Лекция 5 БУДДИЗМ - МИРОВАЯ РЕЛИГИЯ
5.2 Основные догматы и течения буддизма
Буддизм - это религиозная доктрина и система практики, которые созданы на основе древних религиозно-философских учений Индии. Он использует в своем учении принцип перерождения (сансара), идеи отдача (карма) и праведного пути (дхармы).
Об истоках буддизма красноречиво свидетельствуют два типа источников: литературные и археологические. Первыми письменными источниками являются надписи, отчеканенные в III веке до н. э. в разных местах Индии по приказу царя Ашоки, который сделал буддизм государственной религией. Важнейшим первоисточником учения буддийской канонической литературой считается Трипитака. Санскритское слово «Трипитака» означает буквально «Три корзины» и переводится как «три корзины мудрости», то есть закон, учение. Название, очевидно, объясняется тем, что древнейшие тексты занотовувалися на пальмовых листьях, которые потом складывалось в корзины для хранения, являя собой своеобразную библиотеку. До наших времен дошли лишь поздние списки и переводы Трипітаки, куда многими школами буддизма внесено немало изменений. Поэтому в конце XIX века буддисты решили создать исправленный текст канона и с этой целью созвали в 1871 году в Бирме собор, на котором его участниками был разработан унифицированный текст Трипітаки. Этот текст потом был отчеканен на 729 мраморных плитах, каждая из которых положена в специально выстроенного небольшого храма. Вырос город - библиотека, где хранится буддийский канон - Кутодо, место, которое почитается всеми буддистами мира.
О чем же говорится в главной книге буддизма? Трипитака состоит из трех частей, чьи названия дают общее представление о содержании. Это «корзина устава», «корзина поучений» и «корзина толкования учения».
Стержнем содержания буддизма является проповедь Будды о «четыре благородные истины». Первой из «благородных истин» есть такая: существует страдание. Необходимость страдания следует из взаимообусловленности и взаимозависимости всех событий и фактов. Уже факт рождения неизбежно ведет за собой череду страданий. Человеческая жизнь, тяготение к наслаждению обусловлено чувственным опытом и страданиями, которые сопровождают человека. Всякая жизнь, всякое существование в каждом его проявлении является страданием. Рождение, болезнь, горе, радость, невозможность получить желаемое, смерть - все это составляет страдания. Такой постановкой вопроса буддизм отличается от большинства религиозных доктрин, которые, как правило, построены на противопоставления-ленни земного мира, что воспринимается чувственно, мировые небесном Пребывания в земном мире должно использоваться для подготовки к жизни после смерти в мире небесном. Буддизм же, напротив, используя постулат брахманизма о перевоплощении, считает, что смерть, которая сама по себе является страданием, не освобождает человека от страданий. За смертью наступает новое рождение, в котором душа забывает все, что связано с предыдущим воплощением Человека, подхваченная вихрем бытия, привязанностью к земному, накапливает карму, что определяет следующие перерождения после смерти, конкретную форму перерождения человека; карма порождается самим человеком и является итогом всех ее поступков, мыслей, чувств, привязанностей в предыдущих жизнях.
В доказательство сказанного приведем пример, хорошо иллюстрирующий изложенный выше содержание первой из четырех «благородных истин» буддизма. В Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге хранится танка (буддийская икона) под названием «Колесо сансары». Ее было найдено известным путешественником П. Козловым при раскопках мертвого города Хара-хото в песчаной пустыне Гоби. Изображение иконы объясняет процесс действия закона перевоплощения в его буддийском понимании. Можно увидеть все 12 отделов ада, через которые проходит человек после смерти, и 12 нидан, то есть этапов, на них делится жизнь отдельного живого существа. Рисунки, которые символизируют этапы жизни - нідани, расположенные вдоль внешнего края колеса сансары («круговорота», бесконечного перевоплощения). Среди множества рисунков здесь изображен роженицу - символ рождения и старика - символ старости и смерти. Смерть являет собой всю жизнь, ведь старение начинается с момента рождения, а новая жизнь опять порождает желания и страсти, вызывающие новое перерождение - и так без конца: движется колесо сансары, что несет новые страдания, возвращая человека вновь к жизни на Земле.
Такова буддийская диалектика земного бытия. В связи со сказанным стоит вспомнить дискуссии специалистов относительно философского содержания буддийских догматов. Некоторые считают буддизм, в первую очередь ранней, учением диалектико - материалистического и даже атеистического толка. Например, автор исследований по истории индийской философии М. Рой подчеркивает, что учение Будды не было религиозным. Он уклонялся от дискуссий по поводу абсолютного, вопросов о боге, душе и других не потому, что не знал ответа, а в связи с тем, что цель его учения была сугубо практической: избавить людей от страданий.
