География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ГЕОГРАФИИ
7 класс

Раздел II

МАТЕРИКИ

Урок № 35

Тема. СВОЕОБРАЗИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА МАТЕРИКА. ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ. ВЫСОТНАЯ ПОЯСНОСТЬ В АНДАХ.

ИЗМЕНЕНИЕ ПРИРОДНЫХ КОМПЛЕКСОВ ЧЕЛОВЕКОМ. СОВРЕМЕННЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

 

Цель: сформировать у учащихся представление об особенностях природных зон Южной Америки; предоставить учащимся систему знаний о растительном и животном мире материка; способствовать углублению понимания учащимися причин возникновения высотной поясности; продолжить формировать у учащихся умение пользоваться ранее приобретенными знаниями, самостоятельно добывать знания из различных источников, умение самостоятельно мыслить, воспитывать самостоятельность, культуру общения.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: физическая карта Южной Америки, карта природных зон мира, картины животного и растительного мира, атласы, учебники.

Опорные и базовые понятия: климатические пояса и области, природные зоны, природные комплексы, сельва, саванны, пампа.

Номенклатура: низменности: Амазонская, Оріноцька, Ла-Плата; плоскогорья: Бразильское, Гвианское; горы Анды.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Организационный момент

Проверка присутствия учащихся, организация внимания.

 

II. Актуализация опорных знаний и умений

1). Прием «Экспресс-тест»

1. Количество солнечного тепла, получаемого территорией в течение года

в тропических широтах:

а) больше, чем в экваториальных и умеренных широтах;

б) больше, чем в экваториальных, но меньше, чем в умеренных широтах;

в) меньше, чем в экваториальных, но больше, чем в умеренных широтах;

г) меньше, чем в экваториальных и умеренных широтах.

2. В июне максимальное количество солнечного тепла получают территории в:

а) тропических широтах Северного полушария;

б) тропических широтах Южного полушария;

в) экваториальных широтах.

3. Месяц, в котором тропические широты Южного полушария получают наибольшее количество солнечного тепла:

а) январь; б) март; в) июнь; г) сентябрь.

4. Широты, в которых зафиксированы самые высокие абсолютные температуры воздуха:

а) экваториальные; б) тропические; в) умеренные; г) арктические.

5. широты, в которых в течение года господствует пониженное атмосферное давление:

а) экваториальные и тропические; б) тропические и арктические; в) арктические и умеренные; г) умеренные и экваториальные.

6. широты, в которых в течение года господствует повышенное атмосферное давление:

а) экваториальные и тропические; б) тропические и арктические; в) арктические и умеренные; г) умеренные и экваториальные.

7. Ветры, дующие из тропических широт в сторону умеренных:

а) пассаты; б) западные; в) северо-восточные; г) муссоны.

8. Пассаты оказывают наибольшее влияние на климат:

а) Евразии и Южной Америки;

б) Южной Америки и Африки;

в) Африки и Северной Америки;

г) Северной Америки и Евразии.

9. Пассаты приносят влагу в основном на... побережья материков.

а) Северные; б) южные; в) западные; г) восточные.

10. Западные ветры умеренных широт приносят влагу на... побережья материков:

а) северные; б) южные; в) западные; г) восточные.

11. широты, в которых выпадает наибольшее количество осадков:

а) экваториальные и тропические; б) тропические и арктические; в) арктические и умеренные; г) умеренные и экваториальные.

12. широты, в которых выпадает минимальное количество осадков:

а) экваториальные и тропические; б) тропические и арктические; в) арктические и умеренные; г) умеренные и экваториальные.

13. Распределение поясов атмосферного давления по Земле наносит наибольшего влияния на:

а) распределение тепла и влаги;

б) распределение влаги и систему господствующих ветров;

в) систему господствующих ветров и распределение тепла.

14. Тропические воздушные массы характеризуются:

а) высокими температурами и влагосодержанием;

б) высокими температурами и низким содержанием влаги;

в) низкими температурами и высоким содержанием влаги;

г) низкими температурами и влагосодержанием.

15. Воздушные массы, господствующие зимой в субтропическом поясе:

а) экваториальные; б) тропические; в) умеренные; г) арктические.

16. Сезонной сменой воздушных масс характеризуются климатические пояса:

а) экваториальный и тропический;

б) тропический и субэкваториальный;

в) субэкваториальный и субарктический;

г) субарктический и арктический.

 

2). Прием «Микрофон»

• Назовите основные черты климата Южной Америки.

• Какие климатические пояса имеющиеся на территории материка?

• Чем обусловлена полноводность рек Южной Америки?

• Назовите крупнейшие реки Южной Америки.

• Что такое природная зона?

• Как происходит смена природных комплексов в горах?

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Прием «Проблемный вопрос»

Учитель. Распространение природных зон в равнинной части материка происходит так же, как и на других материках,- по закону широтной зональности. Некоторые природные зоны мы изучали при знакомстве с Африкой и Австралией. Но чрезмерная влажность климата Южной Америки обусловило наличие в них своих особых черт. Какие это черты? Нам надо выяснить ответ на этот вопрос в течение урока.

 

IV. Изучение нового материала

1. Прием «Географический практикум»

• С помощью карт атласа определите названия и количество природных зон Южной Америки.

• От чего зависит смена природных зон на материке?

• Проанализируйте закономерности расположения природных зон в Южной Америке и сравните их с расположением природных зон в Африке и Австралии.

• Почему в Андах наблюдается большое количество высотных поясов?

2. Прием «Творческая лаборатория»

Задание (выполняется в группах). Выявить по картам взаимосвязей между компонентами в одном из природных комплексов Южной Америки. Заполнить схему.

 

 

I группа - влажные экваториальные леса;

II группа - саванны и редколесья (льянос);

III группа - субтропический степи (пампа);

IV группа - патагонські пустыни;

V группа - саванны и редколесья (кампос).

3. Прием «Творческая лаборатория»

Задачи. На схеме цифрами обозначены пояса растительности в Андах. Найдите соответствие между цифрой и описанием пояса растительности.

а) горные леса из древовидных папоротників, бамбука;

б) высокогорные луга (парамос);

в) голые скалы;

г) влажные экваториальные леса;

д) вечные снега, ледники;

е) высокогорные леса (кустарники).

 

 

4. Прием «Юный исследователь»

Учащиеся выступают с сообщениями, подготовленными к уроку.

 

V. Закрепление изученного материала

 

VI. Итог урока

1. Прием «Делаю предсказания»

Учащиеся под руководством учителя определяют и записывают в тетради современные экологические проблемы материка (сокращение численности лам, исчезновение шиншилл, сокращение площадей лесов Амазонки - легких планеты, загрязнение и разрушение окружающей среды и др.).

2. Прием «Делаю вывод»

 

VII. Домашнее задание

• Проработать соответствующий текст учебника.

 

• Нанести на контурную карту названия и границы природных зон Южной Америки.

• Подготовить материал о странах Южной Америки по собственному выбору.