Урок № 32
Тема. Признаки подобия прямоугольных треугольников. Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике
Цель: сформулировать признак подобия прямоугольных треугольников с острым углом, на основе которой доказать метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Добиться усвоения учащимися содержания признаки подобия прямоугольных треугольников и метрических соотношений в прямоугольном треугольнике га их доведения.
Сформировать первичные умения воспроизводить изученные утверждение, записывать метрические соотношения между отрезками прямоугольного треугольника по условию задачи, а также выполнять вычисления неизвестных отрезков прямоугольного треугольника, используя записи соответствующих метрических соотношений.
Тип урока: усвоение умений и навыков.
Наглядность и оборудование: конспект «Подобие прямоугольных треугольников».
Ход урока
I. Организационный этап
II. Проверка домашнего задания
Правильность выполнения задач домашней работы проверяется во время устной фронтальной работы с рисунками к задачам, выполненными на доске заранее.
III. Формулировка цели и задач урока
Учитель напоминает ученикам о том, что в геометрии выделяют различные виды треугольников (по сторонами или углами). Поскольку в последнее время на уроках были изучены общие определения и признаки подобия треугольников, то возникает вопрос о возможной трансформации изученных утверждений для отдельных видов треугольников (кстати, некоторые из этих случаев было уже рассмотреть - см. признаки подобия равносторонних и равнобедренных треугольников).
Среди всех видов треугольников (по углам) выделяются треугольники, о которых можно сказать, что:
· один из углов всегда равна сумме двух других;
· они не могут быть равносторонними, но могут быть равнобедренного;
· для того чтобы определить остальных углов этого треугольника, достаточно знать только один из его меньших углов.
(Понятно, что речь идет о прямоугольные треугольники.)
Итак, цель урока - формулировка признаки подобия прямоугольных треугольника и исследование сферы ее практического применения.
IV. Актуализация опорных знаний
С целью успешного усвоения учащимися признаки подобия прямоугольных треугольников, метрические соотношения в прямоугольном треугольнике, а также их доведения, ученикам следует активизировать такие знания и умения: признак подобия треугольников по двум углам; определение прямоугольного треугольника и свойства острых углов прямоугольного треугольника; применение понятия о перпендикуляр к прямой, наклонная и проекция наклонной на данную прямую; основные свойства пропорции.
Выполнение устных упражнений
1. Докажите, что ΔАВО ~ ΔDCO , если
1 =
2 (рис. 1).

2. Докажите, что ΔАВС ~ ΔCDE , если AB || CD,
1 =
2 (рис. 2).

3. В каждом из приведенных случаев вычислите меру угла х (рис. 3).

4. Сделайте рисунок, на котором один и тот же отрезок был бы одновременно и перпендикуляром и наклонной.
5. Если 7а = 9b, то
= ?
V. Усвоение знаний
План изучения нового материала
1. Признак подобия прямоугольных треугольников (с острым углом).
2. Представление о содержании понятия среднее пропорциональное число между двумя числами.
3. Теорема (метрические соотношения в прямоугольном треугольнике): формулировка и доказательство.
@ Признаки подобия прямоугольных треугольников, а также метрические соотношения в прямоугольном треугольнике, непосредственно вытекающим из признаки подобия прямоугольных треугольников с острым углом, традиционно изучаются в теме «Подобие треугольников» (в некоторых пособиях метрические соотношения называют средние пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике). Содержание соответствующего параграфа нового учебника почти полностью повторяет содержание соответствующих разделов традиционного учебника геометрии. Поэтому изучение материала урока проводится по традиционной схеме.
Схема
Доказательства признаков подобия прямоугольных треугольников с острым углом |

|
Доведение сходства любого прямоугольного треугольника и прямоугольных треугольников, эту образуются, если в данном треугольнике провести высоту до гипотенузы |

|
Запись равенств отношений соответствующих сторон подобных прямоугольных треугольников v виде пропорции |

