Раздел II
МАТЕРИКИ
Урок № 34
Тема. ВЛИЯНИЕ КЛИМАТА НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВОД СУШИ. ВОДЫ СУШИ. КРУПНЕЙШИЕ РЕЧНЫЕ СИСТЕМЫ
Цель: раскрыть особенности внутренних вод Южной Америки, зависимость от климата и рельефа; продолжить формирование умения работы с картами атласа и текстом учебника; продолжить формирование умения применять ранее полученные знания в стандартных и новых ситуациях; воспитывать культуру общения, самостоятельность, развивать навыки работы с дополнительными источниками географических знаний.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: физическая карта Южной Америки, контурные карты, атласы, учебники, слайды для мультимедийной доски - иллюстрации пейзажей рек, озер и водопадов Южной Америки.
Опорные и базовые понятия: климат, гидросфера, виды суши, река, озеро, подземные воды, болота, роль климата в формировании и распределении вод суши.
Географическая номенклатура: реки: Амазонка, Парана, Ориноко; залив Ла-Плата, водопады: Анхель, Игуасу, озера: Маракайбо, Титикака.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Организационный момент
Проверка присутствия учащихся, их подготовка к уроку, организация внимания.
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Прием «Аукцион»
Ученики называют известные им географические объекты материка, показывают их по карте и одним предложением дают их характеристику.
Прием «Блицопрос»
• Назовите основные черты рельефа Южной Америки.
• Какой океан играет важнейшую роль в увлажнении климата материка? Почему?
• Почему пассаты приносят до Южной Америки больше влаги, чем до Австралии и Африки?
• Объясните причины возникновения пустыне Атакама на западном побережье Южной Америки.
• Что такое «внутренние воды»? От чего зависит их распространение?
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся
Прием «Удивлю всех»
Учитель. Большая влажность климата Южной Америки обусловливает значительные запасы внутренних вод материка, который по этому показателю занимает первое место в мире. Наибольшие запасы внутренних вод материка приходятся на реки. Вам уже известно, что в Южной Америке протекает самая полноводная река мира - Амазонка. О ее грандиозность свидетельствуют такие факты: в нижнем течении ее глубина достигает 100 м (для сравнения - глубина Азовского моря 14 м) каждой секунды Амазонка приносит воды в 180 раз больше от Днепра. Но это не все «рекорды». Именно в Южной Америке находится самый большой водопад мира!
IV. Изучение нового материала
1. Прием «Микрофон»
• Сделайте предсказание, почему Южная Америка имеет густую речную сетку?
• Реки Южной Америки относятся к бассейнам каких океанов?
• Что является главным водоразделом для рек материка?
• Бассейн какой реки может сравниться с площадью Австралии?
2. Прием «Географическая лаборатория»
Задачи. По картам атласа «Водный режим рек» установите зависимость между характером питания и стоком рек.
3. Прием «Путешествие»
Сообщения учащихся о озера и водопады материка.
4. Прием «Географический вернисаж»
Ученики или учитель комментируют иллюстрации пейзажей рек, озер и водопадов Южной Америки.
V. Закрепление изученного материала
1. Прием «Творческая лаборатория»
Задание (работа по вариантам)
I вариант. Определите, какие географические объекты имеют координаты:
72° з. д. 10° ю. ш. (оз. Маракайбо)
55° з. д. 26° ю. ш. (вдп. Игуасу)
63° з. д. 6° ю. ш. (вдп. Анхель)
58° з. д. 34° ю. ш. (устье Параны)
69° з. д. 16° ю. ш. (оз. Титикака)
II вариант. Постройте сравнительные диаграммы длины рек Южной Америки по данным:
2. Практическая работа № 8. Нанесение на контурную карту географических объектов
3. Прием «Микрофон»
• Почему Амазонка имеет много притоков?
• Почему Амазонка всегда полноводная?
• Назовите другие крупные реки Южной Америки. Покажите их на карте.
VI. Итог урока
Прием «Делаю вывод»
Заключительное слово учеников.
VII. Домашнее задание
• Проработать соответствующий материал учебника.
• Подготовить дополнительный материал о растительном и животном мире Южной Америки, современные экологические проблемы.