Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОМЕТРИЯ
Уроки для 7 классов

Урок № 33

Тема. Сумма углов треугольника

 

Цель: добиться усвоения учащимися содержания теоремы о сумме углов треугольника и схемы ее доведения, а также следствий из теоремы.

Сформировать умение учащихся:

· воспроизводить формулировка указанной теоремы и ее последствий;

· применять эти утверждения при решении задач на нахождение неизвестных углов треугольника.

Тип урока: усвоение знаний.

Наглядность и оборудование: набор демонстрационного чертежных принадлежностей; таблица «Сумма углов треугольника и последствия».

Таблица

 

33-1 Таблица

 

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Проверка домашнего задания

Если домашним задачей было выполнение домашней самостоятельной работы, то учитель собирает тетради на проверку и при необходимости делает некоторые пояснения к задачам (или раздает решения задач для самостоятельной проработки).

 

III. Мотивация учебной деятельности. Формулировка цели и задач урока

Для успешной мотивации деятельности учащихся учитель побуждает учащихся к повторению основных сведений о треугольнике (как одну из основных геометрических фигур) и ставит проблему: что ученики знают об углы треугольника? Как один из вариантов ответа: в треугольнике не может быть два прямых угла (см. теорему о существовании и единстве прямой, перпендикулярной к данной прямой, проходящей через данную точку).

Основная цель (формулирует учитель) - использовав сведения о свойстве углов при параллельных прямых, сформулировать и доказать свойство углов треугольника и последствия, вытекающие из этого свойства.

 

IV. Актуализация опорных знаний

Выполнение устных упражнений

1. Есть ли на рисунке 1 пара смежных углов? Назовите их.

 

33-2 Рисунок

 

2. На рисунке 2 назовите равные углы треугольников.

 

33-3 Рисунок

 

3. Вставьте пропущенные рисунки и записи:

 

33-4 Таблица

 

V. Усвоение новых знаний

План изучения нового материала

1°. Теорема о сумме углов треугольника (с доказательством).

2°. Следствия из теоремы о сумме углов треугольника.

3°. Классификация треугольников по величине углов.

Методический комментарий

Если позволяет подготовка учеников, то работу по изучению теоремы можно организовать в виде небольшой практической работы.

1. На рисунке 3 назовите пары внутренних разносторонних углов при прямых a и b и секущих AB и BC.

 

33-5 Рисунок

 

2. Что можно сказать про углы каждой пары (см. выше), если a||b?

3. Найдите на рисунке 3 смежные углы с вершиной в точке B. Чему равна их сумма?

4. Сравните сумму смежных углов (см. выше) с суммой углов треугольника. Сделайте вывод.

Для подготовки к восприятия следствия 1 можно предложить учащимся вопрос:

Могут ли быть в треугольнике:

а) две прямые углы;

б) два угла 100° и 120°;

в) две тупые углы;

г) один угол тупой, а другой - прямой?

Если ученики дают ответы с обоснованием, то доказательство следствия 1 будет иметь вид обобщение проведенных рассуждений.

Как квинтэссенция работы по изучению нового материала демонстрируется таблица «Сумма углов треугольника».

Вопрос о видах треугольников по величине углов не является новым для семиклассников. Поэтому, побудив их к воспроизведению знаний, приобретенных в 5 классе, учитель имеет только акцентировать внимание учащихся на научном содержании понятия «классифицировать» и на необходимых условиях правильной классификации.

 

VI. Первичное осознание нового материала

Задачи, вынесено на урок, можно условно разделить на три группы.

И группа. Задачи на непосредственное применение теоремы.

Уровень А

Найдите неизвестный угол треугольника, если два его угла равны: а) 65° и 45°; б) 120° и 18°; в) 90° и 64°.

Уровень Б

Найдите все углы треугольника, если:

а) один из них вдвое меньше второй и на 20° больше третий;

б) их градусные меры относятся как 1 : 3 : 5.

II группа. Задачи на применение теоремы о сумме углов треугольника вместе со свойством углов равнобедренного треугольника.

Уровень А

Найдите неизвестные углы равнобедренного треугольника, если:

а) угол при его основе равен 40°;

б) угол, противоположный его основе, равен 40°.

Уровень Б

Один из углов равнобедренного треугольника равен 50°. Найдите остальные углы. Сколько решений имеет задача?

III группа. Задачи на применение следствий из теоремы.

Уровень А

Докажите методом от противного, что угол при основании равнобедренного треугольника не может быть тупым.

Уровень В

Может ли треугольник с углом 40° равняться треугольнике с углом 140°? Ответ обоснуйте.

Приведены задачи уровня А можно решить устно, для этого учителю достаточно заранее сделать рисунки и обозначить на них известные величины.

 

VII. Итоги урока

Какое из утверждений (рис. 4) неправильное?

1)

2)

3) Если

4) Если

33-6 Рисунок

 

VIII. Домашнее задача

Изучить теоретический материал.

Выполнить устные упражнения.

1. Может ли треугольник иметь три тупые углы; два тупые углы; не иметь ни одного тупого угла?

2. Может ли угол при основании равнобедренного треугольника быть тупым? прямым?

3. Может ли прямоугольный треугольник быть равнобедренным? равносторонним?

Выполнить графическую упражнение.

Начертите треугольник ABC с тупым углом A.

а) Проведите высоту BD и определите вид треугольника ABD по величине углов.

б) Измерьте угол BAD. Как связана его градусная мера с градусными мерами углов треугольника ABC?

Письменно решить задачу.

Найдите:

а) углы треугольника, если их градусные меры относятся как 2 : 7 : 9;

б) углы равнобедренного треугольника, если один из них равен 100°.

 

Источники:

1. Уроки геометрии. 7 класс./ С. П. Бабенко - Х.: Изд. группа «Основа», 2007.- 208 с.