|
Использование полученных пропорции, основного свойства пропорции |
Некоторые изменения, внесенные авторами нового учебника к содержанию материала относительно подобия прямоугольных треугольников, является дополнительной информацией.
Так, дополнительно авторы учебника предлагают изучить:
Признаки подобия прямоугольных треугольников по двум катетами и гипотенузой и катетом.
1. Сформулируйте и докажите признак подобия прямоугольных треугольников с двумя катетами.
2. Сформулируйте и докажите признак подобия прямоугольных треугольников с гипотенузой и катетом.
Содержание понятие о среднее пропорциональное число между двумя данными числами (для лучшего понимания учениками содержания теоремы, а потому для лучшего запоминания формулировки теоремы).
А сами метрические соотношения в прямоугольном треугольнике авторы учебника записали в виде теоремы (ранее эти соотношения рассматривали как некоторые соотношения в прямоугольном треугольнике). Изменение статуса этих утверждений, без изменения их содержания, имеет чисто психологическое значение - знание формулировки теоремы и умение ее применять является обязательной программной требованием.
Материала, представленного в учебнике, автор пособия предлагает добавить один из полезных следствий из метрических соотношений, а именно: если а, b - катеты прямоугольного треугольника, с - его гипотенуза, a hc - высота, проведенная к гипотенузы, то
. (Доведение с этого следствия можно провести как решение соответствующей дополнительной задачи.)
Поскольку учебный материал не является сложным, то предлагаем учащимся самостоятельную работу по его изучению (по учебнику).
Конспект 12 |
Подобие прямоугольных треугольников |
Признаки |

|

|

|
Метрические соотношения |
а2 = с · ас,
b2 = c · bc,

Последствия из метрических соотношений: |

|
1) ; |
2)  |
|
V. Формирование первичных умений
Понимание признаки подобия прямоугольных треугольников с острым углом достигается во время выполнения задания. Подобны ли два прямоугольных треугольника, если:
а) они имеют общий угол;
б) они имеют общий острый угол;
в) один из них имеет угол 20°, а другой - угол 70°;
г) один из них имеет угол 50°, а катет второго вдвое меньше гипотенузы?
Формирование первичных умений применять изученную признак происходит на этапе решения учащимися упражнений.
Выполнение устных упражнений
1. На рис. 4 найдите пары подобных треугольников. Свои соображения обоснуйте. Запишите пропорциональность соответствующих сторон.

2. На рисунке 5 найдите подобные треугольники и докажите их подобие.

На применение подобия прямоугольных треугольников учащиеся решают письменные упражнения.
Выполнение письменных упражнений
Наблюдатель, находящийся в точке А, видит конец шеста В и верхнюю точку башни D, причем точки А, В и D расположены на одной прямой (рис. 6). Определите высоту башни, если ВС= 4 м, АС = 6 м, АЕ = 90 м.
VI. Формирование навыков и умений
Формированию умений записывать и использовать метрические соотношения будет способствовать выполнение устных упражнений.
Выполнение устных упражнений
Запишите метрические соотношения для изображенных на рис. 7 прямоугольных треугольников:

Выполнение письменных упражнений
1. В прямоугольном треугольнике ABC (
C = 90°) проведена высоту CD (рис. 8). Найдите:
а) CD, если AD = 4 см, DB = 25 см;
б) АС и ВС, если АВ = 50 см, AD = 18см.

2. Докажите, что проекции катетов на гипотенузу прямоугольного треугольника относятся как квадраты катетов:
.
@ При доказательстве подобия треугольников требуем от учеников выполнения соображений по изученной на предыдущих уроках схеме с поправкой на содержание признаки. (Рассмотрим треугольники... и ... У них углы... и... - прямые, углы... и... - равны, следовательно, треугольники... и... подобные по острым углом).
Решая задачи на применение метрических соотношений в прямоугольном треугольнике, следует требовать от учеников сначала воспроизведения словесного формулирования, а уже потом - исполнение соответствующих им символических записей.
VII. Итоги урока
Правильные записи сделаны в соответствии с рис. 9? Если нет, исправьте ошибку.
1) АМ + ВМ = АВ;
2) ВС2 = МВ · МА;
3) CM = AM · MB;
4)
;
5) АС2 = АМ · АВ.

VIII. Домашнее задание
Изучить содержание и доказательства признаков подобия прямоугольных треугольников.
Решить задачи.
1. Для построения четвертого пропорционального отрезка х =
ученик предложил построить прямоугольный треугольник с катетами а и b и гипотенузой с и провести в нем высоту hc, которая будет равняться х. Второй ученик утверждает, что этот способ неправильный. Кто из учеников прав?
2. На рисунке 10 найдите подобные треугольники и докажите их подобие.

3. Высота дерева равна 9,2 м, а длина тени человека, рост которого 1,8 м, равна 2,7 м. Найдите длину тени дерева.
4. Найдите периметр прямоугольного треугольника, высота которого делит гипотенузу на отрезки длиной 4,5 см и 8 см.