4.9. Средства обучения
На повышение эффективности каждого из методов обучения влияет продуманное
использование средств обучения. К ним относятся дидактический материал, наглядность,
технические средства, которые обеспечивают успешную учебную работу на уроке.
Дидактический материал сочетается со всеми методами обучения, иллюстрирует теоретические
положения, способствует успешному развитию речевых умений и навыков, обогащает
интеллектуальную и эмоциональную сферу ученика, формирует его нравственные убеждения.
Дидактический материал подбирается с учетом закономерностей и принципов
изучение языка, в зависимости от тех задач, что ставятся перед изучением раздела,
темы.
Дидактический материал по языку до всех разделов курса должно отвечать следующим
требованиям:
- удовлетворять
все дидактические принципы обучения, воспитательные и познавательные задачи изучения языка;
быть
безупречным с точки зрения норм литературного языка, раскрывать ученикам лексическое богатство
языка, иллюстрировать разнообразие форм и конструкций, стилистическую целесообразность
их использования и т.п.;
- основой
дидактического материала должен быть связный текст; он имеет не только
обучающий эффект, но и значительные воспитательные свойства.
Дидактический материал необходимо подбирать из разных языковых стилей: художественно-беллетристического
(художественная литература и народное творчество), научного (научно-популярные статьи,
пособия), публицистического (периодика) и т.п. Материал из художественных произведений
(особенно тех, которые изучаются на уроках литературы), а также из учебников
географии, биологии, истории и других предметов, из периодики помогает ученикам
увидеть, как виучувані языковые явления функционируют в речи и которые существуют
межпредметные связи.
Желательно подбирать к урокам дидактический материал, объединенный определенной тематике.
Дидактический раздаточный материал - это специальные карточки с разными заданиями и
упражнениями, рассчитаны на дифференцированный подход к учащимся. Поэтому по своему
характером они не должны дублировать практической части учебника, а
дифференцироваться согласно речевого и общего развития учащихся. Наглядность.
Основные требования ко всем видам наглядности следующие:
-
четко определять главные свойства языковых явлений, которые изучаются;
-
правильно, адекватно воспроизводить их;
-
обеспечивать доступность для понимания учащихся.
Самым распространенным видом наглядности на уроках языка есть таблицы. Например, учитель
предлагает учащимся с помощью таблицы ответить на вопросы:
-
В языкознании существуют различные взгляды относительно сочинительных словосочетаний и соединений
подлежащего и сказуемого. В целом принято не называть их словосочетаниями. Которой вы
придерживаетесь мнения? Попробуйте сделать выводы на основе представленной таблицы.
____ Слово Словосочетание_____ Предложение
утро - Утро,
теплый теплый день День
теплый.
быть сегодня Буду
сегодня,
писать буду писать сегодня Буду
писать сегодня,
без - -
Вам кофе с сахаром? - Без.
чтобы
так - Так.
Каждое слово имеет зна - Словосочетание
- это смысловое Предложение - это конструкция
чение. Слово - это лек - и грамматическое
сочетание двух или которая состоит из слов, сло-
сична единица, которая виль - больше
полнозначных слов, которое восполучень или
одного сло-
но воспроизводится языков - выполняет
функцию расчлененного ва и выражает интонационную и
пенни для построения вы - наименование
чего-то смысловую законченность мысли словлення
- Рассмотрите таблицу подчинительных и сочинительных связей между
словами, сделайте выводы.
Подчинительные словосочетания Сочинительные
словосочетание
Можно так можно так можно так сказать? Или
можно так
сказать? сказать?
сказать?
старший брат брат чутко брат и сестра
брат и старший
вышел из института вышел институтом хлебом и
солью___________________________ хлеба и солью
буду сеять цветы буду цветы и птицы
звери птицы и сорока
на крыльях песен песня на книге веселые и счастливые
веселым и счастливы
удлинение удлинение от писал, и перестал писать, и
согласных согласных перестал
на руку клюка на руку карандаш не сегодня, а завтра
не сегодня, не
только завтра
Задание таблиц - раскрыть определенную грамматическую, орфографическую, пунктуаційну
закономерности, дать своеобразную модель понятия, правила. Согласно разделов
школьного курса языка они разделяются на таблицы с фонетики, лексики,
фразеологии, словообразования, морфологии, синтаксиса, орфографии, пунктуации.
