5.1. Методика обучения фонетики, графики, орфоэпии
Во время изучения фонетики - учение о звуках и звуковую систему языка ученики
оперируют единицами трех систем: фонетическому, фонологічною и графической.
Поэтому особенности усвоения фонетики и графики украинского языка заключаются в
поэтапном формировании орфоэпических и орфографических умений и навыков в связи с
изучением фонетики, морфеміки, словообразования и морфологии. Все однотипные
правописные факты украинского языка обобщены и подаются в виде
орфографических правил, которые освобождают учащихся от необходимости запоминать
написание каждого слова и обеспечивают умение писать правильно группу слов,
объединенных на основе фонетической или грамматической общности.
Сознательное овладение орфографічним правилу невозможно без надлежащих фонетических или
грамматических знаний. Именно поэтому в учебниках принят такой порядок расположения
орфографических правил: сначала представлен теоретический материал по фонетике или
грамматики, а затем - соответствующее правило правописания.
В дидактике одним из основных условий успешного усвоения научной информации
требование включать новые знания в систему приобретенных учащимися ранее. Поэтому целесообразно
работу с фонетической орфографии проводить так, чтобы теоретические знания стали
основой для понимания сути правила.
Хоть изучение звуковой системы украинского языка осуществляется по принципам
преемственности и перспективности, однако в школьном курсе языка четко выделяется
четыре этапа изучения фонетики: 1) пропедевтический этап (начальные классы): 2)
систематическое изучение фонетики, графики, орфоэпии (5, 6 класс); 3) рассмотрение
фонетических явлений при изучении строения слова, словообразования и грамматики (5-9 классы);
4) этап обобщения и систематизации изученного (10-11(12) классы). Ученики 1-4
классов на уроках языка, чтения и письма совершенствуют навыки правильного
произнесение звуков речи и обозначение их буквами на письме, учатся различать
понятие звук и буква, делить слова на слоги, определять ударные и не
ударные слоги, гласные и согласные звуки, различать твердые и мягкие,
звонкие и глухие согласные, обозначать звуки буквами. Прорабатываются и
соответствующие правила правописания, в частности обозначения мягких согласных, употребление
апострофа, чередование звуков, написания не ударных е, и, о.
Следуя принципу преемственности, учителю-словеснику необходимо в 5-9 классах
организовывать систематическое повторение и закрепление знаний и навыков,
полученных учащимися в младших классах.
Так, во время изучения правил употребления мягкого знака необходимо актуализировать
знания о мягкие согласные украинского языка, умение их определять в словах;
изучая правописание не ударных е, и знания о ударение, строение слова (корень,
основу, суффикс, приставка, окончание).
Во время обработки орфографических правил важно добиться, чтобы учащиеся не
зазубривали, а осознавали их содержание. Этому способствует индуктивный подход к
объяснение материала (от наблюдений над языковыми явлениями к выводу-обобщение),
который целесообразно использовать при изучении правил, охватывающих фонетические и
морфологические написания.
Несмотря на то, что в средних и старших классах усваиваются научные основы
украинской фонетики, теоретический материал изучается поэтапно. При этом
учитываются пробелы в знаниях пропедевтического курса языка (1-4 классы) и
умение учащихся правильно артикулировать и различать отдельные звуки.
Прорабатывая звуковую и графическую системы украинского языка, усваивая орфоэпические
нормы на этапе систематического изучения фонетики, графики, орфоэпии, а также на
этапе рассмотрения фонетических явлений при изучении словообразования и грамматики, ученики
овладевают определенной суммой теоретических сведений и целым рядом важных
практических умений:
1) определять
в слове на слух количество звуков, различать гласные и согласные звуки,
звонкие и глухие, твердые и мягкие;
2) выделять
в слове любой звук, правильно произносить его;
3) членить
слово на слоги и определять в нем ударение;
4) сравнивать
звуковой состав паронімічних слов, объяснять различия в их произношении;
5) проводить
звуко-буквенный анализ слова, объяснять соотношение звуков и букв;
6) четко
произносить слова и правильно читать сплошной текст, соблюдая правила
орфоэпии;
7) членить
речевой поток на слова, слоги, звуки, определять логическое ударение в простом
предложении;
8) замечать
и исправлять ошибки в произношении звуков.
