|
@ Важно, чтобы после выполнения этого несложного задания учащиеся осознали, чему новому они научились делать. (Намекнуть: сравните выражения И и II - какие общие признаки имеют эти выражения?)
III. Усвоение умений @На уроке ставим цель добиться сознательного понимания алгоритмов действий во время нахождения суммы и разности многочленов, поэтому требуем от учеников комментирование действий, а также прогнозирования (предварительного анализа своих действий перед непосредственным выполнением тождественных преобразований суммы или разности многочленов в многочлен. Также важно, если возникла проблема, поработать над коррекцией умений раскрывать скобки, перед которыми стоит знак «+» и «-». Для сильных учеников после проработки определенной части учебного материала можно предложить для использования «быстрый способ» сложение и вычитание многочленов стандартного вида, а именно: «почленне» сложение или вычитание (подобных членов) многочленов. Например: 1) (3а2 + а - 1) + (-2а2 - 2а + 7) = (3а2 + (-2а2)) + (а + (-2а)) + (-1 + 7) = а2 - а + 6; 2) (3a2 + а - 1) - (-2a2 - 2a + 7) = (3a2 - (-2а2)) + (a - (- 2а)) + (-1 - 7) = 5а2 + 3а - 8. Понятно, что такой способ выполнения действий можно предложить ученикам с высоким уровнем умений. Понятно также, что без мотивационного момента восприятия учебного материала не будет сознательным, поэтому в системе заданий, вынесенных на урок, имеющиеся задания, которые демонстрируют ученикам сферу применения вынесенного на урок учебного материала. Выполнение устных упражнений 1. Раскройте скобки: 1) x- (y + z); 2) (a - b) - (c - d). 2. Найдите сумму многочленов: 1) 2а2 - а и а2 - 3а; 2) 4х + 1 и х2 + 2х + 4. 3. Найдите разность многочленов: 1) 5а2 + 4а и 4а2 + 2а; 2) 5у2 + 4у + 4 и 4у2 + 4у. 4. Вычислите значение выражения: 1) 12,8 + (11 - 12,8), 2) -1,7 - (5 - 1,7); 3) 11,8 + 5у - (3у + 11,8), если у = 0,9; 4) 3 - (2 - х), если х = 1,5.
Выполнение письменных упражнений 1. Превратите сумму или разность многочленов в многочлен стандартного вида: 1) (5х2 + 8х - 7) + (2х2 - 2х - 12), 2) (5х2 + 8х - 7) - (2х2 - 2х - 12); 3) (6а2 - 3а + 11) - (-3а - а3 + 7 ); 4) (7ху2 - 15ху - 3х2у) - (30х2у + 8ху2); 5) (-3t3 - 2t2 + 5t - 4) - (7t4 + 2t3 - 5t2 + 2t) + (2t5 + 8 t - t2 +5). 2. Докажите тождество (-2a3 + 3a2) - (2a - 1) + (2a2 - 5a) - (3 - 2a3 - 7а) = 5а2 - 2. @ Обращаем внимание, что сложение и вычитание одночлен сводится к алгебраического сложения, поэтому ученики осознают, что выражение, содержащее сумму и разность многочленов, все можно превращать одновременно: раскрыть все скобки по определенному правилу, а затем возводить подобные члены полученного многочлена. 3. Докажите, что значение выражения не зависит от значения переменной, входящей в его состав: (7а5 - 2а3 + 3а - 12) - (4а5 - а3 + 5а - 7) - (3а5 - а3 - 2а - 5). 4. Решите уравнение: (2у3 + 3у2 - 7) - (5 + 3у + у3) = 3у2 + у3 - 5у. 5*. Докажите, что значение выражения (5 - 16m) - (5m - 9) делится на 7 при любом натуральном значении m.
IV. Итоги урока. Рефлексия Правильно ли выполнено сложение и вычитание многочленов? 1) сумма 2х + у и-3х + у: 2х + у + 3х + у = 5х + 2у; 2) разница 2х + у и-3х + у: 2х + у - 3х + у = -x + 2в. Исправьте допущенные ошибки и объясните, какие, на ваш взгляд, причины этих ошибок?
V. Домашнее задание № 1. Преобразуйте выражение в многочлен стандартного вида: 1) (2х - 3) - (-2х2 + х - 81); 2) (14аb - 9а2 - 3b2) - (-3а2 + 5ab - 4b2), 3) (2а3 - 6b3) - (2а3 - 6ab - (5a3 - (3аb + 7b3))). № 2. Докажите, что значение выражения не зависит от значения переменных, входящих в его состав: . № 3. Решите уравнение 12 - (3х2 + 5x) + (-5x + 3x2) = 0. № 4. Опережающее домашнее задание. По учебнику (конспектом, справочником и т.д.) повторите правила раскрытия скобок, перед которыми стоит знак: а) «+»; б) «-». · Приведите примеры выражений на применение правил, выполните соответствующие преобразования и запишите приведенные равенства. · Прочитайте приведенные примеры (записи равенств) в обратном порядке. Объясните с этими «обратными» равенствами, что можно сделать с выражением, что не содержит скобок, чтобы он превратился в тождественно равное выражение, содержащее скобки, перед которыми стоит знак: а) «+»; б) «-».
|
|