Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОМЕТРИЯ
Уроки для 8 классов

Урок № 33

Тема. Решение задач

 

Цель: закрепить и систематизировать знания учащихся о содержании и схемы применения признаков подобия прямоугольных треугольников, метрические соотношения в прямоугольном треугольнике; отработать навыки применения приобретенных знаний.

Тип урока: применение умений и навыков.

Наглядность и оборудование: конспект «Признаки подобия прямоугольных треугольников».

Ход урока

I. Организационный этап

 

II. Проверка домашнего задания

Для проверки усвоения учащимися содержания признаков подобия треугольников фронтально проводится математический диктант.

 

Математический диктант

 

 

Вариант 1

Вариант 2

1

Могут ли быть подобными два прямоугольных треугольника, если в одном из них

 

есть острый угол 40°, а во втором - острый угол 50°?

острый угол одного треугольника вдвое больше острый угол другого треугольника?

2

Выполните изображение

 

ΔMNK (K = 90°). Как следует провести в этом треугольнике прямую через точку К

ΔADK (A = 90°). Как следует провести в этом треугольнике прямую через точку А

 

чтобы она разделила данный треугольник на два треугольника, подобные ему? Запишите обозначения этих треугольников

3

Дополните записи

 

Катет является средним пропорциональным...

Высота, проведенная к гипотенузу, является средним пропорциональным...

 

Выполните соответствующий рисунок и сделайте на нем необходимые пометки

 

Также на уроке следует проверить решение домашней задачи 1 (полное решение этой задачи записывает на доске кто-нибудь из учеников заранее; учащиеся знакомятся с его содержанием после выполнения и проверки заданий математического диктанта; задача полезна, поскольку знакомит учащихся с дополнительным способом построения четвертого пропорционального отрезка).

 

III. Формулировка цели и задач урока

Учитель говорит о том, что на предыдущем уроке учащиеся изучили признаки подобия прямоугольных треугольников и метрические соотношения в прямоугольном треугольнике, причем ученики решали задачи, в которых шла речь о прямоугольные треугольники с прямым указанием на утверждение, которое следует применить. Далее учитель отмечает, что на практике при решении задач, которые предусматривают применение признаков подобия прямоугольных треугольников, надо найти подобные треугольники.

С целью успешного решения задач на применение подобия прямоугольных треугольников ученикам, кроме устоявшихся знаний содержания признаков подобия треугольников и метрических соотношений, следует повторить свойства фигур, которые были изучены на предыдущих уроках. Итак, цель урока - закрепление и систематизация знаний учащихся о признаках подобия прямоугольных треугольников и отработки навыков их использования при решении задач.

 

IV. Актуализация опорных знаний и умений

Выполнение устных упражнений по готовым рисункам

Для каждого из приведенных рисунков составьте утверждение с использованием подобия треугольников или соотношений между элементами прямоугольного треугольника.

 

 

С целью привлечения к выполнению упражнений всех учащихся можно организовать работу в малых группах.

Сначала задания выполняются в группах, затем результаты представляются и в случае необходимости корректируются.

 

V. Формирование умений

Выполнение письменных упражнений

1. Две прямоугольные треугольники имеют по равному острому углу. Катеты первого треугольника относятся как 5 : 12. Найдите гипотенузу второго треугольника, если его периметр равен 120 см.

2. Катеты прямоугольного треугольника равны 24 см и 32 см. На какие части больший катет делится срединным перпендикуляром гипотенузы?

3. В прямоугольный треугольник вписан квадрат (рис. 1).

а) Найдите на рисунке 1 подобные треугольники и докажите их подобие.

б) Найдите сторону квадрата, если ВК = 9 см, МС = 4 см.

4. Два круга с радиусами 4 см и 6 см соприкасаются снаружи. их общая касательная, которая не проходит через точку касания окружностей, пересекает линию центров в точке А . Найдите расстояния от точки А до центров окружностей.

5. Высота прямоугольного треугольника равен 24 см и делит гипотенузу в отношении 9 : 16. Найдите катеты треугольника.

6. Перпендикуляр, проведенный из середины основания равнобедренного треугольника к боковой стороне, делит ее на отрезки длиной 2,25 см и 4 см. Найдите высоту треугольника, проведенную к боковой стороне.

 

VI. Итоги урока

Какой из рисунков лишний (рис. 2)? Почему?

 

VII. Домашнее задание

Повторить содержание признаков подобия прямоугольных треугольников и метрических соотношений в прямоугольном треугольнике; определения и свойства сторон и углов прямоугольного треугольника.

Решить задачи.

1. Отрезки ВК и ВМ - высоты параллелограмма ABCD, проведенные из вершины угла В до сторон AD и CD соответственно. Найдите ВК, если ВМ = 4 см, AD : CD = 2 : 3.

2. Точка С делит диаметр круга АВ на отрезки АС = 10 см и СВ = 8 см. Отрезок CD - перпендикуляр к АВ. Определите размещение точки D относительно данного круга, если CD = 9 см.

3. Точка касания окружности, вписанной в ромб, делит сторону ромба на отрезки длиной 20 см и 5 см. Найдите высоту ромба.

4. 4 (на повторение). Острый угол прямоугольного треугольника равен 36°. Найдите углы, под которыми катеты видны из центра описанной окружности.