Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Методика обучения украинского языка

5.1. Методика обучения фонетики, графики, орфоэпии

Во время изучения фонетики - учение о звуках и звуковую систему языка ученики оперируют единицами трех систем: фонетическому, фонологічною и графической.

Поэтому особенности усвоения фонетики и графики украинского языка заключаются в поэтапном формировании орфоэпических и орфографических умений и навыков в связи с изучением фонетики, морфеміки, словообразования и морфологии. Все однотипные правописные факты украинского языка обобщены и подаются в виде орфографических правил, которые освобождают учащихся от необходимости запоминать написание каждого слова и обеспечивают умение писать правильно группу слов, объединенных на основе фонетической или грамматической общности.

Сознательное овладение орфографічним правилу невозможно без надлежащих фонетических или грамматических знаний. Именно поэтому в учебниках принят такой порядок расположения орфографических правил: сначала представлен теоретический материал по фонетике или грамматики, а затем - соответствующее правило правописания.

В дидактике одним из основных условий успешного усвоения научной информации требование включать новые знания в систему приобретенных учащимися ранее. Поэтому целесообразно работу с фонетической орфографии проводить так, чтобы теоретические знания стали основой для понимания сути правила.

Хоть изучение звуковой системы украинского языка осуществляется по принципам преемственности и перспективности, однако в школьном курсе языка четко выделяется четыре этапа изучения фонетики: 1) пропедевтический этап (начальные классы): 2) систематическое изучение фонетики, графики, орфоэпии (5, 6 класс); 3) рассмотрение фонетических явлений при изучении строения слова, словообразования и грамматики (5-9 классы); 4) этап обобщения и систематизации изученного (10-11(12) классы). Ученики 1-4 классов на уроках языка, чтения и письма совершенствуют навыки правильного произнесение звуков речи и обозначение их буквами на письме, учатся различать понятие звук и буква, делить слова на слоги, определять ударные и не ударные слоги, гласные и согласные звуки, различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные, обозначать звуки буквами. Прорабатываются и соответствующие правила правописания, в частности обозначения мягких согласных, употребление апострофа, чередование звуков, написания не ударных е, и, о.

Следуя принципу преемственности, учителю-словеснику необходимо в 5-9 классах организовывать систематическое повторение и закрепление знаний и навыков, полученных учащимися в младших классах.

Так, во время изучения правил употребления мягкого знака необходимо актуализировать знания о мягкие согласные украинского языка, умение их определять в словах; изучая правописание не ударных е, и знания о ударение, строение слова (корень, основу, суффикс, приставка, окончание).

Во время обработки орфографических правил важно добиться, чтобы учащиеся не зазубривали, а осознавали их содержание. Этому способствует индуктивный подход к объяснение материала (от наблюдений над языковыми явлениями к выводу-обобщение), который целесообразно использовать при изучении правил, охватывающих фонетические и морфологические написания.

Несмотря на то, что в средних и старших классах усваиваются научные основы украинской фонетики, теоретический материал изучается поэтапно. При этом учитываются пробелы в знаниях пропедевтического курса языка (1-4 классы) и умение учащихся правильно артикулировать и различать отдельные звуки.

Прорабатывая звуковую и графическую системы украинского языка, усваивая орфоэпические нормы на этапе систематического изучения фонетики, графики, орфоэпии, а также на этапе рассмотрения фонетических явлений при изучении словообразования и грамматики, ученики овладевают определенной суммой теоретических сведений и целым рядом важных практических умений:

1) определять в слове на слух количество звуков, различать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие;

2) выделять в слове любой звук, правильно произносить его;

3) членить слово на слоги и определять в нем ударение;

4) сравнивать звуковой состав паронімічних слов, объяснять различия в их произношении;

5) проводить звуко-буквенный анализ слова, объяснять соотношение звуков и букв;

6) четко произносить слова и правильно читать сплошной текст, соблюдая правила орфоэпии;

7) членить речевой поток на слова, слоги, звуки, определять логическое ударение в простом предложении;

8) замечать и исправлять ошибки в произношении звуков.

На этапе обобщения и систематизации изученного в 10-11 (12) классах большое значение имеют задачи: 1.) формировать орфоэпические навыки: 2) совершенствовать дикцию; 3) сочетать имитативные путь усвоения орфоэпических навыков с сознательным усвоением норм литературного вещания; 4) производить орфоепічну "бдительность"; 5) формировать умение владеть своим голосом и воспроизводить интонацию различных синтаксических конструкций; 6) отличать орфографическая правильность от орфоепічної, то есть письменную форму речи от устной.