Таблицы часто служат иллюстрацией к соответствующему материалу (большинство их
изготовленная типографским способом). Это таблицы с изображением речевых органов,
чередование гласных и согласных звуков, классификации гласных и
согласных звуков; таблицы типов склонений и дієвідмін, словообразование
знаменательных частей речи, способов выражения главных и второстепенных членов
предложения разных типов простого и сложного предложения, таблицы с дидактическим
материалом для изучения орфографии, пунктуации и др.
Обобщающим могут быть таблицы о знаменательные части речи (значение,
грамматические признаки, способы словоизменения и словообразования, синтаксическая роль), о
члены предложения (что означает, чем чаще всего выражается, на какие вопросы
отвечает) и др.
Есть текстовые таблицы, дающие материал для различного вида творческих заданий, анализа
языковых явлений, интонационно-смысловых и стилистических наблюдений и т.д.
Словарные таблицы строятся на материале лексики и облегчают
запоминание тематических групп слов.
Изучение отдельных грамматических тем требует динамики изображения
("Словообразование", "Синтаксические синонимы"). Эту динамику
обеспечивают динамические (подвижные) таблицы.
Различают динамические таблицы с движущимися полосками, с загнутыми частями,
лентовидные таблицы с загнутыми краями, таблицы с аппликациями,
таблицы-опоры, таблицы-схемы.
Широкое применение в изучении языка имеют таблицы-схемы.
Схематическое строение таблицы развивает абстрактное мышление учащихся, концентрирует внимание
на важных для запоминания моментах. Так, в таблицах-схемах, связанных с
правописание префиксов, суффиксов, окончаний, стоит выделять только нужные
морфемы. Это разгружает таблицу от конкретного языкового материала, основную
внимание сосредоточивает на соответствующих орфограмах. Аналогично строятся таблицы-схемы с
пунктуации. Они передают схематическое изображение предложения и знаки препинания в
нем. Например:
Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях
Основные
правила Примеры
Запятые ставятся
Между
частями сложноподчиненных предложений, что Ой верба, верба, где ты росла,
твое
имеют
свои синтаксические центры_______________________
листики вода снесла (Род, тв.). _____________________
Точка с запятой
Между
осложненными или далекими по смыслу Я люблю ехать на поле тогда, как нивы
зеле - частями ставиться точка с запятой ніють
и волнуются зелеными волнами;
когда
отяжелевшие колосья веслами об голову, в уши;
когда нивы поцяцьковані
синими васильками и красными маковками (Нечуй-
Левицкий)
Тире или запятая и тире
Если вторая часть произносится с резким Сколько бы мы таких кубков
горьких не пили, - усилением тона (с целью сильнейшего интонационного и
смысловой ее еще останется цілеє море (Леся Украинка). выделения), между
частями складнопідрядного предложения ставится тире
Кроме названных, в процессе изучения языка используются схемы языкового разбора
(фонетического, лексического, морфемного, словотвірного, морфологического,
синтаксического).
Картины и рисунки являются важным материалом для написания сочинений или выполнения
задач по развитию устной речи. Они используются также для составления
учащимися предложений, словосочетаний, подбора тех или иных лексико-грамматических разрядов
слов. И картины, и рисунки оживляют урок, активизируют умственную деятельность
учащихся, заинтересовывают.
Своеобразным видом наглядности при изучении деловой речи есть образцы деловой
документации, как: объявление, заявление, доверенность, расписка, протокол, акт и
др.
Все виды наглядности широко применяются на уроках языка, они облегчают
изучение, закрепление, обобщение и повторение материала, способствуют
активизации мыслительной деятельности учащихся.
Технические средства обучения. По характеру воздействия технические средства делятся на
такие, что влияют на звуковое восприятие (магнитофон, проигрыватель, радио), на
зрительное (епідіаскоп, кодоскоп, фильмоскоп), аудиовизуальные (кино, телевидение,
компьютер).
Современные достижения науки и техники способствовали возникновению нового направления в
дидактике - компьютеризированного обучения, популярность и перспективность которого
очевидны как за рубежом, так и в Украине. Попутно отметим, что среди
педагогов по сей день существуют ошибочные взгляды на место и роль информатики в обучении.