Вторая «благородная истина»: существует причина страдания. Она содержится в желаниях, в чувственном опыте. Стоит обратить внимание на такой аспект: человек, пользуясь материальными и духовными ценностями, рассматривает их как реальные, постоянные, она желает их иметь. Такие желания приводят к продлению жизненного процесса, создавая непрерывную цепь борьбы за существование. Однако такие желания, согласно доктрине буддизма, стимулируются невежеством (в буддийском смысле) Именно оно приводит к волевых действий, которые создают карму, поддерживая процесс перевоплощения живого существа, тем самым, продлевая его страдания.
Третья «благородная истина» страдание может быть прекращено через осознание того, что предметы внешнего мира и желание являются иллюзиями, как и все, что мы чувствуем. Таким образом проблему человеческого спасения перенесено в сферу сознания. Полное затухание и прекращение всех желаний и страстей, отказ от них, освобождение - в этом смысл третьей «благородной истины», о прекращении страдания. Полное искоренение всех желаний отвечает в буддизмові состояния нирваны (буквально «угасание»), которая, согласно буддийским представлениям, составляет цель человеческого существования. Стоит отметить, что нирвана в коем случае не является самоуничтожением. Это состояние освобождения от своего «я», полное угасание эмоциональной активности человека, прекращение «волнения дхарм». Будда трактовал нирвану как состояние идеального духовного совершенства, где душа полностью освобождена от всего личного, становится единым со всеобщим, свободным и действительным. Нирвана - состояние полного освобождения от всего, что способно принести человеку боль и страдания, освобождение от внешнего мира и мира мнений.
Частенько считают, что нирвана - это состояние, противоположное жизни. Однако согласно многим источникам, нирвана - это уменьшение фальшивых желаний и страстей, разрушение пламени вожделения, ненависти, невежества. Нирвана - это высшее состояние духовной деятельности, который свободен от низких предпочтений. Согласно буддизму, этого состояния способен достичь только тот человек, который прошел восьмеричный путь. Такой путь прошел Сиддхартха Гаутама, достигнув сначала просветление (самадхи), а затем нирваны. Он призвал к тому, чтобы свою активность направить на совершенствование своей жизни, своих мыслей, чувств, желаний, поступков. Не борьба с другими за место под солнцем, а борьба с другим, чужим в самом себе - вот путь к истине. Кодекс поведения человека, которая желала достичь нирваны, сводился, главным образом, к соблюдению строгих этических норм.
Четвертая «благородная истина утверждает, что существует путь прекращения страданий. Это так называемый «благородный восьмеричный путь», состоящий из восьми добродетелей: правильного понимания, правильного намерения, правильной речи, правильного поведения, правильной жизни, правильных усилий, правильных отношений, правильного сосредоточения. Человек, направляющийся путем добродетелей, становится на путь Будды. Этот путь постижения истины называют еще «срединным путем», поскольку он лежит между крайностями ведийской религии (то есть основанной на Ведах - древних сборниках текстов, которые связаны с ариями, древним населением Индии) с ее культами, обрядами, офіруванням и присущего некоторым течениям аскетизма, истощал и даже подвергал пыткам тело в поисках истины. Исходя из того, что Будда считал добро и зло, любовь и ненависть понятиями относительными, путь, избранный Буддой, пролегает между добром и злом - это также в какой-то мере объясняет его название - «срединный».
Следует отметить, что буддийский принцип срединного пути рекомендует избегать крайностей как в наслаждениях, так и в попытке избавиться от притяжения к ним. В морально-эмоциональной сфере буддизма господствует концепция терпимости, «относительности». Отсутствуют понятие ответственности и вины как чего-то абсолютного (можно сравнить, например, с первородным грехом в христианстве). В буддизме нет четкой грани между идеалами религиозной и светской морали, иногда отрицается аскетизм в его резких формах. Заслуживает внимание нравственный идеал буддизма, который фундується на принципе не причинения вреда окружающему миру (ахимса). В интеллектуальной сфере буддизма устраняет разницу между почуттєвою и формами умственной дея-тельности. Внедряется практика так называемой медитации, т.е. особого состояния погружения в собственное сознание, полного погружения в себя. Таким образом, практика медитации служит не только средством познания мира, но и одним из способов переформирования внутреннего мира человека, его психофизиологии и, в конце концов, культуры личности.
Как конкретный метод достижения этой цели достаточно популярной сегодня является индийская йога - комплекс мероприятий и упражнений для очищения тела и сознания и для достижения состояния «очищение ума». Йога - это способ физической и духовной подготовки к восприятию основных философских истин. Таким образом, как отмечают исследователи психологического аспекта буддизма, в этом учении были созданы эффективные методы психотренинг)' и психологической саморегуляции, психологической устойчивости.
