Раздел
7.
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА
7.2. Бюджетная система Украины
Государственные органы на всех уровнях
управление для выполнения возложенных на них функций должны иметь в своем
распоряжении соответствующие финансовые ресурсы. С этой целью в государстве создается
разветвленная сеть бюджетов, обеспечивающих аккумуляцию денежных средств для
финансирование хозяйства, социальной сферы, благоустройства, содержания органов
законодательной и исполнительной власти и др.
Совокупность различных видов бюджетов,
построенная с учетом экономических отношений, государственного и административно-территориальных
устройств и урегулированная нормами права представляет собой бюджетную систему государства.
Структура бюджетной системы,
принципы ее построения и организация функционирования определяются бюджетным
устройством, которое основывается на административно-территориальном делении государства. Как
правило, в унитарных государствах существует двухуровневая бюджетная система, которая включает
государственный и местные бюджеты. В государствах с федеративным устройством бюджетное
система имеет три и более уровней - федеральный бюджет, бюджеты административных
единиц, входящих в состав федерации, и местные бюджеты.
Составляющими бюджетной системы Украины
есть государственный бюджет и местные бюджеты. В соответствии с Бюджетного кодекса
Украины, принятого Верховной Радой Украины 22 марта 2001 г., местными бюджетами признаются бюджет Автономной
Республики Крым, областные, районные бюджеты, бюджеты районов в городах и бюджеты
местного самоуправления (бюджеты территориальных общин сел, поселков, городов и их
объединений). Состав бюджетной системы Украины представлен на (рис. 7.1).
Рис. 7.1. Бюджетная система Украины
Для анализа и прогнозирования экономического и социального развития
государства составляется Сводный бюджет Украины включает показатели Государственного
бюджета Украины, сводного бюджета Автономной Республики Крым и сводных
бюджетов областей и городов Киева и Севастополя (рис. 7.2).
Сводный
бюджет Автономной Республики Крым включает показатели бюджета Автономной
Республики Крым, сводных бюджетов ее районов и бюджетов городов
республиканского значения. Сводный бюджет области включает показатели областного
бюджета, сводных бюджетов районов и бюджетов городов областного значения этой
области. Сводный бюджет района охватывает показатели районных бюджетов, бюджетов
городов районного значения, поселковых и сельских бюджетов этого района. Сводный
бюджет города с районным делением включает показатели городского бюджета и бюджетов
районов, входящих в его состав. Если городу или району в городе административно
подчинены другие города, поселки или села, сводный бюджет города или района
в городе включает показатели бюджетов этих городов, поселков и сел.
Рис. 7.2. Структура сводного
бюджета Украины
Бюджетная система Украины основывается
на таких принципах:
1) принцип единства бюджетной
системы Украины - единство бюджетной системы Украины обеспечивается единой
правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных
отношений, единой бюджетной классификацией, единством порядка исполнения бюджетов и
ведение бухгалтерского учета и отчетности;
2) принцип сбалансированности -
полномочия на осуществление расходов бюджета должны соответствовать объему поступлений
в бюджет на соответствующий бюджетный период;
3) принцип самостоятельности -
Государственный бюджет Украины и местные бюджеты являются самостоятельными. Государство средствами
государственного бюджета не несет ответственности за бюджетные обязательства органов
власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления. Органы
власти Автономной Республики Крым и органы местного самоуправления средствами
соответствующих бюджетов не несут ответственности за бюджетные обязательства друг
друга, а также за бюджетные обязательства государства. Самостоятельность бюджетов
обеспечивается закреплением за ними соответствующих источников доходов, правом
соответствующих органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым
и органов местного самоуправления на определение направлений использования средств
в соответствии с законодательством Украины, правом Верховной Рады Автономной
Республики Крым и соответствующих советов самостоятельно и независимо друг от друга
рассматривать и утверждать соответствующие бюджеты;
4) принцип полноты - в состав
бюджетов подлежат включению все поступления в бюджеты и расходы бюджетов,
осуществляемых в соответствии с нормативно-правовых актов органов государственной
власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного
самоуправления;
5) принцип обоснованности -
бюджет формируется на реалистичных макропоказателях экономического и социального
развития государства и расчетах поступлений в бюджет и расходов бюджета,
осуществляются в соответствии с утвержденными методиками и правилами;
6) принцип эффективности - при
составлении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны стремиться достичь
запланированных целей, привлекая минимальный объем бюджетных средств, и максимального
результата, используя определенный бюджетом объем средств;
7) принцип субсидиарности -
распределение расходов между государственным бюджетом и местными бюджетами, а также между
местными бюджетами должно основываться на максимально возможном приближении
предоставления общественных услуг к их непосредственному потребителю;
8) принцип целевого использования
бюджетных средств - бюджетные средства используются только на цели, определенные
бюджетными назначениями;
9) принцип справедливости и
беспристрастности - бюджетная система Украины строится на началах справедливого и
непредвзятого распределения общественного богатства между гражданами и
территориальными общинами;
10) принцип публичности и
прозрачности - Государственный бюджет Украины и местные бюджеты утверждаются, а
решения относительно отчета об их выполнении принимаются соответственно Верховной Радой
Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым и соответствующими советами;
11) принцип ответственности
участников бюджетного процесса - каждый участник бюджетного процесса несет ответственность
за свои действия или бездеятельность на каждой стадии бюджетного процесса.
В частности, в Бюджетном кодексе
Украины определен перечень формальных признаков, которые свидетельствуют о том, что правительство
недостаточно ответственно отнесся к требованиям Бюджетной резолюции. Вместе с тем
повышена ответственность Верховной Рады за соблюдение бюджетной политики,
определенной ею же в Бюджетной резолюции, руководителей финансовых органов на уровне
области, города областного значения и района.