Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

История педагогики Украины

Раздел V

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ, ОБРАЗОВАНИЕ, СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX вв.

8. Развитие образования, дошкольного воспитания и культуры в Украинской Народной Республике

 

Третий период украинской государственности в начале XX в. сделали возможным национальное возрождение и зарождение новейшей политической мысли на рубеже XIX и XX веков. События Первой мировой войны, ослабление оккупационной власти и, наконец, развал Российской империи через внутреннее потрясение социального порядка и политическое и национальное возвышение порабощенных народов облегчали становления Украинского государства.

С революционной ситуации в России воспользовалась Украина, которая, кроме социальных, на первый план поставила национально-политические требования. За время освободительных соревнований 1917 - 1919 гг. в Украине сменилось три правительства-Центральной Рады (17 марта 1917 г. - 28 апреля 1918 г.); Гетманщины (29 апреля 1918г.- 14грудня 1918 г.); Директории (26 декабря 1918г.- 2 февраля 1919 г.).

17 марта 1917 года в Киеве собрались представители различных политических партий, культурных, профессиональных учреждений и обществ, общественность и создали Украинскую Центральную Раду (УЦР) - вначале как всеукраинскую обще-общественное репрезентацию и координационный центр. Украинская Центральная Рада избрала председателем Михаила Грушевского, который вернулся в Киев из ссылки.

Основные направления своей деятельности в области развития культуры Центральная Рада определила в Воззвании к украинскому народу от 22 марта 1917 г. и в резолюции Украинского национального конгресса (апрель 1917 г.). В этих документах первоочередными ставились вопросы возрождения украинского языка, создание национальных образовательных учреждений, увеличение количества украинских газет, журналов, выпуск художественной и учебной литературы, развитие библиотечного дела, науки, музыкального, театрального и изобразительного искусств и т.п. Ведь отлучение в течение длительного времени украинского народа от родного языка и лишения его возможности получать национальное образование привело к тому, что в начале 1917 г. из 35 милл. украинцев более 75 % не умели читать, остальные же, принадлежавшей преимущественно к богатых слоев населения, училась на русском, польском, немецком и других языках.

Учитывая такое положение, руководство Центральной Рады, в частности председатель школьной комиссии (с июня 1917 г. - Генеральный секретарь по народному образованию) Иван Стешенко, принимали меры для создания украинских школ, подготовки соответствующих учительских кадров, постепенной украинизации высших учебных заведений, организации изучения родного языка на этнической территории Украины и в прилегающих к ней губерниях, где компактно проживало украинское население, ликвидации неграмотности среди взрослых, формирование национальной интеллигенции и т.д.

С целью эффективного проведения культурно-образовательной работы по инициативе председателя Центральной Рады Михаила Грушевского в апреле 1917 г. в Киеве был проведен первый, а в августе 1917 г. - второй Всеукраинские учительские съезды, которые выработали программу перестройки системы образования в Украине.

Новая школа должна стать демократической и украинизированной. Для этого на начальном этапе реформы системы образования предлагалось ликвидировать многоступенчатость и создать единую начальную школу, в которой подрастающее поколение всех сословий общества имело бы возможность бесплатно получить обязательное начальное образование с последующим ее продолжением в средних, средних специальных и высших учебных заведениях. Украинский язык должен изучаться с первого класса, а русский как государственный и другие языки - с третьего. Необходимым условием реализации этих планов было налаживание издание учебников и другой литературы на украинском языке для всей сети образовательных учреждений.

Новой школе отводилась ключевая роль в воспитании у молодежи наклона к творчеству, искусству, умственного и физического труда, формировании национального сознания путем обретения знаний по отечественной истории, природоведения, краеведения, этнографии.

Составной частью построения новой школы делегаты съездов считали создание сети учебных заведений для подготовки и переподготовки учителей и ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Для этого предлагалось открыть кафедры, курсы украинского языка в пединститутах, новые гуманитарные ВУЗЫ и педучилища, создать Педагогическую академию и Украинскую Академию наук, основать педагогический журнал, реорганизовать имеющиеся и открыть новые публичные гуманитарные библиотеки. Кроме того, на съездах был поднят вопрос о возвращении из-за рубежа и различных регионов России архивных документов и материа-ных ценностей, связанных с историей украинского народа и создание Национального архивного фонда Украины.