На этапе обобщения и систематизации изученного в 10-11 (12) классах большое
значение имеют задачи: 1.) формировать орфоэпические навыки: 2) совершенствовать
дикцию; 3) сочетать имитативные путь усвоения орфоэпических навыков с
сознательным усвоением норм литературного вещания; 4) производить орфоепічну
"бдительность"; 5) формировать умение владеть своим голосом и
воспроизводить интонацию различных синтаксических конструкций; 6) отличать
орфографическая правильность от орфоепічної, то есть письменную форму речи от устной.
По действующим программам именно с фонетика - учение о звуках и звуковую систему языка
- начинается изучение систематического курса украинского языка в основной школе.
Бесспорно, основная задача общеобразовательной школы - научить детей грамотно
писать, выразительно читать, формировать культуру устной и письменной речи.
Хотя фонетика и не является составной частью грамматики, но к грамматике она масс
непосредственное отношение, как и к украинской орфографии, основанной
прежде всего на фонематичному принципе. Без основательного усвоения основных
сведений по фонетике нельзя успешно изучать морфологию. Без умений различить
в слове звуки, отличить звуки от букв ученики наталкиваются на большие трудности в
проведении морфологического анализа слов и их написании, когда приходится
например, определять основу, корень, суффикс, окончания в словах типа сидеть -
сижу, Париж - парижский и под.
Во время изучения морфологии выясняется, что знания фонетики в еще большей степени
необходимые для усвоения правописания. Если ученик убеждается, что слова часто
следует писать не так, как их произносим: | лехко ] - легко, \ходжби] - хоть бы, что
звуки и буквы нельзя сплутувати, он осознает: нельзя полагаться только на
слух, а писать слова необходимо по правилам.
Сведения из фонетики нужны и для усвоения орфоэпии - норм литературного
произношения, в частности, правильного произношения звуков в главном проявлении (изолированно), в
сочетаемости их в речевом потоке, т.е. в словах и предложениях, а также для
усвоение случаев вариантного оформления слов и грамматических форм в соответствии с
закономерностей организации фонетической системы. Сравните, например, звуковое
оформление слов сердечный и сердешный, ручной и полотенце, областной и шестнадцать,
сижу и сижу (диалектное).
Учитель должен знать особенности местного диалекта, чтобы путем различных упражнений
вырабатывать у учащихся навыки правильного произношения трудных для них звуков и
звукосочетаний.
Соблюдение норм литературного произношения имеет большое значение, составляет один из
существенно важных показателей общей культуры учащихся, создает необходимые
предпосылки для эффективного пользования литературным вещанием в различных сферах
общественной практики - от быта до учреждений образования, культуры, науки,
государственного управления.
С учетом этого школьная фонетика должна стать научной базой для
закладывание основ правильного письма и сознательного усвоения важнейших
орфоэпических норм.
Действующими программами предусмотрено, кроме систематического этапа изучения фонетики,
графики, орфоэпии, на котором ученики изучают артикуляционные и акустические особенности
звуков речи, закономерности их сочетаемости в речевом потоке, связанные с
ними позиционные изменения, ударение, членение речевого потока на слоги, также
этап рассмотрения фонетических явлений при изучении словообразования и грамматики, заключается в
выяснении той роли, которую звуки выполняют в формировании, распознавании и
розрізнюванні значимых языковых единиц - морфем, слов и их форм.
Хотя в содержании программы не выделено три аспекта изучения звуков (физический,
анатомо-физиологический, функциональный), они изучаются в школьном курсе языка
в единстве, что обеспечивает усвоение учащимися физиолого-акустничних и
функциональных признаков звуков как целостного явления.