По действующим программам именно с фонетика - учение о звуках и звуковую систему языка - начинается изучение систематического курса украинского языка в основной школе.

Бесспорно, основная задача общеобразовательной школы - научить детей грамотно писать, выразительно читать, формировать культуру устной и письменной речи.

Хотя фонетика и не является составной частью грамматики, но к грамматике она масс непосредственное отношение, как и к украинской орфографии, основанной прежде всего на фонематичному принципе. Без основательного усвоения основных сведений по фонетике нельзя успешно изучать морфологию. Без умений различить в слове звуки, отличить звуки от букв ученики наталкиваются на большие трудности в проведении морфологического анализа слов и их написании, когда приходится например, определять основу, корень, суффикс, окончания в словах типа сидеть - сижу, Париж - парижский и под.

Во время изучения морфологии выясняется, что знания фонетики в еще большей степени необходимые для усвоения правописания. Если ученик убеждается, что слова часто следует писать не так, как их произносим: | лехко ] - легко, \ходжби] - хоть бы, что звуки и буквы нельзя сплутувати, он осознает: нельзя полагаться только на слух, а писать слова необходимо по правилам.

Сведения из фонетики нужны и для усвоения орфоэпии - норм литературного произношения, в частности, правильного произношения звуков в главном проявлении (изолированно), в сочетаемости их в речевом потоке, т.е. в словах и предложениях, а также для усвоение случаев вариантного оформления слов и грамматических форм в соответствии с закономерностей организации фонетической системы. Сравните, например, звуковое оформление слов сердечный и сердешный, ручной и полотенце, областной и шестнадцать, сижу и сижу (диалектное).

Учитель должен знать особенности местного диалекта, чтобы путем различных упражнений вырабатывать у учащихся навыки правильного произношения трудных для них звуков и звукосочетаний.

Соблюдение норм литературного произношения имеет большое значение, составляет один из существенно важных показателей общей культуры учащихся, создает необходимые предпосылки для эффективного пользования литературным вещанием в различных сферах общественной практики - от быта до учреждений образования, культуры, науки, государственного управления.

С учетом этого школьная фонетика должна стать научной базой для закладывание основ правильного письма и сознательного усвоения важнейших орфоэпических норм.

Действующими программами предусмотрено, кроме систематического этапа изучения фонетики, графики, орфоэпии, на котором ученики изучают артикуляционные и акустические особенности звуков речи, закономерности их сочетаемости в речевом потоке, связанные с ними позиционные изменения, ударение, членение речевого потока на слоги, также этап рассмотрения фонетических явлений при изучении словообразования и грамматики, заключается в выяснении той роли, которую звуки выполняют в формировании, распознавании и розрізнюванні значимых языковых единиц - морфем, слов и их форм.

Хотя в содержании программы не выделено три аспекта изучения звуков (физический, анатомо-физиологический, функциональный), они изучаются в школьном курсе языка в единстве, что обеспечивает усвоение учащимися физиолого-акустничних и функциональных признаков звуков как целостного явления.

Сведения о акустические свойства речевых звуков, возникающих в результате действия звуковых волн на орган слуха, учащимся необходимы для правильного понимания фонематичних явлений: языковые звуки различаются в зависимости от того, что лежит в их основе - тон или шум, - и соответственно безошибочного разделения их на две группы: гласные и согласные, согласные в свою очередь на звонкие и глухие.

Физиологическому аспекту, связанному с произношением того или иного звука, в школьной фонетике уделяется значительное внимание. Ведь только детальное объяснение строения речевого аппарата дает возможность учащимся понять, что в момент речи человек от обычного дыхание переходит на так называемое "языковое". Струя воздуха с легких через трахею попадает в гортань толчками, количество которых соотносима с количеством слогов. В гортани струя воздуха встречает первое препятствие - голосовые связки, что под большим давлением воздуха вибрируют и играют решающую роль в создании гласных или согласных звуков.

Если голосовые связки тесно сомкнуты, подобно натянутых струн, образуются громкие звуки, когда же расслабленные голосовые связки - образуются согласные звуки.

Из гортани струя воздуха вместе с голосом или с голосом и шумом или только с шумом попадает в надгортанні полости (до глотки, ротовой или носовой полости). В надгортанних полостях, благодаря работе соответствующих языковых органе в и систем их взаимодействия, и образуются разнообразные звуки.