Таким образом, первые учительские форумы выработали программу культурно-образовательных преобразований. Сложность заключалась в том, что для реализации программы, во-первых, необходимы были средства, которых Центральной Раде бра-ковали; во-вторых, на выполнение ее основных пунктов отводилось мало времени, а именно: весна - лето 1917 г. К тому же уже с весны 1917 г. процесса культурно-национального возрождения украинского народа сопротивлялись различные шовинистически настроенные политические партии, течения и общественные организации как на территории Украины, так и во Временном правительстве.

Несмотря на эти трудности, уже в апреле - июне 1917 г. вопрос о создании новой национальной школы и активизацию культурно-образовательной работы обсуждался на уездных и губернских съездах учителей и работников культуры, на съездах рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, на собраниях различных общественных организаций, их участники в целом одобрили курс первого украинского правительства на духовное возрождение украинского народа, разработали практические мероприятия по проведению культурно-просветительной работы на местах среди детей и взрослого населения.

Решая проблему финансирования новых украинских школ, Центральная Рада выделила определенные средства из национального фонда, который формировался за счет добровольных взносов граждан на территории Украины и за ее пределами. Это дало возможность уже весной 1917г. открыть первую, а летом этого же года - вторую и третью украинские гимназии в Киеве.

В течение мая - июля 1917 г. в Украине продолжался процесс перестройки российских школ на украиноязычные и учреждении новых учебных заведений. За это время лишь в крупных промышленных городах и губернских центрах (Полтава, Харьков, Чернигов, Херсон и др.) открыли двери 40 украинских гимназий. Сотни начальных и средних школ было создано в других городах и селах Украины. В Киеве из 60 школ (в них обучение проводилось на русском, еврейском, польском и немецком языках) 15 перешли на украинский язык преподавания.

Украинизация школы значительно активизировалась после объявления Центральной Радой Первого и Второго универсалов (июнь - июль 1917 г.), создании Генерального секретарства народного образования и принятие V сессией Центрального Совета постановления об организации Всеукраинского школьного совета и придание ей функций координатора перестройки всей системы образования. По этим же постановлением при губернских и уездных школьных округах, которые были подчинены Временному правительству и проводили великодержавную политику, образовывались комиссариаты Центрального Совета. На них возлагался контроль за выполнением решений о создании национальной школы.

После Октябрьского переворота и объявления Третьим универсалом о создании Украинской Народной Республики в составе Российской Республики Центральная Рада совместно с Генеральным секретарством образования приняли закон, согласно которому округа были ликвидированы, а управление школой передавалось губернским и уездным комиссариатам. В состав комиссариата входили четверо украинцев и трое представителей национальных меньшинств. Они не только совместно решали вопросы украинизации школы, но и проводили большую работу по культурно-образовательного развития национальных меньшинств Украины. В конце 1917 г. Генераль ному секретарству образования были подчинены все школы, гимназии, технические и коммерческие профессиональные училища, другие учебные заведения, расположенные на территории УНР.

Для успешного реформирования школы в стране не хватало учителей, а во многих регионах их не было совсем. Для решения этого вопроса еще весной 1917 г. в губернских и уездных центрах, других городах Украины начали открываться специальные курсы. Позже к этому делу были привлечены украинские гимназии, кафедры педагогических институтов и университетов, созданная Педагогическая академия, общество «Просвита» и др. Летом 1917 г. Генеральный секретарь народного образования Иван Стешенко обратился к Временному правительству России и Верховного главнокомандующего Юго-Западного фронта генерала Брусилова с просьбой демобилизовать учителей из Украины. В ответ на это обращение Брусилов к осени 1917 г. досрочно освободил из действующей армии около 13 тыс. педагогов. Учительские кадры пополнялись также за счет украинцев, которые откликнулись на призыв Центральной Рады и возвращались из разных районов России.

Принятые меры позволили уже в 1917/1918 учебном году развернуть широкую украинизацию начальных школ, которых тогда насчитывалось около 5400. В них работало 62000 учителей. Кроме того, было создано более 100 украинских гимназий, педагогические, технические, медицинские училища, агрономические школы, расширена сеть курсов для ликвидации неграмотности среди взрослого населения.