Сведения о акустические свойства речевых звуков, возникающих в результате действия
звуковых волн на орган слуха, учащимся необходимы для правильного понимания
фонематичних явлений: языковые звуки различаются в зависимости от того, что лежит в их
основе - тон или шум, - и соответственно безошибочного разделения их на две группы:
гласные и согласные, согласные в свою очередь на звонкие и глухие.
Физиологическому аспекту, связанному с произношением того или иного звука, в школьной
фонетике уделяется значительное внимание. Ведь только детальное объяснение строения речевого
аппарата дает возможность учащимся понять, что в момент речи человек от обычного
дыхание переходит на так называемое "языковое". Струя воздуха с
легких через трахею попадает в гортань толчками,
количество которых соотносима с количеством слогов. В гортани струя воздуха
встречает первое препятствие - голосовые связки, что под большим давлением воздуха вибрируют и
играют решающую роль в создании гласных или согласных звуков.
Если голосовые связки тесно сомкнуты, подобно натянутых струн, образуются
громкие звуки, когда же расслабленные голосовые связки - образуются
согласные звуки.
Из гортани струя воздуха вместе с голосом или с голосом и шумом или только с
шумом попадает в надгортанні полости (до глотки, ротовой или носовой
полости). В надгортанних полостях, благодаря работе соответствующих языковых органе
в и систем их взаимодействия, и образуются разнообразные звуки.
Анатомо-физиологическая природа звуков в школьной фонетике усваивается практически,
поэтому во время изолированного произношения звуков украинского языка необходимо, чтобы ученики
следили за артикуляцией каждого звука.
Главная задача учителя - добиться, чтобы учащиеся усвоили четкую классификацию гласных звуков:
1) с участием губ; 2) за движением языка по
горизонтали и вертикали, а также согласных звуков: 1) с участием голоса и
шума; 2)
по
местом созидания; 3) по твердости и мягкости; 4) по слуховым восприятием; 5) по способу
созидания.
Хотя сведения о классификации звуков в школьной фонетике изучаются не в
полном объеме, разделение звуков на шумные и сонорные в школе не дается, девять
сонорных [
м ], [ и-и ], [ н' ], [в], |л|, И л |, |р|, |р|,|и|
рассматриваются как звонкие, не имеющие глухих соответствий. Кроме того, не
изучают детальной классификации звуков по месту и способу созидания, однако
стоит на сопоставлении пар за звонкостью-глухістю, твердостью-мягкостью показать те
дифференциальные признаки, которые характеризуют каждую пару.
Чтобы сформировать у учащихся целостное представление о звуки и буквы, особенности создания
гласных и согласных звуков, обозначение их на письме и чтобы правила не пугали
пятиклассников своей многочисленностью, целесообразно на этапе систематического изучения
фонетики является ознакомление с обобщающим схемам "Звуки и буквы",
Гласные звуки", "Согласные звуки". Приведем пример одной из
них.
Гласные
звуки
1)
ударные
- все гласные звуки под ударением произносятся отчетливо (алмаз, озеро, успех,
пресса, рожь, буква)
2)
не
ударные
а)
звуки [а], [у], [и] четко произносятся и в ударных слогах (наизусть,
лист, редкие); б) звуки [э], [ы], [о] могут произноситься с приближением к
других гласных
[еІ-Ие,
[ы]-[ыэ]
(земля
- [зе"мл'а],
плывет -
[пле и
ве],кукушка -
[зоузула|)
Практическая работа учащихся при изучении темы
"Гласные звуки" должна быть обеспечена хорошо продуманной схеме
тренировочных упражнений: определение ударения в словах, правильное литературное произношение
с ударными и не ударными гласными звуками, списывание с фонетическим
задачей, выразительное чтение текстов, выяснения отношений между написанием и
произношением слов и т.д.
