|
Некоторые изменения, внесенные авторами нового учебника к содержанию материала относительно подобия прямоугольных треугольников, является дополнительной информацией. Так, дополнительно авторы учебника предлагают изучить: Признаки подобия прямоугольных треугольников по двум катетами и гипотенузой и катетом. 1. Сформулируйте и докажите признак подобия прямоугольных треугольников с двумя катетами. 2. Сформулируйте и докажите признак подобия прямоугольных треугольников с гипотенузой и катетом. Содержание понятие о среднее пропорциональное число между двумя данными числами (для лучшего понимания учениками содержания теоремы, а потому для лучшего запоминания формулировки теоремы). А сами метрические соотношения в прямоугольном треугольнике авторы учебника записали в виде теоремы (ранее эти соотношения рассматривали как некоторые соотношения в прямоугольном треугольнике). Изменение статуса этих утверждений, без изменения их содержания, имеет чисто психологическое значение - знание формулировки теоремы и умение ее применять является обязательной программной требованием. Материала, представленного в учебнике, автор пособия предлагает добавить один из полезных следствий из метрических соотношений, а именно: если а, b - катеты прямоугольного треугольника, с - его гипотенуза, a hc - высота, проведенная к гипотенузы, то . (Доведение с этого следствия можно провести как решение соответствующей дополнительной задачи.) Поскольку учебный материал не является сложным, то предлагаем учащимся самостоятельную работу по его изучению (по учебнику).
V. Формирование первичных умений Понимание признаки подобия прямоугольных треугольников с острым углом достигается во время выполнения задания. Подобны ли два прямоугольных треугольника, если: а) они имеют общий угол; б) они имеют общий острый угол; в) один из них имеет угол 20°, а другой - угол 70°; г) один из них имеет угол 50°, а катет второго вдвое меньше гипотенузы? Формирование первичных умений применять изученную признак происходит на этапе решения учащимися упражнений. Выполнение устных упражнений 1. На рис. 4 найдите пары подобных треугольников. Свои соображения обоснуйте. Запишите пропорциональность соответствующих сторон.
2. На рисунке 5 найдите подобные треугольники и докажите их подобие.
На применение подобия прямоугольных треугольников учащиеся решают письменные упражнения. Выполнение письменных упражнений Наблюдатель, находящийся в точке А, видит конец шеста В и верхнюю точку башни D, причем точки А, В и D расположены на одной прямой (рис. 6). Определите высоту башни, если ВС= 4 м, АС = 6 м, АЕ = 90 м.
VI. Формирование навыков и умений Формированию умений записывать и использовать метрические соотношения будет способствовать выполнение устных упражнений. Выполнение устных упражнений Запишите метрические соотношения для изображенных на рис. 7 прямоугольных треугольников: Выполнение письменных упражнений 1. В прямоугольном треугольнике ABC (C = 90°) проведена высоту CD (рис. 8). Найдите: а) CD, если AD = 4 см, DB = 25 см; б) АС и ВС, если АВ = 50 см, AD = 18см. 2. Докажите, что проекции катетов на гипотенузу прямоугольного треугольника относятся как квадраты катетов: . @ При доказательстве подобия треугольников требуем от учеников выполнения соображений по изученной на предыдущих уроках схеме с поправкой на содержание признаки. (Рассмотрим треугольники... и ... У них углы... и... - прямые, углы... и... - равны, следовательно, треугольники... и... подобные по острым углом). Решая задачи на применение метрических соотношений в прямоугольном треугольнике, следует требовать от учеников сначала воспроизведения словесного формулирования, а уже потом - исполнение соответствующих им символических записей.
VII. Итоги урока Правильные записи сделаны в соответствии с рис. 9? Если нет, исправьте ошибку. 1) АМ + ВМ = АВ; 2) ВС2 = МВ · МА; 3) CM = AM · MB; 4) ; 5) АС2 = АМ · АВ.
VIII. Домашнее задание Изучить содержание и доказательства признаков подобия прямоугольных треугольников. Решить задачи. 1. Для построения четвертого пропорционального отрезка х = ученик предложил построить прямоугольный треугольник с катетами а и b и гипотенузой с и провести в нем высоту hc, которая будет равняться х. Второй ученик утверждает, что этот способ неправильный. Кто из учеников прав? 2. На рисунке 10 найдите подобные треугольники и докажите их подобие.
3. Высота дерева равна 9,2 м, а длина тени человека, рост которого 1,8 м, равна 2,7 м. Найдите длину тени дерева. 4. Найдите периметр прямоугольного треугольника, высота которого делит гипотенузу на отрезки длиной 4,5 см и 8 см.
|
|