Значительную работу проводили Центральная Рада и Генеральный секретариат народного образования по организации национального высшего образования и укрепление ее материальной базы. Так, летом 1917 г. в Киеве был основан первый украинский народный университет. В нем функционировали историко-филологический, естественные-математический, юридический факультеты и подготовительные курсы. Необходимость открытия этого университета была обусловлена тем, что в существующем Киевском университете практически не было украинских филологов или специалистов, которые бы свободно владели украинским языком. Преподавание здесь велось преимущественно на русском, еврейском, польском, немецком языках, и университетские преподаватели сопротивлялись украинизации и возрождению национальной культуры. Кстати, в новом университете училась молодежь со всей Украины, в том числе из районов, которые тогда входили в состав Австро-Венгерской империи (Галичина, Буковина, Закарпатье). Кроме Киевского украинского народного университета, подобные учебные заведения были открыты в Николаеве, Харькове, Одессе, а также разработаны проекты и выделены ассигнования на создание национальных университетов в Умани и Каменце-Подольском.

Параллельно с образованием новых гуманитарных высших учебных заведений в действующих пединститутах было создано два самостоятельных историко-филологические факультеты, кафедры украинского языка в Харьковском и Одесском университетах, четыре кафедры украиноведения (языка, литературы, истории, права) в Киевском университете им. св. Владимира.

Значительное внимание Генеральный секретариат народного образования уделяет становлению технической науки. В частности, летом и осенью 1917 г. им принимаются меры, направленные па укрепление материальной базы ВУЗОВ этого профиля. Например, только Киевскому политехническому институту было выделено 149000 руб. В 1917 г. в Киеве открылся еще один технический ВУЗ. Центральная Рада учредила Высший экономический совет, на которую были возложены функции подготовки для республики экономистов, финансистов, организаторов торговли и др.

Решая вопросы повышения духовного уровня украинского народа, правительство в то же время не выпускал из поля зрения проблему развития культуры, языка, получения образования представителями других наций и народностей, которые проживали на территории Украины. Это их право гарантировалось соответствующими статьями универсалов Центральной Рады, а также законом УНР о национально-территориальную автономию национальных меньшинств Украины (январь 1918 г.), который, по определению секретаря из еврейских дел УНР М. Зільберфарба, был значительно прогрессивнее, чем законы Великой французской революции, гарантировали права человека. Воплощая в жизнь акты и законы Центральной Рады относительно национальных меньшинств, Совет Народных Министров УНР оказывала материальную к-помощи русским, еврейским, польским, немецким учебным заведениям. Например, для подготовки педагогов для еврейских школ в Киеве было основано учительскую семинарию, выделено для нее при-помещения, материальную помощь (15000 руб.), пригласили опытных преподавателей.

Несмотря на сложное экономическое положение республики, Центральная Рада тесно связывала процесс строительства новой национальной школы с решением вопроса о социальной защищенности учителей. Этому способствовало избрание в состав Центрального Совета пяти педагогов. По решению Генерального секретарства народного образования учителя и преподаватели ВУЗОВ в случае переквалификации, кроме основной зарплаты, получали материальную помощь (100 руб. в месяц). Зимой 1917 г. в связи с повышением цен на продукты всем педагогам было выдано единовременное пособие. Работников системы образования в основном за счет государства обеспечивали жильем и топливом.

Заботясь об охране здоровья учителей и преподавателей ВУЗОВ, о повышении их профессионального мастерства, Центральная Рада вместе с Министерством образования УНР в начале 1918 г. разработала закон, согласно которому недельная нагрузка на педагога составляло 12 часов, а месячная зарплата - 600 руб. В случае перевыполнения нормы нагрузки зар плата увеличивалась вдвое. Педагогам запрещалось иметь более 24 часов нагрузки в неделю. Однако воплотить этот закон в жизнь Центральной Раде не удалось, поскольку в конце апреля 1918 г. в результате государственного переворота власть перешла к гетману П. Скоропадского. Но сама идея, заложенная в этом законе, является актуальной и сегодня.

Заметное влияние на развитие культуры и образования широких слоев населения произвели общества «Просвещения». Эти организации в Приднепровской и Восточной Украине появились во время революции 1905-1907 гг., но после ее поражения практически прекратили свое существование. Новый этап их деятельности начался лишь после Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г. Как правило, инициаторами возрождения «Просвет» были украинская интеллигенция и политические деятели, в частности, Михаил Грушевский, Дмитрий Дорошенко, Сергей Ефремов, Владимир Винниченко, Борис Гринченко, Степан Васильченко, Павел Тычина, Александр Олесь и др.

