Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии 7 класс

Раздел II. РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ

 

Тема 2. Высшие споровые растения

 

УРОКИ 32-33

Тема. Отделы Плауновидные и Хвощеподібні, их разнообразие и значение

Лабораторная работа № 13. Особенности строения плауна булавовидного и хвоща полевого

 

Цель. Ознакомить учащихся с особенностями строения плаунообразные и хвощеподібних, процессами их жизнедеятельности, роли в природе и жизни человека.

Основные понятия и термины: спорофіл, стробіл, рівноспорові и різноспорові растения,* споры, каменный уголь, эпидерма, кора, проводящие ткани, узлы, междоузлие, корневище.

Методы и методические приемы: словесные (рассказ, беседа (подготовительная), рассказ с элементами беседы); наглядные (демонстрация оборудования); практические (выполнение лабораторной работы); репродуктивные (беседа) и поисковые (эвристическая беседа, создание и решения проблемных ситуаций); самостоятельная работа учащихся с учебником; методы контроля и самоконтроля (тесты).

Оборудование: таблицы с изображением древовидных хвощей и плаунов, рисунки плаунов, занесенных в Красную книгу Украины, современных хвощей, гербарные образцы и коллекции видового разнообразия хвощей, плаунов, иллюстрации учебника.

Тип урока комбинированный.

 

Структура урока

Этапы урока

Время, мин.

1.

Организационный момент.

1

2.

Проверка выполнение домашнего задания.

10

3.

Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

3

4.

Восприятие и первичное осмысление нового материала.

14

5.

Обобщение и систематизация изученного.

10

6.

Итоги урока, аргументация оценок.

5

7.

Домашнее задачи.

2

 

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания.

Тесты:

1. В цикле воспроизводства мохообразных преобладает:

а) спорофит;

б) гаметофіт.

 

2. Спорофит у мхов обычно представлен:

а) коробочкой с ножкой;

б) отдельным растением.

 

3. К субстрата мохообразные прикрепляются:

а) корнями;

б) ризоїдами.

 

4. К мхов с пластинчатой строением талом относятся:

а) маршанція;

б) политрих обыкновенный;

в) сфагновые мхи.

 

5. Спорогон маршанції состоит из:

а) ножки и коробочки;

б) талом;

в) стебля и листьев.

 

6. Сфагновые мхи имеют ... строение:

а) листкостеблову;

б) таломну.

 

7. Мхи участвуют в образовании:

а) каменного угля;

б) торфа.

 

8. Животные мохообразные...

а) едят;

б) не едят.

 

9. Мхи впитывают влагу из:

а) почвы;

б) воздух;

в) почвы и воздуха.

 

10. Развитие гаметофіту мхов начинается с:

а) нитчатой стадии;

б) семени;

в) образование зиготы;

г) споры.

 

11. Спорогон прикрепляется к гаметофіту:

а) ризоїдами;

б) гаусторієм клеток или стопой;

в) корнями.

 

12. Тело сфагнума состоит из:

а) мертвых водоносных;

б) живых фотосинтезирующих;

в) мертвых водоносных и живых фотосинтезирующих.

 

3. Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Подготовительная беседа. Знаете ли вы, с чего образовался каменный уголь ? Научные исследования свидетельствуют, что в древние времена такие растения, которые сейчас представлены в основном травянистыми формами: плауны, хвощи и папоротники, были основой лесов. Именно с этих растений после их отмирание образовался каменный уголь. Демонстрация рисунков учебника или таблицы с древовидными хвощами и плаунами.

В современном растительном царстве плауновидные и хвощеподібні занимают значительно более скромное место. В некоторый период эволюции нашей планеты их вытеснили покрытосеменные растения, значительно лучше приспособлены к условиям среды.

Но с познавательной точки зрения это чрезвычайно интересные растения. Кроме того, многие представители этих отделов есть лекарственными растениями.

 

План

1. Общая характеристика плаунообразные и хвощеподібних.

2. Значение в природе и жизни человека.

3. Выполнение лабораторной работы.

 

4. Восприятие и первичное осмысление нового материала.

Общая характеристика плаунообразные и хвощеподібних

Демонстрация рисунков учебника или таблиц. На рисунке представлены современные представители плаунообразные: селягінела и плаун булавоподібний.

Во флоре Украины распространено 19 видов плаунов. Среди них в Красную книгу Украины занесено 7 видов: дифазиаструм сплюснутый, плаун годичный, лікоподієлу пойменную, баранец обыкновенный, плаунок швейцарский, плаунок плауноподібний, молодильник озерный.

Рассказ с постепенным заполнения таблицы практикума (урок 31).

