Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ 1 КЛАСС

МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

 

Урок 33

Тема. Дикие и домашние животные

 

Цель: знакомить учащихся с существенными признаками диких и домашних животных; учить определять, какую пользу приносят домашние животные человеку; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать бережное отношение к животным.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

►► Упражнение «Погода»

- Какая сейчас пора года?

- Какой месяц?

- Какое число?

- Тепло или холодно на улице?

- Какое состояние неба?

- Какая температура воздуха?

- Были сегодня в течение дня осадки?

 

II. Сообщение темы и цели урока

- Каких животных мы можем встретить на лесной полянке?

- Как называют животных, которые живут в лесу?

- Как называют животных, которые живут рядом с человеком?

- Сегодня на уроке мы узнаем о жизни диких и домашних животных, уточним и проверим наши знания о домашних и диких животных.

 

III. Изучение нового материала

1. Работа по рисункам

1) Распределите животных по группам.

 

 

2) Кто строит жилье?

 

 

3) Кто их кормит?

 

 

4) Кто заботится о потомстве?

 

 

5) Сравните и сделайте вывод.

 

 

Дикие

Домашние

Дом

Строят сами

Строит человек

Питание

Добывают сами

Дает человек

Потомство

Заботятся сами

Помогает человек

Вывод

Не зависят от человека

Зависят от человека

 

6) Рассмотрите рисунки. Назовите взрослых животных и их детенышей.

 

 

- Что общего у медведя, белки, зайца? (Это дикие животные, потому что они сами добывают себе пищу, находят или строят себе жилье, заботятся о своем потомстве.)

- Чем отличаются от диких животных корова, курица, свинья? (Эти животные живут рядом с человеком. Она заботится об их еду, жилье, здоровье).

- Как назвать одним словом этих животных? (Это домашние животные.)

- Каких еще домашних животных вы знаете?

7) Работа по рисункам.

Учитель открывает на доске рисунки с изображением животных: мышь, собака, кошка, петух, утка.

Животное здесь «лишний»? Объясните почему. (Мышь - не домашнее животное, поскольку она не является полезной человеку.)

- Расскажите, какую пользу приносят домашние животные.

- Отгадайте загадки.

• Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. (Корова)

• Кто не прядет, не ткет, а людей одевает? (Баран, овца)

• У кого рога длиннее хвоста? (Коза)

• Хвост крючком, нос пятачком. (Свинья)

- Как можно назвать всех этих животных? (Домашние животные)

- Дикие животные живут в природе самостоятельно: добывают себе пищу, строят жилище, ухаживают за своим потомством. Откуда появились домашние животные?

2. Рассказ учителя «Как появились домашние животные»

- Очень давно, когда еще не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Нашим предкам постоянно хотелось кушать, очень редко они находили себе пищу. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привыкли к человеку, стали жить рядом с ней. Они стали уже не дикими, а домашними.

Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогали ей искать и добывать себе пищу. Шло время. Количество друзей человека среди животных росла. Теперь человек уже не могла жить без своих домашних друзей и помощников.

- Чем домашние животные отличаются от диких? (Люди кормят их, строят им жилища, заботятся об их потомстве.)

- Чем они платят людям за их любовь, ласку, внимание?

Дети отвечают, а учитель фиксирует ответы детей и схеме.

 

image50

 

- К домашним животным относятся не только разнообразные звери (корова, овца, коза, свинья, лошадь).

Отгадайте, о ком идет речь в загадках.

• Явился в желтой шубке:

- Прощайте, две скорлупки! (Цыпленок, утенок)

 

• С хвостом, а не зверь.

С перьями, а не птица. (Рыба)

 

• Домовитая хозяйка

Пролетела над лужайкой.

Поклопоче над цветком -

Она поделится медком. (Пчела)

- Правильно, домашние животные это еще и птицы (куры, гуси, утки), и рыбы (карп), и насекомые (пчелы, шелкопряд).

►► Физкультминутка

 

IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся

1. Игра «Незавершенное предложение»

а) Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами устраивают себе жилье, выводят потомство, называются...

б) Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются...

- Среди перечисленных животных выберите сначала домашних, а потом диких: попугай, белка, канарейка, черепаха, корова, курица, медведь, овца, заяц, лягушка.

2. Игра «Соответствия»

1) Соедините названия домашних животных и то, что от них получает человек.

 

image52

 

2) Соедините название животного и название ее жилья.

а)

image53

 

б) Чей дом?

 

дупло

нора

гнездо

домик

берлогу

 

 

 

конюшня

свинарник

вівчарня

коровник

курятник

 

3) Образуйте пары.

 

 

3. Игра «Чей детеныш?»

- Человек постоянно заботится о домашних животных: кормит, чистит, следит за их здоровьем. Летом для домашних животных заготавливает корма, до наступления холодов утепленного жилья. Зимой и весной у домашних животных рождаются детеныши. Знаете ли вы, какие у кого детеныши?

1) Учитель называет взрослое животное, а дети - детенышей этого животного.

Например:

Свинья (поросята)

Корова - (телята)

Утка - (утята)

Гусь - (гусята)

Конь - (жеребята)

Овца - (ягнята)

Кошка - (котята)

2) Назовите детенышей.

Корова

(теленок)

кошка

(котенок)

свинья

(поросенок)

курица

(цыпленок)

кобыла

(жеребенок)

индейка

(индейка)

овца

(ягненок)

утка

(утенок)

коза

(козленок)

собака

(щенок)

 

V. Итог урока

- Что нового вы узнали на уроке?

- Каких животных называют домашними?

- Каких животных называют дикими?

- Назовите диких животных нашего края.

- Назовите домашних животных нашего края.

- Назовите признаки диких животных.

- Назовите признаки домашних животных.