Организационную и финансовую помощь в налаживании работы «Просвет» оказывали Центральная Рада, Генеральное секретарство, местные советы, земства. В течение апреля - июня 1917 г. практически во всех крупных городах Украины, губернских и уездных центрах, многих селах и воинских частях состоялись учредительные съезды или собрания «Просвет». Решения этих собраний способствовали образованию новых просветительских центров, активизации их культурно-просветительной работы, особенно после Всеукраинского съезда общества (июнь 1917 г.), который выдвинул перед местными организациями следующие задачи:

1582 ускорить создание при образовательных центрах библиотек, читален, клубов;

1583 оказывать всестороннюю помощь в организации украинских начальных школ для детей и курсов по ликвидации неграмотности взрослого населения;

1584 организовать повышение образовательного уровня военнослужащих из частей, расквартированных на территории Украины, русскоязычного населения, живущего за пределами этнических границ республики.

Кроме того, съезд утвердил структуру обществ «Просвита», руководящие центры которых находились в губерниях (филиалы - в уездах, ячейки непосредственно в городах и селах). Губернские центры «Просвещения» подчинялись Генеральному секретарству народного образования. Особенно активно работала «Просвещение» в Полтавской губернии. В течение весны - лета 1917 г. в городах и селах Полтавщины было создано 250 ячеек, каждый из которых объединял от 50 до 100 человек. Достаточно эффективно действовала Миргородская уездная «Просвита», которая имела 25 ячеек и насчитывала 2272 лица. На культурно-образовательную работу этого общества земское собрание выделило 21 тыс. руб. На эти средства было закуплено 5483 томов учебной и художественной литературы для 16 новых библиотек и пополнение книжных фондов ранее созданных библиотек.

Большой объем культурно-образовательной работы выполняла Киевская гу бернская «Просвещение» и ее филиалы. К ее руководящего органа входили писатели и общественные деятели, например, Борис Гринченко, а также студенты, преподаватели, профессора киевских ВУЗОВ и гимназий. При Киевской «Просвете» действовали библиотека, агитационная, лекционная, зрелищная и теат ральна комиссии. Она способствовала изданию произведений Тараса Шевченко, Михаила Драгоманова, Сергея Ефремова, Михаила Грушевского и других авторов, создала сеть курсов по ликвидации неграмотности среди рабочих, помогала педагогическим коллективам города проводить украинизацию школ, налаживала работу любительских театров и т.д.

Ячейки «Просвиты» знакомили трудящихся с решениями Украинского национального конгресса, универсалами Центральной Рады, инфор шли ход и последствия Первой мировой войны, о революционных событиях.

Летом 1917 г. все издательства и типографии Украины («Сеятель», «Путь», «Слово», «Череповский», «Вернигора» и др.) выпустили массовыми тиражами сотни наименований учебно-методической, художественной, исторической, технической литературы на украинском языке.

Наряду с учебной литературой печатались произведения украинских классиков - Тараса Шевченко, Ивана Котляревского, Леси Украинки, Петра Гулака - Артемовского, Ивана Нечуя-Левицкого, Архипа Тесленко, Михаила Коцюбинского, Ивана Франко, Василия Стефаника, Павла Грабовского и др.

Увидели свет сборники молодых украинских поэтов Александра Олеся, Никиты Шаповалова, прозаические произведения Бориса Гринченко. Публиковались также произведения Максима Рыльского, Ивана Огиенко, Павла Тычины, Ивана Липы, Михаила Грушевского и других известных и малоизвестных поэтов и прозаиков Украины.

Определенное внимание Центральная Рада уделяло изданию общественно-политической и исторической литературы. В течение 1917 г. увидели свет несколько сотен брошюр, написанных О. Білоусенком, Борисом Гринченко, Михаилом Грушевским, Иваном Огиенко, Сергеем Ефремовым, Модестом Левицким, Софией Русовою, Есть. Чикаленко и др. В них поднимались актуальные вопросы осуществляемых социально-экономических реформ, развития национально-освободительного движения, государственного строительства и другие проблемы общественной жизни Украины.

Среди исторической литературы преобладали труды Михаила Грушевского. Массовыми тиражами выходили его «Иллюстрированная история Украины», «Краткая история Украины», «Всемирная история в кратком обзоре (XIII - XVI вв.)», «Из политической жизни старой Украины (период с XIII по XVIII ст.)», «Про старые времена на Украине», «Откуда пошло украинство», «О украинский язык», «Какой мы хотим автономии» и др.

Различные проблемы прошлого освещались также в работах В. Пічети, Бы. Гринченко, М. Комара, В. Антоновича, С. Ефремова.

