Урок № 33
Тема. Задачи на деление дробей. Нахождение числа по его дроби
Цель: добиться усвоения учащимися алгоритма решения задач на нахождение числа по его дроби (процентами); повторить алгоритмы решения других задач на деление; вырабатывать умение решать задачи на применение названных алгоритмов.
Тип урока: усвоение знаний и умений.
Ход урока
И. Актуализация опорных знаний
Устные упражнения
1. Выполните деление: ; ; ; ; .
2. Решите уравнения: ; ; ; ; .
3. Отрезок длиной дм разделить на 3 равных части. Чему равна длина одной части?
4. Найдите скорость пешехода, если путь в 5 км он преодолевает за часа.
5. Данное число увеличили в раза и получили . Какое было число до увеличения?
6. Как найти от 2000 м2? 40 % от 2000 м2?
7. Выразите дробью (десятичным или обычным): 50 %; 3 %; 25 %; 37 %; 137%; 180%; %.
II. Систематизация знаний. Мотивация деятельности
@ После решения устных упражнений (№ 3, 4, 5) делаем вывод: с некоторыми видами задач на деление мы знакомы (1) задача на нахождение скорости движения по известным временем и расстоянием; 2) нахождение числа, которое меньше данного в раз; 3) также задачи на нахождение доли от деления целого на несколько равных частей и др.); но есть еще один вид задач, которые решаются делением.
III. Усвоение знаний (фронтальная работа)
1. Задача. Расчистили от снега катка, что составляет 800 м2. Найдите площадь катка.
Решения. Пусть площадь катка х м2.
По условию от х (г) равна 800 м2. (*)
Итак, · х = 800, то есть х = 800 : . (**); х = 800 · = 2000.
Ответ. Площадь катка 2000 м2.
Сравнив (*) и (**), делаем вывод:
Чтобы найти число по данному значению его дроби, надо это значение разделить на дробь.
@ Для «сильных» учеников этот материал можно записать в виде формулы.
Если от х составляет с, х = с : .
Пример
1. Задача. Рожью засеяно 2 400 га, что составляет 0,8 всего поля. Найдите площадь поля.
Решения. Поскольку известно, что 0,8 от (х) поля составляет 2 400 га, то х = 2400 : 0,8 = 3000 га.
2. Задача. Масса сушеной рыбы составляет 55 % массы свежей рыбы. Сколько надо взять свежей рыбы, чтобы получить 231 кг сушеной рыбы.
Решения. Понятно, что надо найти х, если 55 % от х составляет 231 кг.
Задача отличается от задачи в п.1 только величиной «55 %». Но же 55 % = 0,55, поэтому:
(кг).
Вывод. Чтобы найти число по значению его процентов, надо:
1) записать проценты дробью;
2) разделить значение процентов на этот дробь.
Пример
Увеличив производительность труда на 7 %, рабочий выполнил за то же время на 98 деталей больше, чем было запланировано. Сколько деталей должен был изготовить рабочий по плану?
Решение. 7 % = 0,07; 98 : 0,07 = 1 400.
Ответ. По плану 1 400 деталей.
В тетрадях имеем запись в виде конспекта 21.
Конспект 21 |
Нахождение числа по значению его дроби (процентов) |
Правило 1) Найдите х, если от х составляет с: х = с : .
2) Найдите х, если р % от х составляет с: а) г % выражаем в виде ;
б) х = с : . |
Пример
1) Найдите число, если его 21.
.
2) Найдите число, если 30 % его составляет 90:
а) 30% = 0,3; б) 90 : 0,3 = 300. |
IV. Усвоение умений
@ Задачи такого типа, которые решаются на этом уроке, уже встречались учащимся (5 класс). Но, в отличие от изученного ранее способа, подобные задачи мы должны теперь научиться решать делением. Поэтому следует убедить учащихся в том, что разобран на уроке способ является лучшим, и требовать от учащихся находить число по его дроби (процентами) только делением!
И уровень
Устные упражнения
1. На приусадебном участке собрали 8 кг огурцов, что составляет собранных овощей. Сколько килограммов овощей собрали?
2. На приусадебном участке собрали 8 кг огурцов, что составляет 0,4 собранных овощей. Сколько килограммов овощей собрали?
3. На приусадебном участке собрали 8 кг огурцов, что составляет 40 % собранных овощей. Сколько килограммов овощей собрали?
II уровень
1. Какой путь пройдет группа туристов за 1 ч, если км она проходит за ч; ч; ч?
2. По м ткани заплатить 183 грн 75 к. Какова цена одного метра ткани?
3. Длина земельного участка прямоугольной формы 40 м, а ширина - в раза меньше. Найдите площадь участка.
4. Одна сторона треугольника равна м, а вторая и третья - соответственно в и раза длиннее первой. Найдите периметр треугольника.
5. Найдите число: а) которого равна 21; б) которого равен 30; в) 0,7 которого равна 14; г) 0,21 которого равна 0,609.
6. Кукурузой засеяли 78 га поля, что составляет площади всего поля. Какова площадь всего поля?
7. Найдите число: а) 15 % которого равен 36; б) % которого равен 41.
8. Из ржи получают 75% муки. Сколько пшеницы нужно смолоть, чтобы получить 60 кг муки?
9. Ширина пастбища прямоугольной формы 30 м, что составляет 48 % длины. Какова площадь пастбища? - Задачи на нахождение числа по его дроби (процентами).
Дополнительно (на повторение)
1. Найдите значение выражения:
а) 8,45 · 9,6 - 7,8 · 8,45;
б) 37,5 + (62,8 - 27,5): 4.
2. а) 31,2 : х + 6,7, если х = 10;
б) 38,5+ а : b, если а = 19,8, b = 90.
V. Итоги урока
Из выражений является решением задачи?
На линию вышло 56 автобусов, что составляет всех автобусов автопарка. Сколько автобусов в автопарке?
1) · 56; 2) : 56; 3) 56 : ; 4) 56 + .
VI. Домашнее задание
1. Найдите число: а) которого равен 25; б) которого равен .
2. Автомат расфасовывает желатин в пакетики по 0,03 кг. Сколько пакетиков нужно для расфасовки кг желатина?
3. Велосипедист движется со скоростью 21 км/ч, что составляет скорости автомобиля. Какова скорость автомобиля?
4. Найдите число: а) 35% которого равен 7; б) % которого равен 1,5.
5. В классе три отличника, что составляет 12 % всех учащихся класса. Сколько учеников в классе?