В системе согласных современного украинского литературного языка имеющееся
противопоставление по твердости - мягкости. Причем большинству твердых согласных
звуков соответствуют мягкие (к группе мягких, по школьной терминологии, включено
мягкие и смягченные согласные): И п], |д] - [д'], [т| - [т-., [с|- [с'], [с| - [с'|,|ц] - [ц'|, [дз] -
[дз'], [л] - [л', - [н'|, [г] - p'|. Эти звуки различают лексическое или грамматическое значение,
выявляется при сопоставлении двух слов, звуковой состав которых отличается
твердым - мягким согласным, например: лук - люк, тин - тень, рад-ряд, рис -
рысь, состояние - стань и т. п.
Напівпом'якшені согласные функционируют как варианты соответствующих твердых
согласных фонем (для сравнения учащиеся зачитывают слова бои - бой, мои - мой,
шести - шесть, ужин - вечерний, щека - щечка и т.д.) и в транскрипции
обозначаются так: [б'], [ш'] и под.
Ученики знают, что наиболее употребительным графическим знаком для обозначения на письме
мягких согласных звуков есть знак смягчения. Буква "ь" - это единственная
буква украинского алфавита, что самостоятельно не обозначает любого звука. Она
употребляется после букв, обозначающих согласные звуки, вместе с ними передает на
письме их мягкость: молодежь - [молод'], сталь - [ст'],честь - |чест'], боль -
[билл'|.
Для активизации познавательной деятельности учащихся при изучении согласных
звуков целесообразно использовать обобщающие таблицы, схемы, как:
Деление согласных звуков с участием голоса
Сонорные
Словесный ключ 9 звуков [м], [н], [н'], [в], [л], [л'], [г], [г'], [й]
"Мы Не Валерий"
Деление согласных звуков по месту создания
Губные Языковые Глоточный
[б],
[п], [в], [ф] [д],
[А'], [т], [д], [3], [с, [с], [С], [дз], [дз'], [ид], [ц'],
г [г]. [РИ. [л], [л'], [ж], [Ч], [Ш], [ДЖ],
[и], [г], [К], [X],
[н],
[н ], - носовые
Деление согласных звуков по твердости-мягкости
Твердые Мягкие
[б],
[П], [В], [М], [ф], [Ж], [Ч], [Ш], [ДЖ], [г], [Г], [К], [X], [д], [т], [с],
[д'],[т'],[с'],[д5'],[с'],[цг[л'],[н'], [дз], [С], [ц], [л], [н], [р] [р'].
[и]
Как
убеждает практика, лучшему запоминанию теоретических сведений по фонетике
способствуют разнотипные словесные ключи. Скажем, в таблице разделения согласных по
участием голоса и шума подаются такие словесные ключи: "Мы Не Валерий" сонорные звуки),
"ЧуК Пишет Эти Фокусы ТиХо" (глухие).
Словесный ключ "Мы Не Валерий" не передает мягких сонорных звуков
[н'], [л], [р'] 3 ввиду того, что мягкие, кроме [и], всегда относятся к парному
твердого, опорного, звонкого или глухого (коррелятивные пары образуют ряды
твердых -
м’которых,
звонких -
глухих
согласных звуков), предлагаемые словесные ключи сознательно не обременено вариантами,
однако во время записи или устного ответа это следует учитывать.
Словесный ключ "ЧуК Пишет Эти Фокусы ТиХо" к теме "Глухие
согласные" тоже не передает коррелятивных пар, однако среди всех согласных
звуков ключа мягким и могут быть только три, а именно: [ц'], [с'], [т'], кроме того,
словесный ключ не фиксирует звука [ц], всего [ц'], а звук [к] повторяется дважды,
но его следует записывать только один раз, поскольку [к], как и шипящие [ж], [ч], [ш], африката [дж],
заднеязычные [г], [к], [х], и глоточный [г] мягкими не бывают.
