Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Биология конспекты всех уроков 8 класс

ХОРДОВЫЕ ЖИВОТНЫЕ. БЕЗЧЕРЕПНІ. РЫБЫ.

 

В этой теме школьники знакомятся с общей характеристикой типа Хордовые, к которого входят подтипы Безчерепні и Черепные (Позвоночные ), изучают хрящевых и костных рыб, их разнообразие, поведение, роль в водных экосистемах и значение в жизни человека. Получают представление о рыбное хозяйство и охрану рыб.

 

УРОК № 31

 

Тема. Тип Хордовые. Подтип Безчерепні. Подтип Черепные (Позвоночные). Лабораторная работа № 10 «Внешнее и внутреннее строение ланцетника» (на постоянных микропрепаратах).

Цель: ознакомить учащихся с общей характеристикой типа Хордовые, рассказать о особенности строения, жизнедеятельности и классификации хордовых.

Оборудование и материалы: учебник [1], тетради [2], [3], фотографии, рисунки, плакаты, схемы, позволяющие иллюстрировать особенности строения, жизнедеятельности и классификации хордовых.

Базовые понятия и термины: тип Хордовые, хорда, внутренний скелет.Тип урока: изучение нового материала.

 

Ход урока

И. Организационный этап

Проверка домашнего задания

Учитель проверяет в тетради [2] наличие выполненной лабораторной работы № 10 «Внешняя и внутреннее строение ланцетника». Спрашивает, что осталось непонятным, были трудности в ее исполнении, отвечает на вопросы школьников.

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Обсуждение проблемы

Сравните преимущества и недостатки наружного скелета и внутреннего скелета. Какой из этих типов скелета лучший?

III. Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

1. Общая характеристика типа Хордовые

Вопрос, поставленный в начале урока, не имеет однозначного ответа. Конечно, внутренний костяк имеет много преимуществ, но сказать, что он лучший от внешнего нельзя, потому что наиболее процветающие на Земле животные - это членистоногие. Однако обсуждение этого вопроса позволит вызвать интерес к хордовых и перейти к их общей характеристики.

Типа Хордовые принадлежит почти 43 тысяч видов животных, заселивших моря, океаны, реки и озера, поверхность и почву континентов и островов. Внешний вид и размеры хордовых животных разнообразны, так же как и их размеры: от мелких рыбок и лягушек в 2-3 см до гигантов (некоторые виды китов достигают длины 30 метров и массы 150 тонн).

Но, несмотря на огромное разнообразие представителей типа Хордовые, им свойственны общие черты организации:

1. Осевой скелет представлен хордой - упругим стержнем, расположенным вдоль спинной части тела животного. В течение всей жизни хорда сохраняется только у низших групп типа. У большинства высших хордовых она есть только на эмбриональной стадии развития, а у взрослых замещается позвоночником.

2. Центральная нервная система имеет вид трубки, полость которой заполнена спинномозговой жидкостью. У позвоночных животных передний конец этой трубки расширяется в виде пузырей и превращается в головной мозг, в тулубному и хвостовом отделах она представлена спинным мозгом.3. Передний отдел пищеварительной трубки - глотка - пронизана жаберными щелями, с помощью которых она сообщается с внешней средой. У наземных животных щели есть только в ранний период зародышевого развития, а у водных хордовых они сохраняются в течение всей жизни.

4. Кровеносная система замкнутая, сердце расположено на брюшной части, под хордой и пищеварительной трубкой.

Рядом с указанными особенностями хордовых необходимо назвать также следующие характерные черты их организации, которые, однако, кроме хордовых имеются и в представителей некоторых других типов.

Хордовые, так же как и иглокожие, имеют вторичный рот. Ембріонально он образуется путем прорыва стенки гаструли на конце, противоположном гастропору. На месте же зарастание гастропора формируется анальное отверстие.

Полость тела у хордовых вторичная (целом). Этот признак сближает хордовых с иглокожими и кольчатыми червями.

Метамірне расположение многих органов особенно четко выражено у зародышей и низших хордовых. У высших их представителей в связи с общим осложнением строения метамера выражена слабо.

Хордовим свойственна двусторонняя (билатеральная) симметрия тела. Как известно, этим признаком кроме хордовые обладают многие группы беспозвоночных животных.

Эволюционно представители разных классов хордовых характеризуются морфофізіологічною преемственностью во всех системах органов, что прослеживается в изменении гомологичных органов.

Тип Хордовые подразделяется на подтипы: Безчерепні, Оболонники, Позвоночные, или Черепные.

2. Классификация типа Хордовые

Чаще всего выделяют три подтипа хордовых (иногда четыре). Высшим подтипом являются позвоночные, к которых принадлежит порядка 95 % всех видов хордовых. Из низших хордовых выделяют безчерепних и оболонників. Наиболее древний и самый примитивный подтип, представители которого занимают промежуточное положение между беспозвоночными и хордовыми животные выделяют в отдельный тип животных - напівхордові.

Ниже перечисленные три общепризнанных подтипы хордовых вместе с классами, входящими к ним (слово «класс» не указывается).

