Уроки № 35, 36
СВЯЗНУЮ РЕЧЬ
Тема. Письменный перевод с творческим
задачей
Цель: совершенствовать тексто-творческие умения
и навыки учащихся, развивать мышление и речь, учить выражать собственное
понимание затронутой в тексте проблемы.
Оборудование: текст для перевода.
ХОД УРОКА
I. Сообщение
цели и задач урока.
II. Подготовка
к работе над переводом.
v Чтение текста учителем или учениками.
v Выяснение значения употребленных в тексте перевода слов, которые находятся
в пассивном словаре учащихся.
v Определение темы и главной мысли текста.
v Определение стиля текста. Выяснение положенного в его
основу типа вещания и вспомогательных типов речи.
v Самостоятельное составление плана текста.
v Повторное чтение учителем текста.
III. Самостоятельная работа учащихся над
переводом.
IV. Подведение
итогов урока.
V. Домашнее
задачи.
Повторить все изученное о прямую речь
и диалог.
ТРОГАТЕЛЬНАЯ ДРУЖБА
Искренняя дружба между историком Дмитрием
Яворницким и художником Ильей Репиным длилась более сорока лет. Выдающиеся
деятели культуры были земляками - оба родились и выросли на Харьковщине.
Однако первое знакомство состоялось в Петербурге.
На праздновании годовщины Тараса
Шевченко ежегодно собиралось украинское землячество. Праздновали годовщину и 1887 года.
Когда Дмитрий Иванович прибыл на вечер, Репин подошел к нему и предложил
познакомиться.
Завязался разговор. Говорили о
Украину, Запорожскую Сечь, расспрашивали друг друга о работе. Художник рассказал,
что работает над картиной о запорожцах, которые пишут ответ султану
грозный приказ - прекратить набеги на Крым. Репина интересовало мнение
самого авторитетного знатока казачества о этот замысел, и он пригласил Яворницкого
к мастерской.
Эскизы понравились историку с
первого взгляда. «Я взглянул и расхохотался,- вспоминал ученый.- Стою и заливаюся
смехом...» Потом Яворницкий воскликнул:
- Приступайте же, Илья Ефимович, за
святое дело - за большую картину!
- Давно бы взялся, и мне не
хватает много чего,- ответил Репин.
Историк вспомнил свою коллекцию,
собранную еще в студенческие годы, когда с сумой за плечами он ходил по пыльным
дорогами по следам запорожцев и со страстью собирал все, с Сечью связано.
Коллекция составляла более трехсот экспонатов.
Дмитрий Иванович предложил
художнику необходимо для работы над полотном: книги по истории казачества, оружие,
одежда, обувь, кобзу, люльки, бутылку с водкой, выкопанную им в запорожской
могиле, даже череп, найденный на Чертомлицкий Сечи. Отдал фотоснимки
запорожского флага, днепровских порогов, казацких потомков. Кроме того,
историк приводил к мастерской художника многих своих земляков и знакомых,
которые позировали Репину как прототипы персонажей картины. Пожалуй, это была
существенная помощь художнику.
Помощь Яворницкого Репин ценил
высоко. В одном из каталогов он сделал пояснение: «С подробностями истории
запорожских казаков можно ознакомиться в книгах Д. И. Яворницкого...»
Как только увидела свет книга-альбом
Яворницкого «Днепровские пороги», он прислал ее своему приятелю, который жил
тогда на чужбине - в Финляндии. Репин ответил: «я благодарен Вам! Который
чудесный стиль, величественная речь! Я с большим наслаждением слушаю чтение этой волшебной
языка. Ах, чудо, чудо этот язык!»
Несмотря на тяжелое состояние здоровья,
Репин просил Яворницкого приехать к нему в гости. В ответ получил
теплое письмо, в котором советовал историк «ударить лихом об землю, вспомнить молодые
годы и забыть все свои недуги».
И вот - последний лист Репина,
написан слабой, дрожащей рукой. Кривульки почерка вызвали в Яворницкого
тяжелую тоску и тревогу: «Дорогой, милый, ласковый Дмитрий Иванович! Зима была
холодная, и никакой работы я не посував вперед. Появилась слабость, ноги почти
разучились ходить... Вы мне простите: чего это я рассказываю Вам о своих
горести? Моя Душа наполнена наилучшими пожеланиями к Вам...»
Трогательная дружба побратимов дала
обильные плоды. До нас дошли боление Репина за судьбу Украины: «Этот певучий
народ имеет особое право на свое особое искусство». Увековечить свободолюбие
украинцев помог живописцу историк Яворницкий. (435 слов) (По И. Шаповалом)
v
Объяснить
значение слов эскиз (предварительный набросок картины), прототип (конкретное лицо,
факты жизни или черты характера или внешности которой положены в основу
художественного образа), каталог.
v
Подобрать синонимы
к словам слабость, боление.
v Составить план.