Стоит подчеркнуть, что психология является очень важным функциональным элементом буддийского религиозного комплекса, где теория сознания составляет основу религиозно-философского учения с начальных этапов его развития. Выходя за пределы буддийских сообществ, получая светский характер, эта религия стимулировала заинтересованность психологическим состоянием человека, помогала контролировать ее эмоции, составляла программу самосовершенствования человека.
Канонический буддизм рассматривает человека как отдельный мир в себе, что порождает себя и себя же уничтожающий или спасающий. Мир - иллюзия, проекция внутреннего состояния человека, его страстей, фальшивых мыслей.
Один из наиболее важных принципов буддийского учения, который формирует соответствующее мировоззрение - непостоянство элементов. В мире не существует ничего постоянного, устойчивого, все в нем меняется. Это означает, что в мире не существует гарантий благополучия и избавления от страданий. Соответственно, это означает, что в мире ничто не считается причиной страданий. Причиной страданий является сам человек, прежде всего, ее миропонимания, «замутнена сознание». Жизнь во всех ее проявлениях, согласно буддизму, есть выражение различных комбинаций или «потоков» нематериальных частиц - дхарм. Сочетание дхарм определяет бытие всего существующего в этом мире: человека, животных, растений и т.д. После распада определенного сочетания дхарм наступает смерть, но дхармы не исчезают бесследно, они создают новую комбинацию, которая возникает согласно закону кармы - чествование в зависимости от поведения в предыдущей жизни. Человек должен стараться достичь такого состояния, чтобы прервать бесконечную цепь превращений (сансаре) - колеса жизни и достичь состояния покоя, слияния с Буддой.
Буддизм впервые обратился к человеку не как к представителю какого-либо сословия, племени, а как к личности. В отличие от последователей брахманизма Будда считал, что женщина наравне с мужчиной способна достичь наивысшего духовного совершенства.
Подчеркнем, что не стоит говорить о буддизме вообще, независимо от времени и условий его существования, ведь в его состав входят различные религиозно-философские школы, направления. Обратим внимание на две крупнейшие течения: хінаяну и махаяну.
Хинаяна, то есть узкий путь спасения, является наиболее ранней формой буддизма. Согласно ее учению, достичь спасения может лишь небольшое количество людей. Это те, кто разрушил все связи с миром, отказался от семьи и имущества, постригся в монахи, стал монахом - аскетом. Хинаяна, в свою очередь, распределяется на несколько религиозно-философских школ.
Махаяна, то есть широкий путь спасения, считается более поздней формой буддизма. В отличие от хинаяны, самым важным здесь является не личное спасение монаха, что порвал все связи с миром, а активный религиозный влияние монаха на мирян. Именно доктрина о пути спасения, открыт практически для всех, сделала буддизм привлекательным для огромного количества людей и позволила ему стать мировой религией. В махаяне принципиально иное, чем в хинаяне, представление о бодхисаттв (святых, что постигли нирвану). Если в раннем буддизме они не принимали никакого участия в человеческих делах, то в махаяне бодхисаттвы добровольно отказываются от опанованої нирваны ради того, чтобы помочь другим. С появлением бодхисаттв в буддизме начал развиваться пантеон святых, которым можно было молиться, просить о помощи. Рядом с большим Буддой (Шакьямуни) появились другие Будды, которые превратились в объекты почитания и культа. Возникает незнакомое для раннего буддизма представление о рае и аде, развивается космогония, которая изображает много небес, на которых размещается пантеон богов, состоящий из будд, бодхисаттв и архатов. Сам же Будда из Учителя мудрости превращается в Бога-Спасителя. Известно, что хинаяна отвергла посредничество брахманов, но в махаяне уже возникает посредник в образе монаха, который помогает человеку на пути к спасению. Махаяна рассматривает Будду не как конкретную личность, а как олицетворение высшей основы, - абсолютной мудрости, абсолютного совершенства. Нововведением махаяны стал культ Будды будущего Мантрейн - своеобразного буддийского мессии (его генетические корни ведет к Митры, митраизма). В махаяну проникает также концепция святого подвижника, который здесь принимает облик бодхисаттвы.
Таким образом, индивидуально-эгоистическая этика буддизма в махаяне превращается в альтруистическую, что совсем не свойственно индийской традиции, но характерно для многих других религий. Традиционный буддизм и современные его направления очень отличаются, хотя у них одна и та первооснова. Она базируется на вере в спасение человека путем достижения просветления (нирваны) благодаря ее духовных усилий.