ТАБЛИЦЫ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ ЧИСЕЛ. ЗАДАЧИ НА ДВА ДЕЙСТВИЯ. ВЫРАЖЕНИЯ СО СКОБКАМИ
ВЫРАЖЕНИЯ СО СКОБКАМИ
Урок 32. КВАДРАТ. ПЕРИМЕТР КВАДРАТА
Цель: научить учащихся различать квадрат по существенным признакам; учить вычислять периметр квадрата; развивать познавательную активность, умение наблюдать и сравнивать, делать выводы, высказывать собственное мнение; воспитывать культуру умственного труда.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
1. Проверка домашнего задания (с. 45, задание 257; 258)
Задача 257
- Прочитайте выражение, ответ которого записано одинаковыми цифрами; в ответе есть цифра 5; ответ записана четными цифрами.
Задача 258
- Расскажите, какую задачу составили. Прочитайте решение.
2. Анализ самостоятельной работы
3. Минутка каллиграфии
- Установите закономерность и запишите числа, вставляя пропущенные.
36 ? ? 15 ? ? 24 ? ?
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Сегодня на уроке вы узнаете, как найти периметр квадрата.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа по учебнику (с. 45)
Задача 259. Коллективное обработки материала
- Найдите прямоугольники, в которых все стороны равны.
- Прямоугольник, у которого все стороны равны - это квадрат.
- Расскажите о квадрат. (У квадрата четыре вершины, четыре стороны, четыре угла.)
- Сколько углов и сторон у квадрата? (По четыре.)
Задача 260
Учащиеся строят в тетради квадрат со стороной 3 см. Находят его периметр. Учитель обращает внимание, что периметр квадрата вычисляется так:
Р = а + а + а + а.
Задача 261. Комментируемое решение круговых примеров
Учитель обращает внимание на то, каким образом выполняются вычисления.
Задача 262
Ученики с места составляют задачу по рисунку. Во время повторения условия один ученик чертит схему и объясняет решение. После этого ученики самостоятельно записывают решение. Учитель проверяет.
2. Физкультминутка
V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
1. Игра «Истинное - ложное»
- Какие утверждения правильные?
• Любой квадрат - это прямоугольник.
• Любой прямоугольник - это квадрат.
• Любой четырехугольник - это многоугольник. (Правильные - первое и третье утверждения.)
2. Составление и решение задач с коротким записью
- Сравните задачи.
3. Нахождение значений выражений с переменной
- Найдите значение выражения:
• 17 - (в - 4), если в = 11; 12; 10.
• 24 - (а + 2), если а = 2; 10; 12.
4. Офтальмологическая пауза
5. Дополнительные упражнения (с. 46)
• Заполните таблицу.
• Петрик, Андрей и Романко - братья. Петя и Романкове вместе 8 лет, а Андрею и Романкове вместе 10 лет. Кто из детей самый старший, если Романко самый молодой? (Старший - Андрей.)
• По схеме подберите такие числа, чтобы равенство было правильным. Запишите 5 таких равенств. (10 - 5 = 5; 11 - 6 = 5; 12 - 7 = 5; 13 - 8 = 5; 14 - 9 = 5)
• Постройте прямоугольник, ширина которого 2 см, а длина 6 см. Проведите в нем 2 отрезка так, чтобы образовались квадраты. Найдите сумму периметров этих квадратов. (Г= 2 + 2 + 3 + 3 + 2 + 2 + 3 + 3 = 20 см)
• В классе 30 учеников. На урок изобразительного искусства краски принесли 18 учеников, а карандаши - 20 учащихся. Сколько учеников принесли на урок и карандаши, и краски? (18 + 20 - 30 = 8)
• Подберите числовые данные. Составьте и решите задачи по кратким записям. Сделайте краткие записи обратных задач в обеих поданных.
VИ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ
- Чему учились на уроке?
- Какое задание показалось самым интересным?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
С. 45, задача 263; 264.