Во-первых, отождествляются два процесса: компьютеризация обучения и использования
средств и методов информатики в обучении. На самом же деле компьютеры - лишь один
(хоть и мощный) с технических средств информатики. Поэтому компьютеризация -
это только часть процесса разностороннего внедрение информатики. В целом же
информатика уже сегодня дает образовании гораздо больше, чем сами компьютеры, а ее
перспективные возможности вообще еще не изучены.
Во-вторых, ошибочным является представление об использовании информатики в школе только за
последние года. На самом же деле элементы информатики используются в процессе
обучения и воспитания издавна. Так, при заучивании какого-либо текста наизусть,
часто, используется простейший алгоритм: повторяй текст до тех пор, пока
не выучишь его. Это, конечно, не самый лучший, а все же - алгоритм, то есть он
входит в понятийной сферы такой науки, как информатика.
Ранее элементы информатики, как правило, использовались в обучении или не
осознанно, или без опоры на те важные для обучения свойства, что
изучаются в информатике. В наши дни эти недостатки преодолеваются учащимися и
разворачивается процесс более широкого применения разнообразных элементов
информатики в обучении.
В-третьих, ошибочным является мнение о применении информатики (и прежде всего
компьютеров) преимущественно в математике и физике. А между тем, при изучении
любого предмета именно информатика дает возможность значительно повысить эффективность
обучения, сделать его глубже, многообразнее и содержательнее.
Безусловно, компьютер является универсальным полифункциональным техническим средством,
который может выкапывать в учебе целый комплекс дидактических функций.
Компьютер способен выполнять самые разнообразные операции, давать любую
учебную информацию, необходимый справочный материал, дает возможность
программировать различные виды упражнений, заданий проблемного характера, вопросников для
самопроверки, образцы грамматического разбора и т.д.
С целью совершенствования речи школьников учитель может использовать
телепередачи. Они эффективно сочетают изображение со словом, передают движение,
розгоріння действия сопровождается пейзажными картинами, музыкой. Все это помогает
формировать навыки наблюдения, умение передавать виденное, кратко и логично
излагать свои мысли, правильно их оформлять.
Задания здесь могут быть самые разнообразные: составить простой или расширенный план
литературной передачи, написать краткий пересказ телевистави, кратко закон -
спектувати выступление политического деятеля, ученого, писателя (учитывая
продолжительность выступления).
Технические средства обучения открывают широкую перспективу для наглядности
материала с языка. Они выступают источником новой информации, материалом для
наблюдений и выводов, представляют значительную помощь в преодолении абстрактности в
изучении языка, способствуют и развитию познавательных интересов и сознательном
усвоению знаний.
Вопросы и задания
1. Раскройте содержание понятий "технология обучения", "интерактивные
технологии". 2. Чем обусловлено наличие различных классификаций методов?
Назовите авторов известных классификаций.
3. Какие методы обучения выделены в классификации по уровню познавательной
деятельности учащихся?
4. Какие методы обучения определяют авторы классификации по источникам знаний? 5.
Назовите методы обучения языку по классификации, в основу которой положены способы
взаимодействия учителя и учащихся на уроке. Кто авторы названной классификации? 6. Что, на
вашему мнению, побудило ученых и практиков к поискам интерактивных методов
обучение? В чем их особенности?
7. Наведите
примеры применения интерактивных методов обучения при изучении любого
раздела школьной программы.
8. Раскройте
внутренняя связь между понятиями "метод"и "прием".
9.
Почему каждая отрасль методики обучения имеет специфические приемы? Чем это обусловлено?
Назовите специфические приемы обучения языку.
10. Которые
требования перед учителем и учениками выдвигают теоретики и практики проблемного
обучение? От чего зависит эффективность применения проблемности в обучении
языка?
11. Составьте
фрагмент урока по теме "Второстепенные члены предложения", предусмотрев
создание на уроке проблемной ситуации.
12. Что
предполагает системный подход к обучению языку? Чем это обусловлено? Наведите
примеры.
13. Которые
преимущества имеет компьютеризированное обучение?
14. Которые
особенности имеет мультимедийное обучение?
15. В
почему перспективность дистанционного (удаленного) обучения? Каковы его разновидности?
16. Охарактеризуйте
средства обучения языку.