Печатались биографические и мемуаристичні исследования о Михаила Драгоманова, Тараса Шевченко, Михаила Коцюбинского, Ивана Франко, гетманов Украины Богдана Хмельницкого, Пилипа Орлика, Ивана Мазепу и др.

Заслуживает внимание опыт Генерального секретарства по использованию в культурно-воспитательной работе, особенно в школах, передовых на то время достижений науки и техники, в частности синематографів. С этой ме-той специальная комиссия собрала немало синематографічних аппаратов и передала их в пользование школам, гимназиям, ВУЗОВ, а также разработала программу создания учебных фильмов. При содействии этой самой комиссии культурно-просветительные учреждения стали активнее использовать кинофильмы в своей деятельности.

Национально-культурное возрождение Украинская Центральная Рада тесно связывала также с постепенной украинизацией государственно-административного аппарата. Этот процесс начался после обнародования Второго универсала.

18 февраля 1918 г. Малый Совет в Коростене утвердила герб УНР, в основу которого положен графический знак - трезубец Киевского государства времен Владимира Великого, а в марте этого же года УЦР предоставила украинскому языку статус государственного.

Занимаясь повышением образовательного уровня населения, Центральная Рада не выпускала из поля зрения и другие направления культурной работы, в частности возрождение театрального и музыкального искусств. В апреле 1917 г. был создан комитет по организации Украинского национального театра. Его возглавили Владимир Винниченко, Михаил Старицкий, Мы михаил Грушевский.

В то время под руководством Генерального секретарства народного образования была основана Украинская драматическая школа для рабочих Киева, а в уездных центрах - театральные кружки. Оказывалась помощь ранее созданным театральным группам и театрам. Наряду с этим Генеральное секретарство создало первую в Украине высшую театральную школу для подготовки профессиональных артистов, режиссеров, специалистов по организации театрального дела. В начале 1918 г. Совет Народных Министров УНР ассигновала на развитие материальной базы театров 210 тыс. руб. и освободила их от уплаты налогов.

При Генеральном секретарстве народного образования действовали также под отделы украинской песни и народной музыки и музыкального образования. Они приняли активное участие в создании Украинского национального хора, дирижером которого стал Кирилл Стеценко, открытии в Киеве курсов по подготовке певцов хора, школы нотной грамоты, трех общеобразовательных музыкальных школ и подобных заведений в других городах и селах Украины.

Летом 1917 г. комитет развернул энергичную деятельность, направленную на реконструкцию существующих и создание новых музеев. Налаживая музейное дело во всеукраинском масштабе, комитет организовал в Киеве курсы по подготовке специалистов для музеев и архивоведов.

В конце 1917 г. комитет открыл при Академии искусств Украинскую национальную картинную галерею. Ее основой стали картины, переданные из личных коллекций и закупленные на выставках и аукционах.

По решению Центрального Совета члены комитета провели в Петрограде обследования музеев и составили перечень художественных и исторических памятников, в том числе связанных с историей казачества XVI - XVIII вв., которые принадлежали украинскому народу. За этим перечнем казацкие клейноды и другие украинские национальные реликвии в конце 1917 г. были подготовлены к возвращению в Украину. Но началась гражданская война, и они бесследно исчезли.

В январе 1918 г. совместным решением министерств образования и земельных дел УНР была создана комиссия по охране памятников природы. Она поставила вопрос о защите окружающей среды и природных богатств Украины от беспощадной эксплуатации в процессе производственной деятельности человека. По проблемам экологии издавались брошюры, читались циклы лекций.

На эти сутки приходится развитие общественного дошкольного воспитания. Первые детсады в Украине были начаты в конце XIX в. по инициативе и на средства частных лиц и педагогических обществ. Попытки прогрессивной педагогической общественности добиться от царского правительства ввода детских садов в систему государственного образования и государственного финансирования успеха не имели.

Детсады в Украине, как и все другие учебно - воспитательные заведения, были русскоязычными, далеки от украинской культуры, духовной жизни украинского народа по содержанию воспитания и обучения.

В составе созданного Центральной Радой еще в августе 1917 г. Генерального секретарства народного образования (с 8 января 1918г. - Министерство народного образования) был отдел внешкольного образования и дошкольного воспитания. Общественное дошкольное воспитание фактически вошло в государственную систему образования, что имело большое значение для его развития в последующие годы.

