|
III. Восприятие и осознание нового материала (таблица 14) Корнем n-ой степени из действительного числа а называется число, n-и степень которого равняется а. Например: корень третьей степени из числа 8 равен 2, так как 23 = 8. Корень четвертой степени из числа 81 являются числа 3 и -3, ибо 34 = 81, (-3)4 = 81. Согласно данного определения, корень п-ой степени - это корень уравнения хn = а. Число корней этого уравнения зависит от n и а. Если n - четное, т.е. n = 2k, kN, то уравнение х2k = а имеет два корня, если а > 0; один корень, если а = 0; не имеет корней, если а 0. Если n - нечетное, т.е. n = 2k + 1, kN, то уравнение х2k+1 = а всегда имеет только один корень.
Таблица 14
Неотъемлемый корень уравнения хn = а называют арифметическим корнем n-ой степени из числа а. Арифметическим корнем n-ой степени из неотъемлемого числа а называется такое неотрицательное число, n-и степень которого равняется а. Арифметический корень п-ой степени из числа а обозначают так: . Число n называют показателем корня, число а - підкореневим числом (выражением). Если n = 2, то вместо пишут и называют арифметическим квадратным корнем. Арифметический корень третьей степени называют кубическим корнем. В тех случаях, когда понятно, что речь идет о арифметический корень n-ой степени, коротко говорят «корень n-ой степени». Пример. Найдем значение: а) ; б) ; в) ; г) . а) = 2, поскольку 23 = 8 и 2 > 0; б) = 3, так как 34 = 81 и 3 > 0; в) = 1, поскольку 15 = 1 и 1 > 0; г) = 0, поскольку 0100 = 0. Корень парного степени существует только из неотрицательных чисел, следовательно, выражение имеет смысл, если и приобретает неотрицательных значений. Корень нечетного степени существует из любого действительного числа и к тому же только один. Для корней нечетного степени справедливо равенство = - . Действительно . Равенство = - позволяет выразить корень нечетного степени из отрицательного числа через арифметический корень того же степень.
Пример. Найдем значение: а) ; б) ; в) . a) = - = -2; б) = - = -2 ; в) = - = -3 . Следовательно, выражение имеет смысл для любого а R и может приобретать любые значения.
Выполнение упражнений 1. Упражнение № 7 к разделу III. 2. Решите уравнение: а) х3 = 64; б) х5 = - ; в) х4 = 81; г) х6 = - 64; д) х3 = 15; е) х4 = 15. Ответ: а) 4; б) - ; в) 3; - 3; г) нет корней; д) ; е) ; - . 3. Найдите область определения функций: а) у =; б) у = ; в) у = ; г) у = ; д) у = +; е) у = . Ответ: а) х 2; б) хR; в) х 3; г) х ≠ 0; д) 0; е) не определена. Непосредственно из определения арифметического корня n-ой степени следует:
Мы вспомнили свойства квадратного корня. Аналогичные свойства имеют и корни n-ой степени. Свойство 1. Для неотрицательных чисел а и b произведение корней n-ой степени из чисел a и b равна корню n-й степени из их произведения: ·=. Свойство 2. Для неотъемлемого числа а и положительного числа b доля корней n-ой степени из числа а и b. равно корню n-й степени из их доли: . Свойство 3. Любая целая степень k корня n-ой степени из неотъемлемого числа а равна корню n-ой степени из степени k числа а: . Свойство 4. Чтобы извлечь корень из корня из неотъемлемого числа можно перемножить показатели корней, а подкоренное выражение оставить без изменения . Свойство 5. Значение корня из степени неотъемлемого числа не изменится, если показатель корня и показатель подкоренного выражения умножить (или разделить) на одно и то же натуральное число: . Свойства 1, 2 доказываются аналогично тому, как это сделано для квадратных корней. Докажем свойства 3-5: 3) Так как а 0, то левая и правая части формулы неотъемлемые. Поэтому для доказательства этого равенства достаточно удостовериться в том, что n-ая степень левой части равна аk. В соответствии со свойствами степеней с целым показателем имеем: 4) При а > О левая и правая части неотрицательны. Тогда . Следовательно, . 5) Согласно определению корня - это такое неотрицательное число, n-и степень которого равняется аmp, то есть достаточно доказать . Имеем . Выполнение упражнений 1. Найдите значения выражений: а) ; б) ; в) ; г) ; д) . Ответ: а) 1,5; б) 1,2; в) 0,5; г) 2,5; д) . 2. Вычислите: а) ·; б) ·; в) ; г) . Ответ: а) 10; б) 6; в) 3; г) 2. 3. Найдите корень из степени: а) ; б) ; в) ; г) . Ответ: а) 125; б) 0,09; в) 0,72; г) 16. 4. Упростите выражения: а) ; б) ; в) ; г) . Ответ: а) = ; б) ; в) ; г) .
IV. Итог проведения урока
V. Домашнее задание Раздел III § 1 (1-2). Вопросы и задания для повторения раздела III. № 1-12, 17-24. Упражнения № 14 (1, 2, 4-6), № 15.
|
|