С различением твердых и мягких согласных связано усвоение учащимися орфоэпии
и правил украинского правописания, поэтому во время выполнения тренировочных упражнений
надо добиваться того, чтобы ученики умели определять твердые, мягкие и напівпом'якшені
триголосні, иначе трудно избежать ошибок в произношении и на письме.
Эффективность усвоения фонетики достигается многими средствами, один из них
заключается в изучении языкового материала укрупненными частями (блоками),
содержат основные теоретические сведения и факты, объединенные обобщенной темой
урока.
Психологические исследования свидетельствуют, что оптимальные условия для изучения материала
укрупненными частями (блоками) создаются тогда, когда выделяются
фундаментальные понятия, вокруг которых концентрируется теоретический материал и
лежат в основе формирования умений и навыков.
Наблюдения над звуковым аспектом слова является неотъемлемой частью морфемного
анализа: определение в слове окончания и корня всегда опирается на
установление фонетико-смысловой схожести между частями слов.
Не менее важны и фонетические наблюдения во время изучения морфологии:
грамматическая форма слова как единство грамматического значения и его материального
выражение требует двоаспектного анализа.
Систематическая работа учащихся над анализом звукового состава слов соответствует
орфографічним задачей и способствует предупреждению ошибок в определении их
грамматических особенностей. Анализ звуковой формы помогает раскрыть и сущность
нулевого окончания.
Фонетические наблюдения создают возможности для ознакомления учащихся с такими
вспомогательными грамматическими средствами украинского языка, как звуковые чередования в
корни (нога -
ноге - ножка,рука - руке-ручка,
ходить-хожу, скакать - скачу, год-годовой), в суффиксе (колец-кольца, зубок - зубко, бочка -
бочек),в окончании (на веселом - на веселом, па одном - на одном).
Актуализируя опорные знания, приобретенные учащимися в предыдущих классах с морфеміки,
словообразования, морфологии, в 5-9 и старших классах целесообразно практиковать изучение этих разделов
с использованием укрупненных структур ("блоков"), где учебная
информация предлагается частями, объединяющие несколько связанных между собой
языковых явлений в целое.
Систему работы над изучением различных тем раздела "Фонетика" следует
рассматривать как целенаправленный процесс, предполагающий определенную последовательность
ознакомление учащихся с правилами орфографии.
Для этого к каждой теме целесообразно создать зрительные опоры (обобщающие схемы,
таблицы, модели). Так, углубление знаний по теме "Чередование о, е с
и", как и другие чередование гласных, начинается с анализа сквозной
таблицы по фонетике - "Чередование гласных звуков". По ней ученики повторяют
определение закономерные изменения звуков в одних и тех же частях слов:
В
префикс посетить - посетить
В
корни нести - носить
В
суффиксе мнений - мнение
В
окончании на высоком - на высоком
При этом отмечается, что чередование звуков возникло давно, поэтому некоторые из них
присущи, кроме украинского, и другим славянским языкам. В таких дежурств
принадлежит: [о] - [а]: г а ныть - ганяти [е] - [о]: везти - возить [е] - [и]: мести - выметать [ы| - [и]: сито - сеять [ ы] - ноль звука: выбирать - брать.
Во время изучения темы "Чередование о, е с и" ученики рассматривают таблицу,
которая помогает сделать вывод, что в открытом слоге есть (е) или е, а в
закрытом -
(и)
кроме того, это чередование происходит в разных частях речи.
После чего учащиеся выполняют упражнения, где определяют: какие звуки и в каких частях
слов чередуются, заменяют формы представленных слов или подбирают однокоренные.
Во время изучения темы "Удвоение согласных перед я, ю, есть, и"
теоретические сведения учащиеся изучают в такой последовательности: Согласные [д], [ж],
[с], [н], [т], [ц], [ч], [ш], [с], [л] удлиняются (а на письме обозначаются
двумя буквами), когда они стоят после гласного:
а)
перед я, ю, есть, и во всех падежах существительных среднего рода II склонения (кроме
родового множества); орудия, орудию, на орудии и др., жизни, жизни, в
жизни.
