Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ВООБРАЖЕНИЕ

Процессы воображения

Воображение воссоздает образ предметов и явлений, которые воспринимались раньше, создает новые образы и ситуации, которые раньше не возникали. То есть механизм воображения базируется на основе тех образов, что имеет человек, но эти образы предстают в новых, не ожидаемых связях и сочетаниях.

Синтез образов в процессах воображения осуществляется в различных формах. Наиболее употребительными из них являются:

• Агглютинация (от лат. agglutinare - склеивать) - создание нового образа путем соединения элементов, взятых из разных представлений. Например, образ русалки в сказках, где голова и туловище - женщины, а хвост рыбы. Этот прием не получил большого распространения, поскольку образы его трудно воплощаются в предметные вещи. А впрочем, примеры материализации таких образов в реальной жизни имеем - это танк, боевая машина пехоты, амфибия и т.д.

• Гиперболизация - увеличение предмета (великан Гулливер, самолеты «Мрия», Ан-74).

• Літота - в отличие от гиперболизации, уменьшение предмета (мальчик с пальчик). Эти приемы используют в народных сказках, фантастических произведениях.

• Подчеркивание - акцентирование какой части образа или определенного свойства. С помощью такого приема создают шаржи, карикатуры.

• Схематизация - образ воображения, когда разногласия уменьшаются, а черты сходства выходят на первый план. Примером может быть орнамент, элементы которого художник взял из растительного мира.

• Типизация - выделение существенного в однородных фактах и воплощение их в конкретных образах. Это самый сложный прием. Его широко применяют в литературе.

• Комбинирование - сочетание данных в опыте элементов в новых, более-менее необычные комбинации. Это самая простая техника воображения, именно ее имели в виду исследователи прошлой эпохи, когда считали механизмом воображения ассоциации.

• Алегоризація, создания аллегории - использование образа в переносном значении. Образ является лишь условно выбранным знаком какого-либо явления действительности.

• Метафоризация, построение метафор. Метафора является более глубоким мысленным отражением явления, чем аллегория, поскольку между метафорическим образом и его значением существует определенное сходство, аналогия.

• Символизация, использование символов, является самой глубокой по значению, сущностным наполнением техникой воображения. Понимание языка символов помогает человеку сознательно получать послания от собственного бессознательного (сны и т.п). Символ отличается от знака тем, что он является не условно выбранным для обозначения, а бездна, совместно единым с тем, что он обозначает. В отличие от понятия, символ имеет неограниченный объем значения. Выражению через символы подлежит только общечеловеческое, принадлежащее к самого способа существования человека.

В технике воображения всегда создается сложная динамическая единство сознательного и бессознательного.

Воображение - это свободное, своеобразное творческое отражение действительности.



Контрольные вопросы:

• В чем проявляется сущность воображения? Какие виды воображения Вы знаете?

• В чем проявляется воспроизводящая (репродуктивная) воображение?

• В чем проявляется творческое (продуктивное) воображение?

• Какой есть воспроизводящая зависимая и независимая воображение?

• В чем проявляется активная и пассивная воображение?

• Каким образом воображение разделяют по содержанию?

• Как происходит процесс представления?

Литература:

Антонов А. В. Психология избирательского творчества. - К.: Высшая шк., 1978.

Варій М. И. Общая психология: Учеб. пособие Для студ. психол. и педагог.

специальностей. - Львов: Край, 2005.

Веккер Л. М. Психические процессы: В 3 т.-Т. 1.-Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк. - СПб.: Союз, 1997.

Общая психология: Підручн. для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. акад. С. Д. Максименко. - К.: Форум, 2000.

Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. Пармон Э. А. Роль фантазии в научном познании. - Минск: Университетское изд-во, 1984. Психология XXI века: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Дружинина. - М: ПЕР СЭ, 2003. Житель Ромен В. А. Психология творчества. - К.: Высшая школа, 1971. Рычик М. В. Вот наглядных образов к научным понятиям. - К.: Рад. шк., 1987. Страхов И. В. Психология воображения. - Саратов, 1971.