В труде прошло все его нелегкой жизни - труда, по-настоящему подвижнической. Только в труде он видел смысл своей жизни, только работа давала ему настоящий жизненный покой и согласие» лучше всего доказывают высказывания из текста:

А «Эти глаза прочитали за свою жизнь множество страниц на безліку языков, они смотрели сквозь века, культурная жизнь живых и мертвых народов».

«Один только перечень его работ занял бы не один десяток страниц»;

В «Крымский - автор трудов по украинской фольклористики, этнографии, исследователь древнерусской и славянских языков. Он был членом многих научных обществ - украинских и иностранных »;

Г «оригинальная Поэзия переплетается с поэзией переводной (переводы крупных, мировой славы поэтов); глубокая заинтересованность в ориентальной и украинской филологии и истории. Под его эгидой выходит лучший русско-украинский словарь; сотни статей, тома научных изысканий...».

 

6. Главную мысль текста можно сформулировать так:

А «Жизнь идет и все без корректур...» (Л. Костенко);

Бы «Жить - Отчизне служить»;

В «Стихи - это непрерывное искание человека»;

Г «Странное дело и философия».

 

7. Высказывания «Биография Крымского сложная» говорит о:

А трагическую судьбу А. Крымского;

Бы невозможность осуществления творческих замыслов;

В преданность родному краю;

Г безнадежную влюбленность в Лесю Украинку.

 

8. А. Крымский принадлежал к группе энциклопедистов вместе с:

А Лесей Украинкой;

Б Иваном Франком;

В Степаном Руданським;

Г Андреем Лаговським.

 

9. Наиболее полно характеризует А. Крымского как ученого выражение:

А «Под его эгидой выходит лучший русско-украинский и словарь; сотни статей, тома научных изысканий...»;

«Один только перечень его работ занял бы не один десяток страниц. Здесь исследования по восточной истории, философии и этнографии, по истории мусульманства, ислама, трехтомная «Арабская литература в нормах и образцах»...»;

В «Вот он, необычный эрудит-ученый, хороший прозаик и блестящий переводчик...»;

Г «В нем борется поэт и ученый. Побеждает последний. Окончил Институт восточных языков и Московский университет. Тридцатилетним он уже профессор. Полиглот, мировой ученый.

 

10. За вывод текста можно считать высказывания:

А «Только в труде он видел смысл своей жизни, только работа давала ему настоящий жизненный покой и согласие»;

Бы «Эти глаза прочитали за свою жизнь множество страниц на много языков, они смотрели сквозь века, культурная жизнь живых и мертвых народов»;

В «Осталось жить то, что он написал»;

Г «...мы не можем не быть благодарными за то, чего он в нашей культуре был, скитаясь по трущобам культур далеко чужеземных, и на своей скромной родине, потому что он эту родину любил, потому что ради ее славы работал, потому что ради нее силы своей не жалел».

 

11. Дать ответ на вопрос: «стоит Ли жить так, как жил А. Крымский?». Объяснить свой ответ.

 

Оценивание тестовых заданий

 

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Правильные ответы

Вариант 1

А

А

Г

Г

В

Г

В

В

Б

Г

 

Вариант 2

В

В

В

А

Г

Б

А

В

Г

Г

 

Количество баллов

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

 

VII. Организован сбор тетрадей для контрольных работ

 

VIII. Итог урока

 

IX. Домашнее задание

► Написать сочинение-миниатюру на тему «В чем величие человека».