Если в родительном падеже множественного числа существительные среднего рода оканчиваются на-ов,
удлинение сохраняется: открытие - открытий, чувства - чувств.
б)
перед я, ю, есть, и во всех падежах некоторых существительных мужского, женского и
общего рода И отмены (за исключением родительного множественного числа с окончанием -ей: статей) -, судья, судьи,
судью, судей и др.;
в)
перед ю в творительном падеже существительных женского рода единственного числа III склонения, если в
именительном падеже основа их заканчивается па один мягкий или шипящий
согласный: молодежь - молодежью; миг - мигом; путешествие - путешествием и др.
Но: молодость - молодостью, мать - матерью. В именительном падеже единственного числа они оканчиваются на два
согласных, в том числе [шч] - на письме щ, губной или г, поэтому удлинение не происходит.
Запомнить такое количество правил ученикам трудно,
Функциональный аспект обеспечивает системность в изучении фонетики в школе. Ученики
должны усвоить ряд понятий: противопоставление звуковых пар, сочетаемость
звуков, их уподобление, приспособления, дежурство, смягчения и
напівпом'якшення звуков в потоке речи перед гласным и, чередование гласных
и согласных звуков, упрощение, удлинение, состав, складоподіл, ударение и
др., которые помогут учащимся овладеть фонетической системой украинского языка.
Наблюдения показывают, что не все учащиеся правильно соотносят звук с
фонемой. Например, услышав нечеткий звук [е] не наголошеній позиции в слове
[се"ло /,
они
соотносят его с фонемой [и] вместо [е]. Отсюда ошибка в написании этого
слова.
С фонетической точки зрения в словах [вэ"сна - весны, жи"ве - жить / ["] и [э], [ыэ] и
[ы] - разные звуки, но с
фонологічного точки зрения - это два алофони (два варианта той же фонемы).
Поскольку не все звуки можно прямо соотнести с определенной фонемой, часть из них
(те, что нельзя поставить в сильную позицию), составляют гіперфонему, под которой
понимают функциональную единицу, которая выступает в позиции неразличения,
нейтрализации фонем. Поэтому для учеников такие слова, как: лиман, карман, левада и
другие являются сложными с орфоепічного и орфографического аспектов. Хоть в школьных
учебниках эти слова подаются как следует запомнить, ученики в основном
стремятся подобрать к ним проверочные. В таких случаях целесообразно проводить уроки
методом беседы в сочетании с наблюдением над языковыми явлениями. Чтобы ученики
поняли, что звуки человеческой речи выполняют функцию различения и разграничения,
выступают как в основных вариантах, так и в их проявлениях, целесообразно в процессе
изучение фонетики практиковать не только фонетический разбор слова, но и
фонетико-графический разбор, что предполагает проведение анализа "от звука к
буквы", а не наоборот, как это принято в традиционном разборе.
Характеризуя звук, наряду с другими признаками ученики указывают на его позицию в
слове, переходя от звуков к буквам, выделяют и характеризуют орфограми,
делают выводы. Например, слово кремневый. В нем 3 склады: крем-йа-ный.
Третий состав отмечен: кре"мйаний (гласный [е"], |ы'] ученики
записывают так, как слышат). В образце подаем оба варианта: [кремйаний] и
[кримйаний | [к] - согласный твердый, глухой, обозначается буквой "ка";
| г] - согласный твердый, звонкий, обозначается буквой "эр"; [и]
- громкий не отмечен - слабая позиция, орфограма, обозначается буквой
"есть";
[есть]
- громкий не отмечен, слабая позиция, орфограма, обозначается буквой
"е";
|м|
- согласный твердый, звонкий, обозначается буквой "эм";
[и]
- согласный, мягкий, звонкий, обозначается буквой "йот";
[а]
- громкий не отмечен, обозначается буквой "я";
[н]
- согласный твердый, звонкий, обозначается буквой "эн";
[ы]
- громкий отмечен - сильная позиция, обозначается буквой "и";
|и]
- согласный, мягкий, звонкий, обозначается буквой "йот".
