УРОК № 33
Тема. Решение систем уравнений с двумя переменными
Цель урока: закрепить знания учащихся о различных способах решения систем уравнений с двумя переменными и случаи их применения. Закрепить умения: по виду системы определять оптимальный способ ее решения, описывать действия согласно выбранного способа решения системы уравнений с двумя переменными, а также выполнять действия в зависимости от различных способов решения систем уравнений с двумя переменными различных видов.
Тип урока: отработка умений и навыков.
Наглядность и оборудование: опорный конспект № 20.
Ход урока
I. Организационный этап
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает их на работу.
II. Проверка домашнего задания
Для осознанной работы учащихся на этом этапе урока проверка выполнения упражнений домашнего задания можно провести по образцу.
III. Формулировка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся
Поскольку на предыдущем уроке учащимся было предоставлено достаточно большой объем учебного материала, то основная цель этого урока заключается в закреплении изученного материала и последующем формировании у учащихся устойчивых умений и навыков использования этого материала для решения систем уравнений с двумя переменными, а также для решения упражнений, которые предусматривают составления и решения систем уравнений с двумя переменными.
IV. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Устные упражнения
1. Решите соответствующим способом систему уравнений:
1) 2) 3) 4)
2. Имеет ли решения система уравнений:
1) 2) 3) 4)
V. Отработка умений
Письменные упражнения
Содержание письменных упражнений урока может быть таким:
1) решить системы нелинейных уравнений с двумя переменными способом алгебраического сложения;
2) решить системы нелинейных уравнений с двумя переменными заменой переменных;
3) решить системы нелинейных уравнений с двумя переменными способом почленного деления;
4) решить системы нелинейных уравнений с двумя переменными с применением теоремы, обратной теореме Виета;
5) решить системы уравнений с двумя переменными, одно из которых является линейным, способом подстановки;
6) решить уравнения графически;
7) решить задачи, которое предполагает составление и решение системы уравнений с двумя переменными (например, составить уравнение квадратичной функции, в уравнении которой есть неизвестные коэффициенты, если график этой функции проходит через две данные точки).
Методический комментарий
Для достижения цели урока при решении письменных и устных упражнений учащиеся должны сознательно выполнять действия по такой схеме.
1. Определить степень и вид уравнений системы.
2. Выбрать способ решения согласно степени уравнений системы: если одно из уравнений является линейным, то решаем систему способом подстановки, если система имеет вид то используем теорему, обратную теореме Виета, и т. д.
VI. Итоги урока
Учитель проводил опрос учащихся с вопросами, аналогичными по содержанию контрольным, вопросом предыдущего урока.
VII. Домашнее задание
1. Повторить материал по опорным конспектом № 20.
2. Выполнить самостоятельную работу (см. ниже) с вариантом, указанным учителем.
Самостоятельная работа
Вариант 1
Решить систему уравнений рациональным способом:
1) 2)
3) 4)
Вариант 2
Решить систему уравнений рациональным способом:
1) 2)
3) 4)