Анатомо-физиологическая природа звуков в школьной фонетике усваивается практически, поэтому во время изолированного произношения звуков украинского языка необходимо, чтобы ученики следили за артикуляцией каждого звука.

Главная задача учителя - добиться, чтобы учащиеся усвоили четкую классификацию гласных звуков: 1) с участием губ; 2) за движением языка по горизонтали и вертикали, а также согласных звуков: 1) с участием голоса и шума; 2) по местом созидания; 3) по твердости и мягкости; 4) по слуховым восприятием; 5) по способу созидания.

Хотя сведения о классификации звуков в школьной фонетике изучаются не в полном объеме, разделение звуков на шумные и сонорные в школе не дается, девять сонорных [ м ], [ и-и ], [ н' ], [в], |л|, И л |, |р|, |р|,|и| рассматриваются как звонкие, не имеющие глухих соответствий. Кроме того, не изучают детальной классификации звуков по месту и способу созидания, однако стоит на сопоставлении пар за звонкостью-глухістю, твердостью-мягкостью показать те дифференциальные признаки, которые характеризуют каждую пару.

Чтобы сформировать у учащихся целостное представление о звуки и буквы, особенности создания гласных и согласных звуков, обозначение их на письме и чтобы правила не пугали пятиклассников своей многочисленностью, целесообразно на этапе систематического изучения фонетики является ознакомление с обобщающим схемам "Звуки и буквы", Гласные звуки", "Согласные звуки". Приведем пример одной из них.

Гласные звуки

1) ударные - все гласные звуки под ударением произносятся отчетливо (алмаз, озеро, успех, пресса, рожь, буква)

2) не ударные

а) звуки [а], [у], [и] четко произносятся и в ударных слогах (наизусть, лист, редкие); б) звуки [э], [ы], [о] могут произноситься с приближением к других гласных

[еІ-Ие, [ы]-[ыэ]

(земля - [зе"мл'а], плывет - [пле и ве],кукушка - [зоузула|)

Практическая работа учащихся при изучении темы "Гласные звуки" должна быть обеспечена хорошо продуманной схеме тренировочных упражнений: определение ударения в словах, правильное литературное произношение с ударными и не ударными гласными звуками, списывание с фонетическим задачей, выразительное чтение текстов, выяснения отношений между написанием и произношением слов и т.д.

В системе согласных современного украинского литературного языка имеющееся противопоставление по твердости - мягкости. Причем большинству твердых согласных звуков соответствуют мягкие (к группе мягких, по школьной терминологии, включено мягкие и смягченные согласные): И п], |д] - [д'], [т| - [т-., [с|- [с'], [с| - [с'|,|ц] - [ц'|, [дз] - [дз'], [л] - [л', - [н'|, [г] - p'|. Эти звуки различают лексическое или грамматическое значение, выявляется при сопоставлении двух слов, звуковой состав которых отличается твердым - мягким согласным, например: лук - люк, тин - тень, рад-ряд, рис - рысь, состояние - стань и т. п.

Напівпом'якшені согласные функционируют как варианты соответствующих твердых согласных фонем (для сравнения учащиеся зачитывают слова бои - бой, мои - мой, шести - шесть, ужин - вечерний, щека - щечка и т.д.) и в транскрипции обозначаются так: [б'], [ш'] и под.

Ученики знают, что наиболее употребительным графическим знаком для обозначения на письме мягких согласных звуков есть знак смягчения. Буква "ь" - это единственная буква украинского алфавита, что самостоятельно не обозначает любого звука. Она употребляется после букв, обозначающих согласные звуки, вместе с ними передает на письме их мягкость: молодежь - [молод'], сталь - [ст'],честь - |чест'], боль - [билл'|.