Затем ученики отыскивают орфограми. Первая в корне слова. Добирается обднокоренное
слово, в котором сомнительный гласный в сильной позиции, то есть отмечен - кремень.
Следовательно, надо писать букву "е".
Вторая орфограма - апостроф после "эм" перед я, что означает два звука
[на] в корне слова.
Значительную роль в повышении уровня орфографической грамотности учащихся играет прямая
фонетическая транскрипция: ученики слышат слово, записывают его сначала звуковым
письмом, а потом обычным буквенным. Такая работа способствует развитию орфоепічного
слуха, приучает учащихся внимательно вслушиваться в речь, осознанно сравнивать
звучание и написание. Овладев этим видом работы, учащиеся учатся оперировать
обратной транскрипцией. После этого они получают готовый, записанный звуковым
письмом текст, по которому должны играть буквенный запись и устное звучание. Такая
работа в полной мере имитирует реальную ситуацию диктанта, позволяет проконтролировать
свои действия, поскольку времени на это отводилось значительно больше, чем во время написания
текста диктанта. В процессе таких управлянь отрабатывается автоматизм действий,
отчетливее проявляются соотношения между зрительным и слуховым образами слов.
Внимание учащихся привлекается к двух противоположных явлений письма: в одних случаях
слово, что произносится, его отдельные звуки обозначаются только одной
"своей" букве; в других случаях при несменяемой произношении возникает
выбор букв. Например, для объяснения сути понятия сначала анализируются слова
такие, как: школа, книга,руки, возраст, трава (слова без орфограм), и предлагается
провести наблюдения.
К чему привела бы замена хоть одной из букв в следующих словах? Школа, лед,
реки, сок, трасса. В процессе лингвистического эксперимента учащиеся рассуждают так: в
слове школа нельзя заменить ни одной буквы без того, чтобы слово не изменило своего
звучание и значение. Следовательно, замена букв в слове школа невозможна, поэтому невозможна
и орфографическая ошибка. Если же вместо нужной буквы написать другую, то
получим другое слово: школа - шкала (книга - лед, руки - реки, возраст - сок,
трава - трасса). Предпочтение, безусловно, следует предоставлять фонетическому разбору.
Последовательность фонетического разбора
1. Слово
разделить на слоги, обозначить ударение; записать его звуковой состав в
квадратных скобках.
2. Гласные
звуки: ударные, ударные; какими буквами обозначены.
3. Согласные
звуки, звонкие, глухие, твердые, мягкие; какими буквами обозначены.
4. Количество
звуков и букв.
Образец устного разбора
В слове просьба (про-сьба) два состава, отмечен первый состав, 7 и 6 букв
звуков.
Образец письменного разбора
[о-з'ба]
п
[п] - пригол., глухой, губной, зімкнено-прорывной, твердый;
г
[г] - пригол., сонорный (звонкий, не имеющий парного глухого), передньояз.,
трель, твердый;
в
[о] - гласный, огублений, заднего ряда, среднего поднятия спинки языка; с
[с'] - пригол., звонкий, передньояз., щелевой, свистящий, твердый; б [б] -
пригол., звонкий, губной, зімкнено-прорывной, твердый; [а] - гласный,
неогублений, заднего ряда, низкого поднятия спинки языка.
Таким образом, изучение фонетики и графики украинского языка требует научной
характеристики звуковой и графической систем, учета особенностей их
усвоение учащимися различных возрастных групп, применение новых технологий обучения
языка. Систематическое использование обобщающих таблиц и схем обеспечивает
экономию учебного времени, активизацию познавательной деятельности учащихся.
Однако главным при изучении этих разделов остается формирование орфоэпических и
орфографических умений и навыков, составляющих основу речевой компетенции
выпускников средних школ.