РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК
Тема 5.
ДЫХАНИЕ
УРОК 32. Значение дыхания. Строения и
функции органов дыхания
Образовательная цель: дать понятие о
значение дыхания как процесса, необходимого для жизни, установить взаимосвязь
строения и функций органов дыхания.
Основные понятия и термины: дыхание,
носовая полость, гортань, трахея, бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы,
легкие, легочная плевра, плевральная жидкость, внутреннее дыхание.
Оборудование: таблица «Органы
дыхание», муляжи гортани и торса человека, влажный препарат «Органы дыхания
млекопитающего».
Структура урока, основное содержание и
методы работы
I. Актуализация опорных знаний
учащихся.
Беседа.
- Что такое дыхание?
- Все живые организмы дышат?
- Как дышат животные?
- В чем заключается отличие водного
типа дыхания от наземного?
- Что такое аэробное, анаэробное
дыхания?
- С какой системой организма тесно
связана дыхательная и почему?
II. Мотивация учебной деятельности.
Без пищи человек может прожить несколько
недель, без воды - несколько дней, а без воздуха - 5-6 минут. Когда-то человеку
очень нужно, она говорит: «Мне это нужно как воздух». Гиппократ назвал
воздух «пастбищем жизни».
III. Изучение нового материала.
1. Общая характеристика процессов
дыхание. (Рассказ учителя с элементами беседы. Составление схемы.)
Внешнее дыхание
↑ ↓
Вентиляция легких (обмен воздуха между
внешней средой и альвеолами легких)
↑ ↓
Диффузия газов в легких (обмен газов
между альвеолярным воздухом и кровью)
↑ ↓
Транспорт газов кровью. Диффузия
газов в тканях (обмен газов между кровью и тканями)
↑ ↓
Внутреннее (тканевое) дыхание
(потребление кислорода клетками и выделение углекислого газа)
2. Функции дыхательной системы. (Беседа
с использованием схемы.)
- Какие функции выполняет дыхательная
система?
3. Строение и функции органов дыхания.
Работа в группах. Учащиеся класса
объединяются в группы. Каждая группа получает задание.
Задание для группы №1.
Строение и функции носовой полости:
- Проработайте материал учебника.
- Изучите строение носовой полости.
- Какие функции структур носовой полости?
- Обоснуйте утверждение: «Нужно
дышать только носом».
Задание для группы №2.
Строение и функции носоглотки,
глотки, гортани:
- Проработайте материал учебника,
рассмотрите модель гортани.
- Изучите строение и функции
носоглотки, глотки.
- Изучите строение и функции гортани.
- Почему у человека меняется голос от
насморком, потери зубов, когда во рту есть еда?
- Почему Человек не может говорить без
языка?
- Почему шимпанзе не разговаривает?
Задание для группы №3.
Строение и функции трахеи, бронхов:
- Проработайте материал учебника.
- Изучите строение и функции трахеи.
- Изучите строение и функции бронхов.
- Почему трахея имеет полукольца, а
бронхи - кольца из хрящевой ткани?
Задание для группы №4.
Строение и функции легких:
- Проработайте материал учебника,
рассмотрите модель легких.
- Изучите строение легких.
- Изучите функции, которые выполняют
легкие.
- Объясните биологическое значение появления
у млекопитающих альвеол и увеличение их количества в человека.
- Проведите опыт и объясните его.
В сосуд с водой опустите сыра
легкое и вареную. Почему сырая легкое не тонет в воде?
IV. Закрепление знаний учащихся.
Из перечня органов дыхательной системы
(1-10) выберите правильные полные ответы (I-XII) и зашифруйте их.
1. Слизистая оболочка.
2. Легочные альвеолы.
3. Легкие.
4. Бронхи.
5. Трахея.
6. Надгортанник.
7. Гортань.
8. Хрящевые полукольца.
9. Плевра.
10. Носовая полость.
I. Не пропускает пищи в гортань.
II. Не дают трахее сужаться.
III. Очищает воздух, который вдыхаем,
от пыли и микробов и согревает.
IV. Поверхностный слой дыхательных
путей.
V. Начальная часть дыхательного
пути.
VI. Устилает внешнюю поверхность
легких.
VII. Покрывает стенку грудной
полости изнутри.
VIII. Содержит голосовые связки.
IX. Самая длинная часть дыхательного
пути.
X. Путь воздуха, который вдыхают, после
гортани до легочных капилляров.
V. Домашнее задание.
Изучить соответствующую тему с
учебника. Подготовить сообщение о Кесонову болезнь.