Для активизации познавательной деятельности учащихся при изучении согласных звуков целесообразно использовать обобщающие таблицы, схемы, как:

Деление согласных звуков с участием голоса

Сонорные Словесный ключ 9 звуков [м], [н], [н'], [в], [л], [л'], [г], [г'], [й] "Мы Не Валерий"

Деление согласных звуков по месту создания

Губные Языковые Глоточный

[б], [п], [в], [ф] [д], [А'], [т], [д], [3], [с, [с], [С], [дз], [дз'], [ид], [ц'],

г [г]. [РИ. [л], [л'], [ж], [Ч], [Ш], [ДЖ], [и], [г], [К], [X],

[н], [н ], - носовые

Деление согласных звуков по твердости-мягкости

Твердые Мягкие

[б], [П], [В], [М], [ф], [Ж], [Ч], [Ш], [ДЖ], [г], [Г], [К], [X], [д], [т], [с], [д'],[т'],[с'],[д5'],[с'],[цг[л'],[н'], [дз], [С], [ц], [л], [н], [р] [р']. [и]

Как убеждает практика, лучшему запоминанию теоретических сведений по фонетике способствуют разнотипные словесные ключи. Скажем, в таблице разделения согласных по участием голоса и шума подаются такие словесные ключи: "Мы Не Валерий" сонорные звуки), "ЧуК Пишет Эти Фокусы ТиХо" (глухие).

Словесный ключ "Мы Не Валерий" не передает мягких сонорных звуков [н'], [л], [р'] 3 ввиду того, что мягкие, кроме [и], всегда относятся к парному твердого, опорного, звонкого или глухого (коррелятивные пары образуют ряды твердых - м’которых, звонких - глухих согласных звуков), предлагаемые словесные ключи сознательно не обременено вариантами, однако во время записи или устного ответа это следует учитывать.

Словесный ключ "ЧуК Пишет Эти Фокусы ТиХо" к теме "Глухие согласные" тоже не передает коррелятивных пар, однако среди всех согласных звуков ключа мягким и могут быть только три, а именно: [ц'], [с'], [т'], кроме того, словесный ключ не фиксирует звука [ц], всего [ц'], а звук [к] повторяется дважды, но его следует записывать только один раз, поскольку [к], как и шипящие [ж], [ч], [ш], африката [дж], заднеязычные [г], [к], [х], и глоточный [г] мягкими не бывают.

С различением твердых и мягких согласных связано усвоение учащимися орфоэпии и правил украинского правописания, поэтому во время выполнения тренировочных упражнений надо добиваться того, чтобы ученики умели определять твердые, мягкие и напівпом'якшені триголосні, иначе трудно избежать ошибок в произношении и на письме.

Эффективность усвоения фонетики достигается многими средствами, один из них заключается в изучении языкового материала укрупненными частями (блоками), содержат основные теоретические сведения и факты, объединенные обобщенной темой урока.

Психологические исследования свидетельствуют, что оптимальные условия для изучения материала укрупненными частями (блоками) создаются тогда, когда выделяются фундаментальные понятия, вокруг которых концентрируется теоретический материал и лежат в основе формирования умений и навыков.

Наблюдения над звуковым аспектом слова является неотъемлемой частью морфемного анализа: определение в слове окончания и корня всегда опирается на установление фонетико-смысловой схожести между частями слов.

Не менее важны и фонетические наблюдения во время изучения морфологии: грамматическая форма слова как единство грамматического значения и его материального выражение требует двоаспектного анализа.

Систематическая работа учащихся над анализом звукового состава слов соответствует орфографічним задачей и способствует предупреждению ошибок в определении их грамматических особенностей. Анализ звуковой формы помогает раскрыть и сущность нулевого окончания.

Фонетические наблюдения создают возможности для ознакомления учащихся с такими вспомогательными грамматическими средствами украинского языка, как звуковые чередования в корни (нога - ноге - ножка,рука - руке-ручка, ходить-хожу, скакать - скачу, год-годовой), в суффиксе (колец-кольца, зубок - зубко, бочка - бочек),в окончании (на веселом - на веселом, па одном - на одном).

Актуализируя опорные знания, приобретенные учащимися в предыдущих классах с морфеміки, словообразования, морфологии, в 5-9 и старших классах целесообразно практиковать изучение этих разделов с использованием укрупненных структур ("блоков"), где учебная информация предлагается частями, объединяющие несколько связанных между собой языковых явлений в целое.

Систему работы над изучением различных тем раздела "Фонетика" следует рассматривать как целенаправленный процесс, предполагающий определенную последовательность ознакомление учащихся с правилами орфографии.