Возглавила этот отдел София Русова, известная общественная деятельница, педагог. Еще в 1871 году она вместе со своей сестрой открыла один из первых в Украине частных детских садов. София Русова была среди ведущих преподавателей Фребелевского педагогического института, где с 191 1 года читала курс дошкольной педагогики. Все мероприятия, осуществленные в эти годы в Украине для распространения общественного дошкольного воспитания и подготовке для него педагогических кадров, связанные с ее именем.

София Русова всячески поддерживала Генерального секретаря образования Ивана Стешенко, который со всей решительностью воплощал лозунг - «украинизация народного образования, всех школ, всех образовательных организаций». Эту линию София Русова проводила и в дошкольном воспитании. В кратчайшие тер-мин она разработала концепцию украинского национального детского сада, которую выложила потом в труде «Дошкольное воспитание» (1918 г.). Эта концепция в своей основе была глубоко гуманистической, де-ною и созвучной направлениям прогрессивной отечественной и зарубежной педагогической мысли.

Благодаря усилиям Софии Русовой осуществлялась последовательная политика в области общественного дошкольного воспитания. Как отмечалось в обращении отдела от 11 октября 1917 г. к Генеральному секретарю образования, главная его задача - организация дошкольного семинарию для распространения этого дела по всей Украине и подготовки «деятелей дошкольного воспитания». Семинарий задумывался как научно-методический центр, где бы консультировали дошкольных работников и пропагандировали идеи общественного воспитания. До работы в семинарию привлекали опытных специалистов.

Отдел (департамент) с внешкольного и дошкольного образования и дошкольного воспитания на совещании в январе 1918 г. внес предложение «поднять вопрос о всеобщем обязательном дошкольное воспитание детей и провести это законодательным порядком», что фактически и было сделано. В подготовленном проекте официального документа «Регламент детских садов» отмечалось, что «все дети от трех лет должны ходить в детский сад или убежища», которые должны быть «везде бесплатные и организовываться на средства земского и городского самоуправления». То есть планировалось, что общественное дошкольное воспитание станет обязательным и бесплатным, и на достижение этой цели должны быть направлены усилия департамента.

Проект «Регламента детских садов» был напечатан в сборнике «Организационные советы в деле внешкольного и дошкольного образования» наряду с другими материалами, в частности, с планом устройство детских садов и летних площадок. Эти материалы составляли важные указания по организации садов и других форм общественного уходу детей дошкольного возраста.

Развитию дела должно способствовать введение отделов дошкольного воспитания в составе заведующих отделами и инструкторов.

Еще одним шагом в оформлении общественного дошкольного воспитания как равноправного звена в системе народного образования стало принятие в начале 1919 г. Советом Министров УНР Закона «О предоставлении прав государственной службы сотрудникам внешкольного образования и дошкольного воспитания». За ним разные категории дошкольных работников (заведующие отделами, инструкторы различных уровней, руководители дошкольных учреждений) приравнивались к соответствующим категориям работников начальной, средней и высшей школы. Для каждой категории определялся образовательный ценз.

Этот закон был принят по просьбе департамента внешкольного образования и дошкольного воспитания, который, обосновывая свое представление, отметил, что среди учителей средних и начальных школ есть немало охо чих пойти в дошкольное воспитание, но их сдерживает отсутствие льгот, которыми пользуются учителя государственной службы. Следовательно, правительственное постановление должна способствовать привлечению к работе с дошкольниками новых людей.

Руководители департамента решающую роль в создании украинского национального дошкольного воспитания отводили педагогическим кадрам. Однако, как вспоминала София Русова, «для организации украинских детских садов нигде нельзя было найти руководительниц - украинок». Поэтому значительное внимание в эти годы уделялось подготовке именно этих кадров для общественного дошкольного воспитания.

Продолжал функционировать открытый в 1907 г. в Киеве Фребелевских педагогический институт. В апреле 1917 г. при нем были организованы курсы по подготовке специалистов для работы в украинских и еврейских яслях, детских садах, приютах. Осенью 1917 г. в Институте наряду с российскими открылось и украинское отделение, которое возглавила София Русова. В книге «Мои воспоминания» она писала: «...Одной из первых моих акций было украинизировать Фребелевских институт». Софии Русовой избрали товарищем (заместителем) директора. Институт готовил сознательные украинские кадры для украинского по духу, форме и содержанию детского сада.

