Все крупные психологические направления неизбежно выходили на проблему внимания, пытаясь описать круг явлений, которые составляют это понятие, и раскрыть его механизмы.
На основании чего мы можем утверждать, что имеем дело с механизмами внимания? Какие феномены психической жизни описывает это понятие? В психологии выделяют критерии внимания, которые касаются практически всех аспектов психической деятельности, от внешних реакций до субъективных впечатлений:
• Внешние реакции - моторные, вегетативные, которые обеспечивают условия лучшего восприятия сигнала. К ним относятся поворот головы, фиксация глаз, мимика и сосредоточения, задержка дыхания, вегетативные компоненты ориентировочной реакции;
• Увеличение продуктивности познавательной деятельности. В этом случае речь идет о повышении эффективности «внимательного» действия (перцептивной, мнемічної, мыслительной, моторной) по сравнению с «невнимательным»;
• Избирательность (селективность) информации. Этот критерий выражается в возможности активно воспринимать, запоминать, анализировать лишь некоторую часть информации, которая поступает, а также реагировать только на ограниченный круг внешних стимулов. Российский исследователь М. М. Ланге подчеркивал, что внимание - это относительное господство данного представления этого момента;
• Ясность и отчетливость содержаний сознания, которые есть в поле внимания. Этот субъективный критерий был выдвинут в рамках психологии сознания. Все поле сознания разделяют на фокальную сферу и периферию. Единицы фокальной сферы сознания представляются устойчивыми, яркими, а смести его периферии четко не различены и сливаются в пульсирующее облако не определенной формы. Такая структура сознания возможна не только во время восприятия объектов, но и в воспоминаниях и рассуждениях.
Является ли внимание самостоятельным процессом? Внимание - это аспект любой психической деятельности или динамическая характеристика познавательной деятельности, которая выражает ведущий связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она сосредоточена? Или избирательная направленность на тот или иной объект? П. Я. Гальперин считал, что внимание можно рассматривать как особую умственную действие, и определял ее как свернутую (автоматизированную) действие контроля.
ВНИМАНИЕ - это особая форма психической деятельности, которая проявляется в направленности и сосредоточенности сознания на определенных предметах и явлениях окружающей действительности или собственных переживаниях.
Именно направленность и сосредоточенность сознания обеспечивают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.
Направленность проявляется в произвольном или непроизвольном выборе объектов, который отвечает потребностям субъекта, целям и задачам его деятельности. Концентрированность проявляется в одновременном отвлечении от всего лишнего, во временном игнорировании всех других объектов. При этом отражение становится более ясным и четким, мнения и информация удерживаются в сознании до тех пор, пока деятельность не будет завершена, пока не будут достигнуты ее цели. Следовательно, обеспечиваются контроль и регулирование деятельности.
В своих высших формах внимание связана с регулированием течения психических процессов и сознательного поведения человека.
В зависимости от объекта сосредоточения внимание может проявляться в сенсорных, мнемических, мыслительных и двигательных процессах. На этой основе выделяют следующие формы проявления внимания: сенсорная (перцептивная), интеллектуальная, моторная (двигательная).
Наиболее изученной в настоящее время является сенсорная внимание (зрительная, слуховая). Большинство данных, которые характеризуют внимание, получено, фактически, при ее исследованиях. Способствуя повышению эффективности восприятия, памяти, мышления, внимание оказывается как бы внутри самих познавательных процессов. Именно с ней связаны полнота и точность восприятия. Ослабление внимания может привести к значительных нарушений перцептивных процессов и искажения образа, который формируется.
Внимание требуется во всех видах сенсорной, интеллектуальной и двигательной деятельности. Бытует сравнение внимания с термометром, который позволяет делать выводы о преимуществах методов обучения и правильность его организации.
Важной закономерностью внимания является ее избирательность, которая проявляется в том, что человек, сосредотачиваясь на одном, не замечает другого.
Внимание предопределяют не только внешние раздражители, но и способность человека произвольно направлять ее на те или иные объекты, что называют вниманием. Внимание - это характерологическая свойство личности, благодаря которой человек владеет ею, а потому своевременно и активно сосредоточивается, направляет внимание.
Недостаточное развитие внимательности оказывается в розосередженості и отвлечении, неспособности без внешних побуждений направлять и поддерживать свое внимание в процессе деятельности внутренними средствами.