Ориентировочный план
И. Знакомство на праздновании
Шевченко годовщины.
II. Художник рассказал, что работает над
картиной.
III. В мастерской Репина.
1. Историк в восторге от эскизов.
2. «Беритесь за святое дело!»
3. Яворницкий предложил
необходимое для работы.
IV. Знакомые историка становились
прототипами героев полотна.
V. Помощь Репин ценил высоко.
VI. Художник увлечен книгой.
VII. Переписка между приятелями.
1. Совет «ударить лихом об землю».
2. Последнее письмо Репина.
VIII. Обильные плоды трогательной
дружбы.
v
Написать
подробный пересказ, завершив его размышлениями о значении в человеческой жизни
дружбы, взаимопонимания и взаимоподдержки. В тексте перевода принять прямую речь и
диалог.
НЕУДАЧНЫЙ СПЕКТАКЛЬ
Полковник Чечель - босой, с
непокрытой головой стоял на снегу. Страха в Чечеля уже не было; тонкие и
закрученные кверху царские усики подпрыгивали, когда безудержная злость сіпала
судорогой верхнюю губу. Высоченного роста повелитель перегнулся через стол, и
казалось Чечелю, что царь сейчас перебросит стола и вопьется руками в его горло
- так могло случиться, полковник знал о царском восхищение пытками. Он
осознавал, что олицетворяет в этот миг не полковника Чечеля, о котором царь сей день
не слыхивал, а гетмана Мазепу. Мазепу царь не поймал и не поймает, поэтому придется
ему, бывшему коменданту Батурина, выдержать муки за свои и перед Мазепиным
царем вины.
- Я никого никогда не предавал, ваша
величество,- спокойно сказал полковник царю.
- А как ты назовешь свою дерзкую
отказ впустить князя Меншикова в Батурине? - пропекли полковника яростью большие
глаза царя.
- Я выполнял приказ гетмана
Мазепы, а если бы поступил иначе, тогда можно было бы назвать меня предателем. Хоть
предателем прежде всего надо назвать тебя, царь, потому что ты первый испробовал соглашение
между нашим отцом Хмелем и твоим вітцем Алексеем, посягнув на наши извечные
вольности.
- На кол его! - коротко присудил
царь.
- Другого я и не ждал от тебя,
кровопивце,- спокойно сказал Чечель.- Я погибну с осознанием нужности
украинскому народу моих мучений. Замордованный мученик опаснее для завоевателя,
чем живой рыцарь, ибо он рождает идею мести. А вы в своей жестокости сами
себя зжиратимете, как пауки!
Царь біснувався: ударял кулаками, словно
гирями, об стол, выплевывал полные ненависти слова. Из группы приведенных к
казни вскочил отец Даниил и, став перед царем, провозгласил:
- Лукавый царь, разрушил Батурин,
людей перебил, даже детей не пожалел! За разрушение Батурина вся Украина
встанет!
К священнику бросились слуги. Царь
остановил их:
- Бросьте его. Надо сначала
повесить предателя.
Хитнулась и охнула толпа: неужели
поймали Мазепу? Нет, царские слуги вынесли чучело, поволокли по площади и
повесили на виселице.
- Проклинай! - зашипел на отца
Даниила царь.
Тот глянул на царя, подошел к
виселицы, стал рядом с чучелом.
- Проклинаю тебя, царь,- произнес
измученно.- И знай: за Батурин вся Украина встанет!
Побледнел Петр и медленно, словно
побежденный в бою гладиатор, махонув рукой. Священника потянули с майдана. Царь
был растерян: спектакль не удался. (345 слов)
(По Г. Іваничуком)
v Объяснить значение слов судороги (непроизвольное сокращение
мышц от холода, боли и т.д.; судорога, коряги), гладиатор.
v Подобрать синонимы к словам пытки, дерзкий, толпа,
чучело.
v Составить план текста.
Ориентировочный план
И. Допрос полковника Чечеля.
1. Страха уже не было...
2. Казалось, царь вцепится Чечелю в
горло.
3. За проступки свои и Мазепиным.
4. «Я никого не предавал...»
5. Предал тот, кто посягнул на
казацкие вольности.
6. Замордованный мученик
опаснее, чем живой рыцарь.
II. Царь біснувався.
III. Из толпы выскочил священник.
IV. Казнь чучела.
V. «Проклинаю тебя, царь!»
VI. Спектакль не удался.
v
Написать
подробный пересказ, используя диалог или предложения с прямой речью. Завершить
перевод изложением собственных размышлений о том, каким образом связаны и собственная национальная
достоинство человека, и в чем заключается истинная верность интересам своего народа.