Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия посбіник

Тема 2. МЕТАФИЗИКА

 

§ 4. Спекулятивная теология

Метафизические доказательства бытия Бога

Доказательств бытия Бога немало. Например, историческое доказательство бытия Бога исходит из мысли, что идея Бога не случайно получила широкое распространение. Все народы имеют религиозное мировоззрение, знают идею Бога, а значит допустимо предположение, что Он существует.

Главные из доказательств: онтологический, космологический, телеологический и моральный.

 

Сущность онтологического доказательства состоит в попытке рационального доказательства бытия Бога из самого понятия о Нем. Основывается этот довод на законе тождества и поэтому имеет априорный, независимый от опыта характер. По своей рациональной природе он есть не что иное, как аналитическое прояснение понятия Бога, выяснение условий его бытия как непротиворечивости бытия и мышления. Впервые онтологический аргумент бытия Бога привел Ансельм Кентерберийский. Философ исходил из понимания Бога как совершенной существа, больше которой ничего не может. Итак, все, что существует, входит в содержание Его понимания. Вывод: бытие Бога необходимо, Он необходимо существует. Ансельм задает вопрос, не безумие говорить, что Бога нет? И, отвечая, указывает, что Бог существует настолько истинно, что Его невозможно представить таким, что не существует. Всеобщей вере в Бога отвечает «высшее благо, которое не требует ничего другого, в котором все имеет потребность для благополучия и бытия». Фома Аквинский раскритиковал Ансельма за то, что в онтологическом доказательстве Бога достоверность его существования выводится только из слова Бог, ведь не все «с необходимостью понимают под словом Бог что-то, более чем не может быть помислене больше». Однако стоит отметить, что Ансельм опирается не на пустое слово, а на веру, как несомненную достоверность. Понятие Бога для верующего воспринимается как действительное, оно имеет своим содержанием не только то, как нужно верить в Бога, но и как Его мыслить. Итак, Бог самоочевидный.

Г. Декарт также в своих доказательствах бытия Бога ссылается на то, что Его существование совпадает с Его сущностью, ведь философ не желает мыслить самую совершенную существо без наивысшего совершенства». Философ говорит о самую совершенную существо, не сравнимой с другими вещами, а следовательно, возложенную как безотносительное и самостоятельное сущее.

Доказательством бытия Бога для Декарта является «использование метода ясного и четкого познания». Исходным пунктом при этом является вопрос о передпосилання сомнения. Сомнение - признак несовершенства и сомневается лишь тот, кто осознает собственное несовершенство. Бог несомненный через то, что он - наивысшее совершенство. Для Декарта идея совершенного существа является условием любого самоосознания Я. Эта идея способствует единства существования и сущности в Боге. Бог не может мислитись без того, чтобы одновременно мислилось, что он существует. Где о Боге положено говорить адекватным образом, невозможно Его мыслить и одновременно признавать Его таким, что не существует. Следовательно, Бог не только понятие, но и предпосылка моего существования, благодаря которой, я постигаю себя в собственной конечности. Для Декарта Бог самоочевидный, как самоочевидное положение «Я существую». Ф. Шеллинг отметил, что этот аргумент объективирует Бога, ведь представляет Его как «абсолютную реальную причину своего знания для себя, но не для меня». Человек, который сознательно говорит Я, не означает одновременно, что она утверждает: «Я есть». Тогда как утверждение «Я есть» - не тождественно промовлянню Я. И. Кант подверг онтологическое доказательство серьезной критике собственно из-за невозможности описывать бытие как один из элементов содержания понятий. Проговаривание Я всегда нуждается в дополнительных оснований через собственную не состоятельность и не способно доказать существование или не существование Бога. Для таких доказательств можно обращаться только к вере.

Через пороки онтологического доказательства бытия Бога мыслители предлагали косвенные, опосредованные способы Его доказательства. Таким является космологический доказательство.

Суть космологического доказательства бытия Бога заключается в доказательстве бытия Творца через познание и анализ Его творения. Космологический доказательство, в отличие от онтологического доказательства, имеет апостеріорний, то есть досвідний характер и сводится к причинно-следственных связей в мире. Причем эти связи распространяются и на материальном, и на потусторонний мир. Исходя из факта всеобщей обусловленности всех вещей мира, Фома Аквинский понимал Бога как общее основание мира, безусловную, в себе сущую, абсолютную сущность и разработал систему космологических аргументов. Она состоит из пяти основных доказательств, или путей от мира к Богу.

Первое доказательство подражает аристотелівський аргумент о неподвижный першорушій. Каждая способна к движению вещь приводится в движение другой вещью, поскольку нельзя одновременно приводиться в движение и быть двигателем. Другое дело так же требует движка и так до бесконечности. При таких условиях движение беспочвенный, однако предположение перводвигателя выводит из тупика. И таки першорушієм есть Бог. То же касается и причины всех вещей. Первопричиной мира является Бог.

Третий космологический аргумент исходит из случайности всех вещей мира. Наш мир является миром становления, в котором все вещи в равной степени причастны к бытию и небытия, все подлежат разрушению и рождению. Следовательно, ни одна вещь не существует необходимо. Поэтому должна существовать такая вещь, которая существует сама через себя. Это и есть Бог.

Четвертый аргумент исходит из различных качеств вещей в мире. Вещи по-разному хорошие, плохие, одни более быстрые, другие более горячие. Однако сравнивать вещи возможно, когда есть основание сравнения, мерило, с помощью которого мы сопоставляем эти вещи. Таким критерием является самая совершенная вещь - Бог.

Пятый аргумент исходит из целесообразности устройства вещей и мира, с определенного порядка в нем, что свидетельствует об разумного устроителя, Творца, который все разумно устроил. Это доказательство, Тома квалифицирует как путь к Богу, известный под названием телеологического доказательства.

Телеологический доказательство - это доказательство по замыслу. Впервые это доказательство выложил Цицерон в трактате «Происхождение Богов». Вселенной должен править Высший разум, ведь мир имеет на себе отпечаток божественного разума. Мир рассматривается по аналогии с созданными людьми вещами, ведь каждая предназначена для определенной цели и нуждается для своего существования мастера. Соответственно, разумное устройство мира требует разумного замысла и Создателя.

Все приведенные космологические аргументы построены по одной схеме и связаны с переходом от отдельных единичных вещей и отношений между ними к миру в целом. Осуществляется такой переход через понятие бесконечности.

Самое убедительное опровержение доказательства по замыслу можно найти в замечаниях, которые принадлежат И. Канту.

И. Кант один из немногих заметил, что Бог не может быть предметом внешнего мира, что Он всегда идея, которая не поддается логической аргументации, то есть доказыванию. Эта идея определяющая, ведь направляет мысль на поиски безусловного, даже без надежды достичь Необъятное. Она имеет практическое значение, ведь есть практикой сознания, то есть моральных деяний человека. Моральный аргумент построен на утверждении того, что человек должен верить в Бога, должен быть нравственным, поскольку это извечная познавательная способность человека. Отказ от своей вечной сущности перечеркивает будущее и опустошает душу, приводит к произволу. Все попытки опровергнуть моральный аргумент апеллируют либо к тому, что человек сам создает идею Бога, или формы призыва доказательства. В контексте философии И. Канта идея Бога непринужденно есть и поэтому человек сам стремится идеи Бога, непосредственно опирается на нее в своих поступках и деяниях. Такое представление доказательства бытия Бога преодолевает притяжение к принуждению и склонности (привлекательности) рациональных аргументов и показывает безальтернативность (невозможность не выбрать) морального доказывания.