МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Урок 32
Тема. Животные
Цель: уточнить представление учащихся о животных (к животным относятся не только звери, рыбы и птицы, но и бабочка, и стрекоза); познакомить с признаками живых организмов (на примере животных); продемонстрировать разнообразие животного мира; учить классифицировать изображения насекомых, рыб, птиц, зверей, объясняя сущность классификации; развивать речевые умения, мышление, внимание; воспитывать интерес к природе.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
►► Упражнение «Погода»
- Какая сейчас пора года?
- Какой месяц?
- Какое число?
- Тепло или холодно на улице?
- Какое состояние неба?
- Какая температура воздуха?
- Были сегодня в течение дня осадки?
II. Сообщение темы и цели урока
- Рассмотрите силуэты на доске. Кто здесь изображен?
- Что объединяет волка, медведя, рысь и лису? Как назвать их одним словом? (Животные)
Всюду животные нас окружают:
Прыгают, плавают, в небе летают.
В земле притаились, снующих под ногами.
Сколько всего их живет рядом с нами?
- Сегодня на уроке мы ознакомимся с признаками животных.
III. Изучение нового материала
1. Игра «Что мы знаем о животных»
Цель: оценить уровень знаний учащихся и определить, насколько они знакомы с темой вообще. Вероятно, что дети не смогут ответить на все вопросы, да и ответы могут быть ошибочными. Цель игры - акцентирование внимания на содержании вопросов, которые будут рассматриваться на уроке, а не в получении правильного ответа.
• Каких диких животных вы знаете?
• Каких домашних животных вы знаете?
• Назовите различия между дикими и домашними животными или птицами.
• Назовите их общие признаки.
• Чем питаются хищники?
• Чем питаются домашние животные?
• Чем питаются птицы?
За правильный ответ каждый ребенок получает 1 балл. Побеждает ученик, набравший наибольшее количество баллов.
2. Работа над загадками (по рисункам)
• Он из сказки,
Он с песни,
У него зубки
Как железные.
Кочан капусты
Он грызет,
Зовется зверь
На букву «Зе». (Заяц)
• Без воды не может жить.
Имеет рот, и все молчит. (Рыба)
• Летом лакомился медом,
Вволю малины имел,
А как рухнул в глубокий снег,
Он лег поспать немного. (Медведь)
• Возраст свой ходит с сумками,
И еще садятся на него с мешками. (Верблюд)
• Колючий клубочек
Прибежал в сад.
В него столько иголочек,
Как на небе звезд,
Но не имел, бедный, нитки,
Не пошив шапки, свитки,
Перчаток, сапожек,
Сел и плачет... (Ежик).
• Тысяча тысяч бочаров
Делают дома без дворов. (Муравьи)
• Летит - пищит, сядет - молчит.
Кто его убьет, тот кровь свою прольет. (Комар)
• Без топора и без рук, а дом строит. (Птица)
• Ночью гуляет, а днем спит.
Имеет круглые глаза, видит среди ночи. (Сова)
• Верно людям я служу,
Им деревья стерегу,
Клюв прочный и острый имею,
Вредителей ним приобретаю. (Дятел)
- Как назвать одним словом отгадки?
Вывод. Животных очень много. Все они разные.
- Рассмотрите рисунки.
- Какая муравей?
- Какой лось?
- На что похож бабочка? еж? уж?
- Какой волк?
- Какая лиса?
- Расскажите, кто из них летает, плавает, ходит, прыгает, ползает.
- Назовите существенные признаки животного мира. (Животные рождаются, дышат, питаются, оставляют потомство.)
►► Физкультминутка
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся
►► Игра «Кто лишний?»
V. Итог урока
- Что нового вы узнали на уроке?
- Докажите, что животные - часть живой природы.
- Какие группы животных вы знаете?