Раздел II
МАТЕРИКИ
Урок № 35
Тема. СВОЕОБРАЗИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА МАТЕРИКА. ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ. ВЫСОТНАЯ ПОЯСНОСТЬ В АНДАХ.
ИЗМЕНЕНИЕ ПРИРОДНЫХ КОМПЛЕКСОВ ЧЕЛОВЕКОМ. СОВРЕМЕННЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Цель: сформировать у учащихся представление об особенностях природных зон Южной Америки; предоставить учащимся систему знаний о растительном и животном мире материка; способствовать углублению понимания учащимися причин возникновения высотной поясности; продолжить формировать у учащихся умение пользоваться ранее приобретенными знаниями, самостоятельно добывать знания из различных источников, умение самостоятельно мыслить, воспитывать самостоятельность, культуру общения.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: физическая карта Южной Америки, карта природных зон мира, картины животного и растительного мира, атласы, учебники.
Опорные и базовые понятия: климатические пояса и области, природные зоны, природные комплексы, сельва, саванны, пампа.
Номенклатура: низменности: Амазонская, Оріноцька, Ла-Плата; плоскогорья: Бразильское, Гвианское; горы Анды.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Организационный момент
Проверка присутствия учащихся, организация внимания.
II. Актуализация опорных знаний и умений
1). Прием «Экспресс-тест»
1. Количество солнечного тепла, получаемого территорией в течение года
в тропических широтах:
а) больше, чем в экваториальных и умеренных широтах;
б) больше, чем в экваториальных, но меньше, чем в умеренных широтах;
в) меньше, чем в экваториальных, но больше, чем в умеренных широтах;
г) меньше, чем в экваториальных и умеренных широтах.
2. В июне максимальное количество солнечного тепла получают территории в:
а) тропических широтах Северного полушария;
б) тропических широтах Южного полушария;
в) экваториальных широтах.
3. Месяц, в котором тропические широты Южного полушария получают наибольшее количество солнечного тепла:
а) январь; б) март; в) июнь; г) сентябрь.
4. Широты, в которых зафиксированы самые высокие абсолютные температуры воздуха:
а) экваториальные; б) тропические; в) умеренные; г) арктические.
5. широты, в которых в течение года господствует пониженное атмосферное давление:
а) экваториальные и тропические; б) тропические и арктические; в) арктические и умеренные; г) умеренные и экваториальные.
6. широты, в которых в течение года господствует повышенное атмосферное давление:
а) экваториальные и тропические; б) тропические и арктические; в) арктические и умеренные; г) умеренные и экваториальные.
7. Ветры, дующие из тропических широт в сторону умеренных:
а) пассаты; б) западные; в) северо-восточные; г) муссоны.
8. Пассаты оказывают наибольшее влияние на климат:
а) Евразии и Южной Америки;
б) Южной Америки и Африки;
в) Африки и Северной Америки;
г) Северной Америки и Евразии.
9. Пассаты приносят влагу в основном на... побережья материков.
а) Северные; б) южные; в) западные; г) восточные.
10. Западные ветры умеренных широт приносят влагу на... побережья материков:
а) северные; б) южные; в) западные; г) восточные.
11. широты, в которых выпадает наибольшее количество осадков:
а) экваториальные и тропические; б) тропические и арктические; в) арктические и умеренные; г) умеренные и экваториальные.
12. широты, в которых выпадает минимальное количество осадков:
а) экваториальные и тропические; б) тропические и арктические; в) арктические и умеренные; г) умеренные и экваториальные.
13. Распределение поясов атмосферного давления по Земле наносит наибольшего влияния на:
а) распределение тепла и влаги;
б) распределение влаги и систему господствующих ветров;
в) систему господствующих ветров и распределение тепла.
14. Тропические воздушные массы характеризуются:
а) высокими температурами и влагосодержанием;
б) высокими температурами и низким содержанием влаги;
в) низкими температурами и высоким содержанием влаги;
г) низкими температурами и влагосодержанием.
15. Воздушные массы, господствующие зимой в субтропическом поясе:
а) экваториальные; б) тропические; в) умеренные; г) арктические.
16. Сезонной сменой воздушных масс характеризуются климатические пояса:
а) экваториальный и тропический;
б) тропический и субэкваториальный;
в) субэкваториальный и субарктический;
г) субарктический и арктический.
2). Прием «Микрофон»
• Назовите основные черты климата Южной Америки.
• Какие климатические пояса имеющиеся на территории материка?
• Чем обусловлена полноводность рек Южной Америки?
• Назовите крупнейшие реки Южной Америки.
• Что такое природная зона?
• Как происходит смена природных комплексов в горах?
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся
Прием «Проблемный вопрос»
Учитель. Распространение природных зон в равнинной части материка происходит так же, как и на других материках,- по закону широтной зональности. Некоторые природные зоны мы изучали при знакомстве с Африкой и Австралией. Но чрезмерная влажность климата Южной Америки обусловило наличие в них своих особых черт. Какие это черты? Нам надо выяснить ответ на этот вопрос в течение урока.
IV. Изучение нового материала
1. Прием «Географический практикум»
• С помощью карт атласа определите названия и количество природных зон Южной Америки.
• От чего зависит смена природных зон на материке?
• Проанализируйте закономерности расположения природных зон в Южной Америке и сравните их с расположением природных зон в Африке и Австралии.
• Почему в Андах наблюдается большое количество высотных поясов?
2. Прием «Творческая лаборатория»
Задание (выполняется в группах). Выявить по картам взаимосвязей между компонентами в одном из природных комплексов Южной Америки. Заполнить схему.
I группа - влажные экваториальные леса;
II группа - саванны и редколесья (льянос);
III группа - субтропический степи (пампа);
IV группа - патагонські пустыни;
V группа - саванны и редколесья (кампос).
3. Прием «Творческая лаборатория»
Задачи. На схеме цифрами обозначены пояса растительности в Андах. Найдите соответствие между цифрой и описанием пояса растительности.
а) горные леса из древовидных папоротників, бамбука;
б) высокогорные луга (парамос);
в) голые скалы;
г) влажные экваториальные леса;
д) вечные снега, ледники;
е) высокогорные леса (кустарники).
4. Прием «Юный исследователь»
Учащиеся выступают с сообщениями, подготовленными к уроку.
V. Закрепление изученного материала
VI. Итог урока
1. Прием «Делаю предсказания»
Учащиеся под руководством учителя определяют и записывают в тетради современные экологические проблемы материка (сокращение численности лам, исчезновение шиншилл, сокращение площадей лесов Амазонки - легких планеты, загрязнение и разрушение окружающей среды и др.).
2. Прием «Делаю вывод»
VII. Домашнее задание
• Проработать соответствующий текст учебника.
• Нанести на контурную карту названия и границы природных зон Южной Америки.
• Подготовить материал о странах Южной Америки по собственному выбору.