Плауновидные

• Особенности строения надземной части: спорофит плаунов - это нормально развитое растение, которое имеет корень, стебель, листья. Стебель ползучий, ветвистый, дает вертикальные ветвистые побеги высотой до 25 см, густо покрыто листьями, подобными удлиненных заостренных чешуек. Они растут обычно одиночно в лесах, на влажных лугах, в высокогорьях.

• Особенности строения подземной части: в плаунообразные уже есть настоящие корни.

• Фотосинтезуючі органы: молодой плаун имеет зеленые листья.

• Органы, в которых образуются споры: вертикальные побеги заканчиваются спороносными колосками.

• Жизненный цикл: преобладает спорофит. Созревшие спорангии лопаются и из них высыпаются золотисто-желтые споры. При соответствующих условиях из споры вырастает небольшой заросток (гаметофіт). Гаметофіт развивается в почве (в симбиозе с грибом) в течение 12-15 лет, имеет ризоїди, хлоропласты отсутствуют. Гаметофіт дает начало зародышу спорофита, а потом - взрослому растению.

• Основные представители: плаун булавоподібний, плаун баранец.

· Значение в природе и жизни человека: споры плауна используют как детскую присыпку, в литейном деле - для обсыпки форм при обжиге чугуна, для фейерверков и бенгальских огней. Много тропических видов культивируют в оранжереях или комнатных условиях как тропические растения.

Информация для более детального объяснение (при необходимости). Современные плауны - это травянистые многолетние вечнозеленые растения. Главной особенностью строения плаунов является дихотомическое ветвления стебля и корней. На стебле образуются мелкие листья - мікрофільні (от греческого микрос, что означает “малый”, и филон - “листок”). Они возникли как боковые выросты на осевом органе у предков плаунообразные.

В плаунообразные уже есть настоящие корне. Строение стебля относительно сложная: эпидермис, кора и проводящие ткани.

Учитель рисует схему:

 

 

или иллюстрирует свой рассказ с помощью таблицы.

Над побегами растения поднимаются многочисленные желтовато-зеленые колоски - стробилы. Они состоят из листьев, на которых расположены спорангии (спорофіли). В спорангіях образуются споры, из которых вырастают новые растения. Но их рост очень своеобразный. Споры попадают в почву, где могут сохраняться, не прорастая, в течение многих лет.

После прорастания образуется заросток, в клетки которого проникают нити гриба. Если этого не произойдет, то заросток плауна погибнет, ибо он не способен к фотосинтезу. Заросток живет и развивается только за счет выделений гриба, который поселяется в его клетках. Вместе с грибом заросток плауна постепенно разрастается, развиваясь очень медленно. Он превращается в маленькую буровато-кремовая бульбочку, которая живет в симбиозе с грибом до 10-18 лет. Весь этот период заросток питается за счет гриба. На заростку образуются половые органы. После оплодотворения яйцеклетки развивается молодой плаун. Он питается за счет тканей заростка течение нескольких лет. Гаметофіт и спорофит живут самостоятельно достаточно долго. Спорофит, что появляется непосредственно на заростку, сначала паразитирует на теле материнской растения (гаметофіті). Этот паразитизм длится довольно долго, хотя молодой плаун имеет зеленые листья и способен к фотосинтезу. Постепенно гаметофіт (заросток) отмирает, а спорофит переходит на самостоятельное питание.

Хвощеподібні {Демонстрации строения хвощей на таблице или на рисунках учебника коллекций видового разнообразия)

• Особенности строения надземной части: у хвощей побег разделен на узлы и междоузлие. В узлах кольцами размещены боковые веточки. Листья хвощей редуцированные, мелкие, шиловидные, расположены кольцами.

· Особенности строения подземной части: подземная часть хвощей представлена корневищем, также делится на узлы и междоузлие. От него отходят придаточные корни. Корневище является органом вегетативного размножения.

• Фотосинтезуючі органы: стебель.

· Органы, в которых образуются споры: коричневые неветвистые стебли, на верхушке которых образуется спороносный колосок (стробіл). После вызревания спор побеги отмирают.

· Жизненный цикл: преобладает спорофит. После прорастания споры образуется гаметофіт, который значительно редуцирован. У хвощей это самостоятельно существующие расчленены пластины, на которых образуются половые органы и клетки. После слияния гамет образуется новый спорофит.

• Основные представители в Украине: хвощ полевой, хвощ лесной, хвощ большой, хвощ луговой, хвощ болотный.

· Значение в природе и жизни человека: небольшое хозяйственное значение. Летние вегетативные побеги хвоща полевого используются как мочегонное и кровоостанавливающее средство.

 

Информация для углубленного объяснение (при необходимости).

У хвощей побег разделен на узлы и междоузлие. В узлах кольцами размещены боковые веточки.