Для этого к каждой теме целесообразно создать зрительные опоры (обобщающие схемы, таблицы, модели). Так, углубление знаний по теме "Чередование о, е с и", как и другие чередование гласных, начинается с анализа сквозной таблицы по фонетике - "Чередование гласных звуков". По ней ученики повторяют определение закономерные изменения звуков в одних и тех же частях слов:

В префикс посетить - посетить

В корни нести - носить

В суффиксе мнений - мнение

В окончании на высоком - на высоком

При этом отмечается, что чередование звуков возникло давно, поэтому некоторые из них присущи, кроме украинского, и другим славянским языкам. В таких дежурств принадлежит: [о] - [а]: г а ныть - ганяти [е] - ]: везти - возить [е] - ]: мести - выметать [ы| - ]: сито - сеять [ ы] - ноль звука: выбирать - брать.

Во время изучения темы "Чередование о, е с и" ученики рассматривают таблицу, которая помогает сделать вывод, что в открытом слоге есть (е) или е, а в закрытом - (и) кроме того, это чередование происходит в разных частях речи.

После чего учащиеся выполняют упражнения, где определяют: какие звуки и в каких частях слов чередуются, заменяют формы представленных слов или подбирают однокоренные.

Во время изучения темы "Удвоение согласных перед я, ю, есть, и" теоретические сведения учащиеся изучают в такой последовательности: Согласные [д], [ж], [с], [н], [т], [ц], [ч], [ш], [с], [л] удлиняются (а на письме обозначаются двумя буквами), когда они стоят после гласного:

а) перед я, ю, есть, и во всех падежах существительных среднего рода II склонения (кроме родового множества); орудия, орудию, на орудии и др., жизни, жизни, в жизни.

Если в родительном падеже множественного числа существительные среднего рода оканчиваются на-ов, удлинение сохраняется: открытие - открытий, чувства - чувств.

б) перед я, ю, есть, и во всех падежах некоторых существительных мужского, женского и общего рода И отмены (за исключением родительного множественного числа с окончанием -ей: статей) -, судья, судьи, судью, судей и др.;

в) перед ю в творительном падеже существительных женского рода единственного числа III склонения, если в именительном падеже основа их заканчивается па один мягкий или шипящий согласный: молодежь - молодежью; миг - мигом; путешествие - путешествием и др.

Но: молодость - молодостью, мать - матерью. В именительном падеже единственного числа они оканчиваются на два согласных, в том числе [шч] - на письме щ, губной или г, поэтому удлинение не происходит. Запомнить такое количество правил ученикам трудно,

Функциональный аспект обеспечивает системность в изучении фонетики в школе. Ученики должны усвоить ряд понятий: противопоставление звуковых пар, сочетаемость звуков, их уподобление, приспособления, дежурство, смягчения и напівпом'якшення звуков в потоке речи перед гласным и, чередование гласных и согласных звуков, упрощение, удлинение, состав, складоподіл, ударение и др., которые помогут учащимся овладеть фонетической системой украинского языка.

Наблюдения показывают, что не все учащиеся правильно соотносят звук с фонемой. Например, услышав нечеткий звук [е] не наголошеній позиции в слове [се"ло /, они соотносят его с фонемой [и] вместо [е]. Отсюда ошибка в написании этого слова.

С фонетической точки зрения в словах [вэ"сна - весны, жи"ве - жить / ["] и [э], э] и [ы] - разные звуки, но с фонологічного точки зрения - это два алофони (два варианта той же фонемы).

Поскольку не все звуки можно прямо соотнести с определенной фонемой, часть из них (те, что нельзя поставить в сильную позицию), составляют гіперфонему, под которой понимают функциональную единицу, которая выступает в позиции неразличения, нейтрализации фонем. Поэтому для учеников такие слова, как: лиман, карман, левада и другие являются сложными с орфоепічного и орфографического аспектов. Хоть в школьных учебниках эти слова подаются как следует запомнить, ученики в основном стремятся подобрать к ним проверочные. В таких случаях целесообразно проводить уроки методом беседы в сочетании с наблюдением над языковыми явлениями. Чтобы ученики поняли, что звуки человеческой речи выполняют функцию различения и разграничения, выступают как в основных вариантах, так и в их проявлениях, целесообразно в процессе изучение фонетики практиковать не только фонетический разбор слова, но и фонетико-графический разбор, что предполагает проведение анализа "от звука к буквы", а не наоборот, как это принято в традиционном разборе.