Был украинизирован и второе учебное заведение, готовившее работни ков для дошкольных учреждений - школа нянь-фребелічок Киевского общества народных детских садов. Собрание общества в апреле 1917г. приняли перестроить работу школы, направив ее на подготовку педагогического персонала для украинских детских садов. Внедрялось преподавание украинского языка, общей и детской украинской литературы, а также истории и географии. Кстати, собрание решили не украинизировать сады, открытые ранее, поскольку половина детей в них были «великороссами», а параллельно с ними создавать новые украинские детские учреждения.

Среди мер, направленных на обеспечение подготовки национальных педагогических кадров, в этот период особое место занимали специальные курсы, работали в апреле - мае 1918 г. На их выпускников (50 человек) возлагались большие надежды в деле открытия первых украин-ских национальных детских садов. В программу обучения, кроме традиционных тем, которые знакомили слушателей с основами теории и методики дошкольного воспитания и особенностями детей дошкольного возраста, вошла и тема «Украиноведение». Объем материала был незначительным и ограничивался знаниями, необходимыми будущим воспитателям для работы с детьми. Занятия на курсах проводили известные специалисты по дошкольному воспитанию: София Русова, Есть. Толмачевська, Василий Зеньківський.

Поскольку Фребелевских педагогический институт, оставаясь единственным высшим педагогическим учебным заведением в Украине по подготовке квалифицированных дошкольных работников, не мог полностью удовлетворить возросшую потребность в них, София Русова обратилась к министру народного просвещения с предложением ввести в учебные программы учительских институтов и педагогических курсов дисциплины по дошкольному воспитанию. Министр одобрил ее инициативу и дал распоряжение готовить соответствующий законопроект.

После провозглашения УНР народы, которые населяли Украину, получили возможность свободно развивать свою культуру, образование. Значительных успехов в создании национальных детских садов достигла еврейская педагогическая общественность. София Русова писала: «...когда украинское правительство дал евреям полную свободу национального образования, лучшие детские сады, которые мне пришлось видеть и в Киеве, и в Каменце, были еврейские». Функционировали отдельные курсы по подготовке дошкольных работников для еврейских садов, еврейская группа действовала и на вышеупомянутых курсах при Фребелівському институте.

Итак, непродолжительный по времени период существования УНР ознаменовалось значительными успехами в развитии общественного дошкольного воспитания: оно вошло в государственную образовательную систему, был осуществлен ряд мер для его дальнейшего распространения, разработаны теоретические основы создания украинского национального детского сада.

В годы УНР были заложены основы новой национальной школы, рас-ширилась сеть учебных заведений, началась украинизация системы образования и государственных учреждений, наладился выпуск украинской периодической прессы, увеличился выпуск книг, возрождались теа-тральные искусство, музейное дело. Однако эта работа проводилась в сложных политических и социально-экономических условиях, и поэтому не все меры Центральной Рады относительно культурного строительства были воплощены в жизнь.

Сутки Гетманата длилась семь с половиной месяцев.

Несмотря на сложную политическую и социальную обстановку, культура и образовательное дело развивались.

Руководило делом Министерство народного просвещения и искусств в лице министров Николая Василенко, Петра Стебницкого, Владимира Науменко, сталкиваясь с оппозицией в своей работе. Начальные школы легко переходили на украинский язык обучения, если были обеспечены соответствующими учителями. Поэтому большое внимание обращали на организацию обучения украинского языка в учительских семинариях.

Сложнее было с украинизацией средних школ. Нельзя забывать, что городское население в основном состояла из русских, представителей других национальных меньшинств и русифицированных украинцев. Родительские комитеты в средних школах, как и подавляющее большинство педагогов, враждебно относились к украинизации. Поэтому, чтобы избегать конфликтов, гетманское министерство образования посчитало целесообразным открывать новые украинские гимназии, чем украинизировать русские. В конце гетманской суток в Украине было около 150 украинских гимназий. В гимназиях с русским языком обучения как обязательный предмет был введен украинский язык, историю и географию Украины, истории украинской литературы.

6 октября 1918 г. торжественно было открыто в Киеве первый Государственный Украинский университет, а 22 октября - второй Украинский университет в Каменце - Подольском.

Тогда же «Просвита» и земство основали в Полтаве Историко-филологический факультет.

По Гетманата также основан Государственный украинский архив, в котором должны быть сосредоточены документы истории Украины, перевезены из архивов Москвы и Петрограда, Национальную галерею искусства. Украинский исторический музей, Украинскую национальную библиотеку.

В конце гетманской суток в этой библиотеке было уже более 1 000 000 книг, среди них много уникальных изданий, старопечатных книг. По количеству и качеству книг Национальная библиотека могла конкурировать с лучшими библиотеками Европы.