Фотосинтезуючим органом является стебель. Листья значительно редуцированные и образуют влагалище, что прикрывает узел. Они имеют вид зубцов, что срослись у основания. Подземная часть хвощей представлена корневищем, которое также делится на узлы и междоузлие. От него отходят дополнительные корни.

В жизненном цикле как хвощей, так и плаунов преобладает спорофит. У хвощей спорангии образуются на щитках - боковых выростах стебли, которые тоже собраны в стробилы. Есть также хвощи, имеющих специальные спороносные побеги. Среди плаунов есть ровно - и різноспорові виды, хвощи - рівноспорові растения.

После прорастания споры образуется гаметофіт, который значительно редуцирован. В різноспорових плаунов гаметофіт развивается, не оставляя оболочки споры. У хвощей это самостоятельно существующие расчлененные пластины, на которых образуются половые органы и клетки. После слияние гамет появляется новый спорофит.

Учитель делит класс на две части и дает им творческое задание: с помощью стрелочек изобразить в тетради жизненный цикл плауна (левая часть класса) и хвоща (правая часть).

Учитель проверяет рисунки нескольких учеников и продолжает рассказ.

Основными представителями плаунообразные в Украине есть плаун булавоподібний. Среди хвощей - хвощ полевой, хвощ лесной, хвощ луговой, хвощ болотный, хвощ большой.

 

Значение в природе и жизни человека

Как и мхи, хвощи и плауны животные не едят. их роль в природе незначительна. Люди используют некоторые виды как лекарственные растения и декоративные растения. Споры плаунов применяют в фасонном литье, пиротехнике. Хвощ полевой является индикатором кислых почв и злостным сорняком. Вымершие хвощи и плауны образовали значительные залежи каменного уголь.

Важное практическое значение имеют такие плауны: альпийский, барашек, булавоподібний, обоюдоострый, пойменный, колючий, сплющенный. За использованием их делят на две группы. Отдельно используют плаун баранец, другие имеют схожее применение.

Плауном баранцом лечат людей, которые злоупотребляют спиртными напитками. Сочетание употребления отвара баранца и водки вызывает сильное отвращение и рвота, которая много раз может повторяться. Таким образом у больных формируется отвращение к алкоголю.

Другими видами плаунов (спорами) присыпают опрелости у младенцев, лечат экземы, пролежни, раны, ожоги и отморожения. Отвар спор помогает при воспалительных болезнях почек и мочевого пузыря, печеночных и почечных коликах.

С хвощеподібних лечебные свойства проявляет хвощ полевой. Препараты из этого растения назначают больным на туберкулез, при заболеваниях почек, кровотечения из мочевых путей (оказывает кровоостанавливающее действие), людям пожилого возраста, как средство, восполняет количество Кремния в организме.

 

Лабораторная работа № 13

Тема. Особенности строения плауна булавовидного и хвоща полевого. Цель. Ознакомиться с внешним строением хвоща полевого и плауна булавовидного; выявить черты различия.

Оборудование и материалы: гербарные образцы хвоща полевого и плауна булавовидного, лупа, учебник.

 

Ход работы

1. Рассмотрите внешнее строение бурого весеннего побега хвоша полевого. Найдите корни, стебель с зачаточными листьями, собрание спорангиев на верхушке побега.

2. Рассмотрите внешнее строение летнего побега. Найдите главный стебель с узлами и междоузлиями, боковые зеленые стебли.

3. Схематично нарисуйте обе растения. На рисунке обозначьте корни, стебель, стробіл.

4. Рассмотрите внешнее строение плауна булавовидного. Найдите корни, стебель, листья, стробіл.

5. Схематично нарисуйте растение. Обозначьте корни, стебель, стробіл.

6. Заполните таблицу.

 

Сравнительная характеристика плауна и хвоща

Вопросы для сравнения

Хвощ полевой

Плаун булавоподібний

1. Органы (корень, побег)

 

 

2. Доли побега (стебель, листья)

 

 

3. Типы побегов (вегетативный, спороносный)

 

 

4. Ветвления стебля (вилчасте, мутовчатое)

 

 

 

Черты различия подчеркните зеленым цвету.

Сделайте выводы по результатам выполненной работы.

 

5. Обобщение и систематизация изученного.

1. Контрольно-оценочная беседа

Какие растения относятся к высшим споровых растений? Какие виды высших споровых растений вы изучили в течение двух (трех) уроков? Какие общие признаки обнаружили в их строении, образе жизнедеятельности? Какие отличительные признаки? (Беседа по сравнительной таблицей, урок 31).

 

6. Итоги урока, аргументация оценок.

7. Домашнее задание. Изучить соответствующий параграф в учебнике. К тексту параграфа написать шпаргалку. Это может быть схема, рисунок, краткий текст.

_________________________________________________________________________

* Обозначены понятия и сроки, предназначенные для углубленного изучения (при необходимости).