География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ГЕОГРАФИИ
7 класс

Раздел II

МАТЕРИКИ

Урок № 34

Тема. ВЛИЯНИЕ КЛИМАТА НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВОД СУШИ. ВОДЫ СУШИ. КРУПНЕЙШИЕ РЕЧНЫЕ СИСТЕМЫ

 

Цель: раскрыть особенности внутренних вод Южной Америки, зависимость от климата и рельефа; продолжить формирование умения работы с картами атласа и текстом учебника; продолжить формирование умения применять ранее полученные знания в стандартных и новых ситуациях; воспитывать культуру общения, самостоятельность, развивать навыки работы с дополнительными источниками географических знаний.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: физическая карта Южной Америки, контурные карты, атласы, учебники, слайды для мультимедийной доски - иллюстрации пейзажей рек, озер и водопадов Южной Америки.

Опорные и базовые понятия: климат, гидросфера, виды суши, река, озеро, подземные воды, болота, роль климата в формировании и распределении вод суши.

Географическая номенклатура: реки: Амазонка, Парана, Ориноко; залив Ла-Плата, водопады: Анхель, Игуасу, озера: Маракайбо, Титикака.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Организационный момент

Проверка присутствия учащихся, их подготовка к уроку, организация внимания.

 

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Прием «Аукцион»

Ученики называют известные им географические объекты материка, показывают их по карте и одним предложением дают их характеристику.

Прием «Блицопрос»

Назовите основные черты рельефа Южной Америки.

Какой океан играет важнейшую роль в увлажнении климата материка? Почему?

Почему пассаты приносят до Южной Америки больше влаги, чем до Австралии и Африки?

Объясните причины возникновения пустыне Атакама на западном побережье Южной Америки.

• Что такое «внутренние воды»? От чего зависит их распространение?

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Прием «Удивлю всех»

Учитель. Большая влажность климата Южной Америки обусловливает значительные запасы внутренних вод материка, который по этому показателю занимает первое место в мире. Наибольшие запасы внутренних вод материка приходятся на реки. Вам уже известно, что в Южной Америке протекает самая полноводная река мира - Амазонка. О ее грандиозность свидетельствуют такие факты: в нижнем течении ее глубина достигает 100 м (для сравнения - глубина Азовского моря 14 м) каждой секунды Амазонка приносит воды в 180 раз больше от Днепра. Но это не все «рекорды». Именно в Южной Америке находится самый большой водопад мира!

 

IV. Изучение нового материала

1. Прием «Микрофон»

• Сделайте предсказание, почему Южная Америка имеет густую речную сетку?

• Реки Южной Америки относятся к бассейнам каких океанов?

• Что является главным водоразделом для рек материка?

• Бассейн какой реки может сравниться с площадью Австралии?

2. Прием «Географическая лаборатория»

Задачи. По картам атласа «Водный режим рек» установите зависимость между характером питания и стоком рек.

3. Прием «Путешествие»

Сообщения учащихся о озера и водопады материка.

4. Прием «Географический вернисаж»

Ученики или учитель комментируют иллюстрации пейзажей рек, озер и водопадов Южной Америки.

 

V. Закрепление изученного материала

1. Прием «Творческая лаборатория»

Задание (работа по вариантам)

I вариант. Определите, какие географические объекты имеют координаты:

72° з. д. 10° ю. ш. (оз. Маракайбо)

55° з. д. 26° ю. ш. (вдп. Игуасу)

63° з. д. 6° ю. ш. (вдп. Анхель)

58° з. д. 34° ю. ш. (устье Параны)

69° з. д. 16° ю. ш. (оз. Титикака)

 

II вариант. Постройте сравнительные диаграммы длины рек Южной Америки по данным:

 

 

 

 

2. Практическая работа № 8. Нанесение на контурную карту географических объектов

3. Прием «Микрофон»

• Почему Амазонка имеет много притоков?

• Почему Амазонка всегда полноводная?

• Назовите другие крупные реки Южной Америки. Покажите их на карте.

 

VI. Итог урока

Прием «Делаю вывод»

Заключительное слово учеников.

 

VII. Домашнее задание

• Проработать соответствующий материал учебника.

• Подготовить дополнительный материал о растительном и животном мире Южной Америки, современные экологические проблемы.