Характеризуя звук, наряду с другими признаками ученики указывают на его позицию в слове, переходя от звуков к буквам, выделяют и характеризуют орфограми, делают выводы. Например, слово кремневый. В нем 3 склады: крем-йа-ный. Третий состав отмечен: кре"мйаний (гласный [е"], |ы'] ученики записывают так, как слышат). В образце подаем оба варианта: [кремйаний] и [кримйаний | [к] - согласный твердый, глухой, обозначается буквой "ка"; | г] - согласный твердый, звонкий, обозначается буквой "эр"; [и] - громкий не отмечен - слабая позиция, орфограма, обозначается буквой "есть";

[есть] - громкий не отмечен, слабая позиция, орфограма, обозначается буквой "е";

|м| - согласный твердый, звонкий, обозначается буквой "эм";

[и] - согласный, мягкий, звонкий, обозначается буквой "йот";

[а] - громкий не отмечен, обозначается буквой "я";

[н] - согласный твердый, звонкий, обозначается буквой "эн";

[ы] - громкий отмечен - сильная позиция, обозначается буквой "и";

|и] - согласный, мягкий, звонкий, обозначается буквой "йот".

Затем ученики отыскивают орфограми. Первая в корне слова. Добирается обднокоренное слово, в котором сомнительный гласный в сильной позиции, то есть отмечен - кремень. Следовательно, надо писать букву "е".

Вторая орфограма - апостроф после "эм" перед я, что означает два звука [на] в корне слова.

Значительную роль в повышении уровня орфографической грамотности учащихся играет прямая фонетическая транскрипция: ученики слышат слово, записывают его сначала звуковым письмом, а потом обычным буквенным. Такая работа способствует развитию орфоепічного слуха, приучает учащихся внимательно вслушиваться в речь, осознанно сравнивать звучание и написание. Овладев этим видом работы, учащиеся учатся оперировать обратной транскрипцией. После этого они получают готовый, записанный звуковым письмом текст, по которому должны играть буквенный запись и устное звучание. Такая работа в полной мере имитирует реальную ситуацию диктанта, позволяет проконтролировать свои действия, поскольку времени на это отводилось значительно больше, чем во время написания текста диктанта. В процессе таких управлянь отрабатывается автоматизм действий, отчетливее проявляются соотношения между зрительным и слуховым образами слов.

Внимание учащихся привлекается к двух противоположных явлений письма: в одних случаях слово, что произносится, его отдельные звуки обозначаются только одной "своей" букве; в других случаях при несменяемой произношении возникает выбор букв. Например, для объяснения сути понятия сначала анализируются слова такие, как: школа, книга,руки, возраст, трава (слова без орфограм), и предлагается провести наблюдения.

К чему привела бы замена хоть одной из букв в следующих словах? Школа, лед, реки, сок, трасса. В процессе лингвистического эксперимента учащиеся рассуждают так: в слове школа нельзя заменить ни одной буквы без того, чтобы слово не изменило своего звучание и значение. Следовательно, замена букв в слове школа невозможна, поэтому невозможна и орфографическая ошибка. Если же вместо нужной буквы написать другую, то получим другое слово: школа - шкала (книга - лед, руки - реки, возраст - сок, трава - трасса). Предпочтение, безусловно, следует предоставлять фонетическому разбору.

Последовательность фонетического разбора

1. Слово разделить на слоги, обозначить ударение; записать его звуковой состав в квадратных скобках.

2. Гласные звуки: ударные, ударные; какими буквами обозначены.

3. Согласные звуки, звонкие, глухие, твердые, мягкие; какими буквами обозначены.

4. Количество звуков и букв.

Образец устного разбора

В слове просьба (про-сьба) два состава, отмечен первый состав, 7 и 6 букв звуков.

Образец письменного разбора

[о-з'ба]

п [п] - пригол., глухой, губной, зімкнено-прорывной, твердый;

г [г] - пригол., сонорный (звонкий, не имеющий парного глухого), передньояз., трель, твердый;

в [о] - гласный, огублений, заднего ряда, среднего поднятия спинки языка; с [с'] - пригол., звонкий, передньояз., щелевой, свистящий, твердый; б [б] - пригол., звонкий, губной, зімкнено-прорывной, твердый; [а] - гласный, неогублений, заднего ряда, низкого поднятия спинки языка.

Таким образом, изучение фонетики и графики украинского языка требует научной характеристики звуковой и графической систем, учета особенностей их усвоение учащимися различных возрастных групп, применение новых технологий обучения языка. Систематическое использование обобщающих таблиц и схем обеспечивает экономию учебного времени, активизацию познавательной деятельности учащихся.

Однако главным при изучении этих разделов остается формирование орфоэпических и орфографических умений и навыков, составляющих основу речевой компетенции выпускников средних школ.