УРОК 31
Этапы маркетингового исследования: цель, задачи, результат исследования. Сегментация рынка
Цель урока: определить роль и значение маркетингового исследования, его основные этапы; раскрыть сущность сегментирования рынка; определить критерии проведения сегментации рынка. Основные понятия: маркетинговое исследование, сегментация, критерии сегментации.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
►► Решите тестовые задания
1. «Маркетинг-микс», или рычаги маркетингового воздействия на рынок,- это:
а) товарная политика;
б) ценовая политика;
в) определение каналов сбыта;
г) политика стимулирования сбыта и реклама;
д) смета затрат на маркетинговую деятельность;
е) кадровая политика;
ж) правильными являются все перечисленные ответы.
2. Из перечисленных элементов выберите то, что является инструментом маркетинга:
а) реклама на рынке;
б) ценовая политика;
в) политика распределения продукта;
г) организация выставки товаров.
3. Маркетинг - это:
а) производить то, что нужно потребителю и лучше продается;
б) продавать то, что уже произведено без учета мнения потребителя.
4. Главные цели маркетинговой деятельности:
а) получение прибыли;
б) завоевание, удержание и расширение доли на рынке;
в) удовлетворение потребностей потребителей;
г) расширение объемов продаж;
д) получения победы в конкурентной борьбе;
е) банкротство конкурентов;
ж) правильными являются все перечисленные ответы.
5. К комплексу маркетинга относятся:
а) продукт;
б) цена;
в) каналы распределения продукции;
г) маркетинговые коммуникации;
д) информация о рынке;
е) поведение потребителей;
ж) цели организации.
6. Укажите главные характеристики товара в системе маркетинга:
а) потребительские свойства;
б) отличительные особенности;
в) восприятие товара потребителем;
г) все перечисленные характеристики.
7. Максимальная цена товара определяется:
а) величиной спроса на товар;
б) максимальными претензиями на прибыль, существующими в определенной отрасли производства;
в) ценами конкурентов на аналогичный товар;
г) наивысшим уровнем совокупных расходов.
8. Минимальная цена товара определяется:
а) емкостью рынка товара;
б) уровнем совокупных издержек фирмы;
в) коэффициентом эластичности спроса;
г) уровнем переменных издержек.
Ответы: 1 - а-г; 2 - а-г; 3 - а; 4 - д; 5 - а-г; 6 - г; 7 - а; 8 - г.
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Цель маркетинга - сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель - так хорошо познать и понять клиента, чтобы товар или услуга точно подходили последнему и продавали себя сами.
П. Дракер
Действительно, только после того как узнаем, какой именно товар нужен потребителю и который будет пользоваться спросом, мы должны начинать его производство. Для этого нужно провести исследование рынка и выявить его особенности.
IV. Изучение нового материала
Целью маркетингового изучения рынка является его целенаправленное регулирование. Процесс маркетингового исследования состоит из следующих этапов.
1. Определение проблемы и цели исследования.
2. Определение объекта исследования.
3. разработка плана исследования.
4. Сбора информации.
5. Представление результатов и выводов.
Выводы должны содержать информацию о рынке (емкость, тенденции и перспективы развития), конкурентов, потребителей, уровень цен, а также внутренний потенциал предприятия.
Для выбора целевого рынка и особенностей маркетингового воздействия на потребителей важное значение имеет сегментирование.
Сегментация (сегментирование) - процесс разделения рынка на группы потребителей по заранее определенным признакам.
Сегмент рынка - однородная совокупность потребителей, одинаково реагирующих на товар и маркетинговые мероприятия.
Критерии сегментирования потребительского рынка
Критерий |
Параметры для сегментирования |
Географический |
Регион |
Область |
Район |
Размер города или населенного пункта |
Густота |
Климат |
Социально-демографический |
Возраст |
Пол |
Размер семьи |
Состав семьи |
Жизненный цикл семьи |
Уровень доходов на месяц |
Род занятий |
Образование |
Религия |
Национальность |
Миграционные особенности |
Поведенческий |
Регулярность покупок |
Полезность покупки |
Статус пользователя |
Степень использования |
Приверженность марке |
Готовность к покупке |
Психографический |
Социальный класс |
Стиль жизни |
Тип личности |
Моральные ценности |
В зависимости от результатов сегментации предприятие будет использовать определенный вид маркетинга-дифференцированный (для каждого отдельного сегмента) или недифференцированный (маркетинговая деятельность предприятия не отличается на разных сегментах). Попробуйте привести примеры дифференцированного и недифференцированного маркетинга. Для каких сегментов рынка целесообразно применять тот или иной вид маркетинга?
V. Закрепление знаний и умений учащихся
1. Совершите сегментирование предложенных ниже рынков:
1) кондитерский;
2) меховой одежды;
3) автомобилей.
2. Решите тестовые задания.
1. Сегментация - это:
а) деятельность по классификации возможных потребителей в соответствии с качественных особенностей их спроса;
б) определение места для своего товара среди аналогов;
в) стратегия выборочного проникновения на рынок;
г) разделение потребителей на однородные группы;
д) разделение рынка на отдельные части.
2. Руководство компании приняло решение перейти от сегментации на базе демографических критериев сегментации на основе психографических критериев. В этом случае компании следует использовать следующие критерии:
а) личностные характеристики;
б) принадлежность к определенному общественному классу;
в) территориальные особенности;
г) пол;
д) мотивы;
е) стиль жизни.
3. Целевой сегмент рынка - это сегмент:
а) наиболее однородный;
б) с наибольшей массой прибыли и наименьшей конкуренцией;
в) наиболее соответствующий возможностям организации и особенностям развития рынка;
г) который имеет недоступны для других каналы сбыта;
д) с наибольшими размерами и темпами роста.
4. Для сегментации потребительских рынков используются критерии:
а) психографические;
б) политико-правовые;
в) географические;
г) демографические;
д) поведенческие.
5. Выбор нового сегмента по демографическому принципу предполагает использование признаков:
а) тип личности;
б) возраст и этапы жизненного цикла семьи;
в) общественный класс;
г) образ жизни;
д) пол.
6. Условием эффективности сегментации являются:
а) существенный размер предприятия;
б) измеримость сегмента, его доступность и выгодность;
в) применение статистических методов группировки;
г) применение маркетинговых исследований для разработки стратегии.
Ответы: 1 - а; 2 - б, д; 3 - в; 4 - а, в-д; 5 - б, д; 6 - б.
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание
1. Проработать теоретический материал.
2 . Подготовить информационное сообщение о различиях между полевыми и кабинетными исследованиями.