Между научными учреждениями первое место принадлежало национальной Академии наук. Потребность в ней была закономерной. В конце XIX в. украинским научным центром в значительной степени стало Львовское общество им. Т. Шевченко под руководством Михаила Грушевского, которое было реформировано в Научное общество. Основанное в 1901 г. в Киеве Украинское научное общество не успело широко развернуть свою работу, потому что война 1914 г. уничтожила все украинские учреждения. За гетмана Павла Скоропадского было основано Украинскую Академию наук. Ее торжественное открытие состоялось 24 ноября 1918 г. Она имела три отдела: историко-филологический, физико - математический и социально-экономический.

К достижениям в области культуры за гетманской суток нужно еще добавить основания Украинского театра драмы и оперы, Украинской государственной капеллы под руководством Александра Кошица и Государственного симфонического оркестра под руководством В. Горелого.

1918 год, по словам Дмитрия Дорошенко, надолго может быть бесподобным, недосягаем по количеству изданий и тиражей. За это время проведена украинизация школ всех ступеней. Создана сеть украинских магазинов. Открыто немало украинских издательств. Оживляется работа с детьми. В частности праздника елки приобретают национального спрямування. их часто устраивают на благотворительные средства или во время праздника собирают пожертвования для детей - сирот, семей погибших воинов и т.д.

При Директории сплоченные возле министерств украинские кадры продолжают работать. Приняты меры к основанию украинских лицеев. В первые два месяца Директории издано несколько законов о правах и улучшение материального положения учителей. При Министерстве народного образования продолжает действовать департамент дошкольного воспитания, возглавляемый Софьей Русовою.

Министры Министерства народного образования Петр Холодный и Иван Огиенко продолжали украинизацию тогдашней школы.

Петр Холодный заключил законопроект о единую национальную школу от низшего до высшего уровня для всех детей, независимо от социального и материального положения их родителей. Проект единой школы в Украине было утверждено на законодательном уровне. Напечатан в Каменце на Подолье, он выборочно использовался даже большевиками, поскольку других программ не было.

Иван Огиенко сформулировал концепцию развития образовательной системы Украины. ее главной составляющей была национализация школы как единой, знеросійщеної. Конкретным шагом к реализации концепции был его приказ о «Правила украинского правописания», составленные Правописною Комиссией (ее создал и возглавил Иван Огиенко) «для употребления по всей Украине». Немало было сделано для обеспечения школ национально-образованными учителями, по организации издательского дела.

Но Директория просуществовала лишь несколько месяцев. За это время была окончательно уничтожена самостоятельная держава, которая отчаянно пыталась противостоять внешним и внутренним врагам в неравной борьбе.

 

Сложной и противоречивой была общественная ситуация времен УНР. Период Центральной Рады был проблемным. Однако политическим деятелям удалось провести Украину от автономии к самостоятельности и отстаивать права Украины за рубежом. Провозглашались демократические принципы: свобода слова, книгопечатание, вероисповедания. Важные меры принимались в отношении украинизации учебных заведений, было проведено учительские съезды. Заботились о ликвидации неграмотности, подготовке педагогических кадров. Решали вопрос о социальной защищенности учителей.

Организовывались общества «Просвиты», развивалась издательское дело, решалась проблема украинизации государственно-административного аппарата, учреждались театральные кружки.

Создавались национальные детские сады, дошкольное воспитание вошло в государственную образовательную систему, были разработаны теоретические основы организации украинского национального детского сада.

Важной исторической личностью был Михаил Грушевский. Как президент УНР он проводил значительные политические и культурные реформы. Написал более 200 трудов по истории Украины, украинской литературы, статей о украинский язык; внес вклад в реорганизацию школьного образования; послужил украинскому национальному возрождению.

Сложным был период Гетманщины: недоверие к правительству, борьба с большевиками и оппозицией, восстания. Однако именно в это время была продолжена дело украинизации образования, создавались новые гимназии, открыт университет, основана Академия наук, Государственный архив. Проводились реформы в области финансов, судебного дела, в политической и экономической, культурной и религиозной жизни.

Период Директории был наименее продолжительным и сложным. Это было время политического противостояния. И правительство делал реальные шаги в деле украинизации образования, школы, сотрудничества с национально сознательными учителями.

Начатое в годы УНР национальное возрождение в образовании продолжалось и в первом десятилетии советской власти.