Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Лекция 5

БУДДИЗМ - МИРОВАЯ РЕЛИГИЯ

5.3 Буддизм в современном мире

Говоря о буддизме в современном мире, следует отметить, что тенденции мирового развития последних десятилетий оказали значительное влияние на идеологию буддизма. Кроме того, имеющаяся в мировой культуре тенденция активного сосуществования, взаимовлияний и других інтеркультурних контактов изменила за последние десятилетия «статус» буддизма, превратив его из феномена азиатской культуры явление в значительной степени наднациональное. Например, один из первых европейцев, обратил внимание на буддизм, немецкий философ Артур Шопенгауэр, позаимствовал в буддизме идею нирваны, которую понимал как абсолютную безмятежность (без легкомысленного содержания слова). Начиная с конца XIX века распространяется массовая заинтересованность буддизмом среди западной интеллигенции. Немалую роль в этом процессе сыграли наша соотечественница Е. Блаватская и англичанин Олькотт, которые основали «Теософское общество», известное как «западная необуддійська мистическая секта».

Доктрина буддизма составляет основу учения Агни-Йоги, которая в последнее время нашла немало сторонников в Европе. Здесь следует отметить роль выдающегося русского художника М. К. Рериха и его жены О. М. Рерих, которые в широко известном в наше время сочинении «Живая этика» (другое название «Агни-Йога») смогли совместить религиозно-философские достояние Востока, прежде всего буддизма, с европейской рациональной традиции мышления, переориентировав ЕЕ на проблемы этического характера. Рерихи рассматривают человеческое бытие как неделимое единство прошлого, настоящего и будущего в процессе духовной эволюции человека. По их мнению, основой человеческого бытия является психическая энергия; но овладеть ею возможно лишь путем нравственного преобразования природы. Духовное совершенствование человека наиболее эффективное не в монастырских стенах, а в водовороте жизни, сотрудничества с Космической иерархией (по поэтической терминологии Рерихов).

Маркантною есть судьба дзен-буддизма. Дзен (то есть «медитация») - влиятельная буддийская школа в Японии, вобравшая элементы многих буддийских направлений; она уделяет большое внимание проблемам психотренинга, для чего используется практика дзэн и коан. Главный принцип дзенського учение изложено в афоризмові:»Все в одном и одно во всем». Дзен не признает крайнего аскетизма, ибо считает, что человеческие желания надо не подавлять и уничтожать, а направлять до духовных сфер.

Дзен-буддизм в определенной степени созвучен даосизму. их объединяет одно понимание религиозной жизни, освобождение как процесс внутреннего слияния человека с миром, вплоть до отказа от внутреннего «я». Главным принципом этого процесса выступает не деяния, в котором реализуется истинная природа человека.

На протяжении всей своей истории дзэн имел большое влияние на различные сферы жизни японского: этику, эстетику, искусство, быт и т.д. Простота, естественность, гармония стали не только эстетическими принципами искусства Японии, но и образом жизни японцев.

В XX веке, прежде всего благодаря усилиям Д. Судзуки, дзэн становится достоянием европейской культуры. Отголоски дзен можно проследить в творчестве Г. Гессе, Дж. Сэлинджера, живописи А. Матисса, в работах психологов Карла Юнга и Эриха Фромма и других. В 60-е годы XX века «дзенівський бум» охватил многие американские университеты, повлиял на движение битников (форма протеста преимущественно молодых американских интеллектуалов против лживых норм и ценностей общества).

В самой Японии сейчас кроме храмового буддизма существуют новейшие религии, что представляют собой различные течения буддизма. Одна из них, «Сока гаккая», отказавшись от традиционного буддизма сознательного ухода от общественной деятельности, перешла к активным политическим действиям. На этой почве создано «Партию справедливости». Таким образом, диапазон политической активности японского буддизма в XX веке достаточно широк: от объявления в 1938 году Будды патроном японской армии к активным антимілітаристських и демократических движений.

В современном буддизме существуют влиятельные международные организации, среди которых наиболее известная - «Всемирное общество буддистов», региональные центры которой находятся в Англии, США и других странах. Религиозная статистика свидетельствует о том, что в начале XXI века каждая 18 человек планеты - буддист. В наше время буддийские организации играют важную социальную роль, подтверждая ту истину, что буддийское отношение к миру, человеку, ко всему живому приемлемое для всех эпох и культур.