Надо знать, что существует достаточно много альтернативных классификаций позвоночных.

Очень часто применяется несистематическая группа Беспозвоночные, которая включает два других подтипы хордовых и все остальные типы животных. Ее использование подчеркивает доминирующее положение, которое занимают позвоночные в животном мире.

 

3. Подтип Безчерепні

Разговор о принципах классификации позволяет перейти к непосредственной классификации хордовых, которая основана на различиях в строении физиологических систем: опорно-двигательного аппарата, нервной системы, кровеносной системы и т.д.

Подтип Безчерепні включает один класс - Головохордові. В этом классе один ряд - Ланцетникоподібні.з одной семьей Ланцетникові.

Безчерепні - немногочисленная группа (около 30 видов) наиболее примитивных исключительно морских хордовых животных. Они распространены в умеренных и теплых морях Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Встречаются в Черном и Японском морях.

Ланцетники-бранхіостоми живут в прибрежных мелководных участках морей, зарывшись задним концом тела в субстрат дна. Предпочтение отдают песчаным почвам. Потревоженный прикосновением или светом ланцетник быстро выскакивает из убежища и, проплыв немного, зарывается снова. Ланцетники-амфіоксиди встречаются в планктоне открытых частей океанов.

Питаются ланцетники диатомовыми водорослями, детритом, зоопланктоном. Размножаются в теплое время года, например, в Черном море - с конца мая до начала августа. Оплодотворение у них внешнее: половые продукты одновременно выбрасываются самками и самцами в воду.

Ланцетник - популярный объект исследований зоологов, что объясняется особенностями его строения. Все основные признаки типа Хордовые хранятся в нем пожизненно. Изучение строения ланцетника является важным для понимания принципов организации хордовых, происхождение и формирование позвоночных животных в процессе эволюции. Считают, что особенности строения предков позвоночных были близки к таким, как у ланцетника.

4. Подтип Позвоночные (Черепные)

Позвоночные, или Черепные, - высший подтип хордовых. По сравнению с безчерепними и оболонниками они отличаются более высоким уровнем организации. Среди позвоночных нет видов, которые ведут сидячий (прикрепленный) образ жизни. Они широко перемещаются в пространстве, активно разыскивая и захватывая пищу, находя для размножение особей другого пола, спасаясь от преследования врагов.

Активные перемещения обеспечивают позвоночным животным возможность смены мест обитания в зависимости от изменений условий существования и потребностей на разных этапах их жизненного цикла, например, при развитии, половом созревании, размножении, зимовках и т. д. Указанные совместно биологические черты позвоночных прямо связаны с особенностями их организации.

Нервная система позвоночных значительно более дифференцирована, чем у низших хордовых. У всех животных этого подтипа развит головной мозг, функционирование которого приводит высшую нервную деятельность - основу пристосовувальної поведения. Для позвоночных характерно наличие разнообразных и сложно устроенных органов 'чутье, что обеспечивают связь между организмом и внешней средой.

С развитием головного мозга и органов чувств связано возникновение черепа, служит надежным защитным футляром для этих крайне нежных и важных органов. Как осевой скелет вместо хорды у подавляющего большинства животных формируется более совершенное и прочное образование - позвоночный столб, выполняющий роль не только опорного стержня тела, но и футляра, который содержит в себе спинной мозг.

В области переднего отдела кишечной трубки возникают подвижные части скелета, с которых формируется ротовое, а у огромного большинства - челюстной аппарат, что обеспечивает захватывания, утриувамання пищи, а у высших позвоночных и измельчения ее.

Общий обмен веществ у позвоночных несравненно более высокий, чем у низших хордовых. В связи с этим надо указать на характерные черты организации: наличие сердца обуславливает быстрый кровообращение, в системе выделения почки надежно обеспечивают выведение из организма растущего количества продуктов обмена.

Указанные черты высшей жизненной организации обусловили широкое распространение позвоночных и проникновение их во все жизненные среды. Это обстоятельство, а также обилие и разнообразие видов позвоночных делают их важнейшим элементом природных биоценозов.

К подтипа Позвоночные относятся следующие основные классы: Хрящевые и Костные рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.

ИV.Узагальнення, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Работа с учебником

Школьники рассматривают рисунки нас. 133, знакомятся с внешней и внутренней строение ланцетника. Затем отвечают на вопросы 4,5 на стр. 134.

Работа с тетрадью

Выполнить задания в тетради [3, с. 46-48].

V.Самостійна работа учащихся

Пользуясь тетрадью [2], или тетрадкой [3, вкладыш, стр. 11], школьники выполняют лабораторную работа № 10 «Внешнее и внутреннее строение ланцетника» (на постоянных микропрепаратах).

Потом знакомятся с рубрикой «Запомните самое важное» на с. 134, при необходимости записывают выводы в тетрадь.

VI. Итоги урока

Школьники самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание на те новые знания, которых они приобрели в процессе этого урока.

VII.Домашнє задачи

В учебнике [1] прочитать § 31, ответить на вопросы 1-3 после параграфа на с. 134.

В тетради [3, с. 46-48] выполнить задание.