Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ЭКОНОМИКИ
11 класс

УРОК 31

Этапы маркетингового исследования: цель, задачи, результат исследования. Сегментация рынка

 

Цель урока: определить роль и значение маркетингового исследования, его основные этапы; раскрыть сущность сегментирования рынка; определить критерии проведения сегментации рынка. Основные понятия: маркетинговое исследование, сегментация, критерии сегментации.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

►► Решите тестовые задания

1. «Маркетинг-микс», или рычаги маркетингового воздействия на рынок,- это:

а) товарная политика;

б) ценовая политика;

в) определение каналов сбыта;

г) политика стимулирования сбыта и реклама;

д) смета затрат на маркетинговую деятельность;

е) кадровая политика;

ж) правильными являются все перечисленные ответы.

2. Из перечисленных элементов выберите то, что является инструментом маркетинга:

а) реклама на рынке;

б) ценовая политика;

в) политика распределения продукта;

г) организация выставки товаров.

3. Маркетинг - это:

а) производить то, что нужно потребителю и лучше продается;

б) продавать то, что уже произведено без учета мнения потребителя.

4. Главные цели маркетинговой деятельности:

а) получение прибыли;

б) завоевание, удержание и расширение доли на рынке;

в) удовлетворение потребностей потребителей;

г) расширение объемов продаж;

д) получения победы в конкурентной борьбе;

е) банкротство конкурентов;

ж) правильными являются все перечисленные ответы.

5. К комплексу маркетинга относятся:

а) продукт;

б) цена;

в) каналы распределения продукции;

г) маркетинговые коммуникации;

д) информация о рынке;

е) поведение потребителей;

ж) цели организации.

6. Укажите главные характеристики товара в системе маркетинга:

а) потребительские свойства;

б) отличительные особенности;

в) восприятие товара потребителем;

г) все перечисленные характеристики.

7. Максимальная цена товара определяется:

а) величиной спроса на товар;

б) максимальными претензиями на прибыль, существующими в определенной отрасли производства;

в) ценами конкурентов на аналогичный товар;

г) наивысшим уровнем совокупных расходов.

8. Минимальная цена товара определяется:

а) емкостью рынка товара;

б) уровнем совокупных издержек фирмы;

в) коэффициентом эластичности спроса;

г) уровнем переменных издержек.

Ответы: 1 - а-г; 2 - а-г; 3 - а; 4 - д; 5 - а-г; 6 - г; 7 - а; 8 - г.

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Цель маркетинга - сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель - так хорошо познать и понять клиента, чтобы товар или услуга точно подходили последнему и продавали себя сами.

П. Дракер

 

Действительно, только после того как узнаем, какой именно товар нужен потребителю и который будет пользоваться спросом, мы должны начинать его производство. Для этого нужно провести исследование рынка и выявить его особенности.

 

IV. Изучение нового материала

Целью маркетингового изучения рынка является его целенаправленное регулирование. Процесс маркетингового исследования состоит из следующих этапов.

1. Определение проблемы и цели исследования.

2. Определение объекта исследования.

3. разработка плана исследования.

4. Сбора информации.

5. Представление результатов и выводов.

Выводы должны содержать информацию о рынке (емкость, тенденции и перспективы развития), конкурентов, потребителей, уровень цен, а также внутренний потенциал предприятия.

Для выбора целевого рынка и особенностей маркетингового воздействия на потребителей важное значение имеет сегментирование.

Сегментация (сегментирование) - процесс разделения рынка на группы потребителей по заранее определенным признакам.

Сегмент рынка - однородная совокупность потребителей, одинаково реагирующих на товар и маркетинговые мероприятия.

 

Критерии сегментирования потребительского рынка

 

Критерий

Параметры для сегментирования

Географический

Регион

Область

Район

Размер города или населенного пункта

Густота

Климат

Социально-демографический

Возраст

Пол

Размер семьи

Состав семьи

Жизненный цикл семьи

Уровень доходов на месяц

Род занятий

Образование

Религия

Национальность

Миграционные особенности

Поведенческий

Регулярность покупок

Полезность покупки

Статус пользователя

Степень использования

Приверженность марке

Готовность к покупке

Психографический

Социальный класс

Стиль жизни

Тип личности

Моральные ценности

 

В зависимости от результатов сегментации предприятие будет использовать определенный вид маркетинга-дифференцированный (для каждого отдельного сегмента) или недифференцированный (маркетинговая деятельность предприятия не отличается на разных сегментах). Попробуйте привести примеры дифференцированного и недифференцированного маркетинга. Для каких сегментов рынка целесообразно применять тот или иной вид маркетинга?

 

V. Закрепление знаний и умений учащихся

1. Совершите сегментирование предложенных ниже рынков:

1) кондитерский;

2) меховой одежды;

3) автомобилей.

2. Решите тестовые задания.

1. Сегментация - это:

а) деятельность по классификации возможных потребителей в соответствии с качественных особенностей их спроса;

б) определение места для своего товара среди аналогов;

в) стратегия выборочного проникновения на рынок;

г) разделение потребителей на однородные группы;

д) разделение рынка на отдельные части.

2. Руководство компании приняло решение перейти от сегментации на базе демографических критериев сегментации на основе психографических критериев. В этом случае компании следует использовать следующие критерии:

а) личностные характеристики;

б) принадлежность к определенному общественному классу;

в) территориальные особенности;

г) пол;

д) мотивы;

е) стиль жизни.

3. Целевой сегмент рынка - это сегмент:

а) наиболее однородный;

б) с наибольшей массой прибыли и наименьшей конкуренцией;

в) наиболее соответствующий возможностям организации и особенностям развития рынка;

г) который имеет недоступны для других каналы сбыта;

д) с наибольшими размерами и темпами роста.

4. Для сегментации потребительских рынков используются критерии:

а) психографические;

б) политико-правовые;

в) географические;

г) демографические;

д) поведенческие.

5. Выбор нового сегмента по демографическому принципу предполагает использование признаков:

а) тип личности;

б) возраст и этапы жизненного цикла семьи;

в) общественный класс;

г) образ жизни;

д) пол.

6. Условием эффективности сегментации являются:

а) существенный размер предприятия;

б) измеримость сегмента, его доступность и выгодность;

в) применение статистических методов группировки;

г) применение маркетинговых исследований для разработки стратегии.

Ответы: 1 - а; 2 - б, д; 3 - в; 4 - а, в-д; 5 - б, д; 6 - б.

 

VI. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

1. Проработать теоретический материал.

2 . Подготовить информационное сообщение о различиях между полевыми и кабинетными исследованиями.