Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ФИНАНСЫ

Раздел 7.

БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА

 

7.2. Бюджетная система Украины

 

Государственные органы на всех уровнях управление для выполнения возложенных на них функций должны иметь в своем распоряжении соответствующие финансовые ресурсы. С этой целью в государстве создается разветвленная сеть бюджетов, обеспечивающих аккумуляцию денежных средств для финансирование хозяйства, социальной сферы, благоустройства, содержания органов законодательной и исполнительной власти и др.

Совокупность различных видов бюджетов, построенная с учетом экономических отношений, государственного и административно-территориальных устройств и урегулированная нормами права представляет собой бюджетную систему государства.

Структура бюджетной системы, принципы ее построения и организация функционирования определяются бюджетным устройством, которое основывается на административно-территориальном делении государства. Как правило, в унитарных государствах существует двухуровневая бюджетная система, которая включает государственный и местные бюджеты. В государствах с федеративным устройством бюджетное система имеет три и более уровней - федеральный бюджет, бюджеты административных единиц, входящих в состав федерации, и местные бюджеты.

Составляющими бюджетной системы Украины есть государственный бюджет и местные бюджеты. В соответствии с Бюджетного кодекса Украины, принятого Верховной Радой Украины 22 марта 2001 г., местными бюджетами признаются бюджет Автономной Республики Крым, областные, районные бюджеты, бюджеты районов в городах и бюджеты местного самоуправления (бюджеты территориальных общин сел, поселков, городов и их объединений). Состав бюджетной системы Украины представлен на (рис. 7.1).

 

 

Рис. 7.1. Бюджетная система Украины

 

Для анализа и прогнозирования экономического и социального развития государства составляется Сводный бюджет Украины включает показатели Государственного бюджета Украины, сводного бюджета Автономной Республики Крым и сводных бюджетов областей и городов Киева и Севастополя (рис. 7.2).

Сводный бюджет Автономной Республики Крым включает показатели бюджета Автономной Республики Крым, сводных бюджетов ее районов и бюджетов городов республиканского значения. Сводный бюджет области включает показатели областного бюджета, сводных бюджетов районов и бюджетов городов областного значения этой области. Сводный бюджет района охватывает показатели районных бюджетов, бюджетов городов районного значения, поселковых и сельских бюджетов этого района. Сводный бюджет города с районным делением включает показатели городского бюджета и бюджетов районов, входящих в его состав. Если городу или району в городе административно подчинены другие города, поселки или села, сводный бюджет города или района в городе включает показатели бюджетов этих городов, поселков и сел.

 

 

Рис. 7.2. Структура сводного бюджета Украины

 

Бюджетная система Украины основывается на таких принципах:

1) принцип единства бюджетной системы Украины - единство бюджетной системы Украины обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией, единством порядка исполнения бюджетов и ведение бухгалтерского учета и отчетности;

2) принцип сбалансированности - полномочия на осуществление расходов бюджета должны соответствовать объему поступлений в бюджет на соответствующий бюджетный период;

3) принцип самостоятельности - Государственный бюджет Украины и местные бюджеты являются самостоятельными. Государство средствами государственного бюджета не несет ответственности за бюджетные обязательства органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления. Органы власти Автономной Республики Крым и органы местного самоуправления средствами соответствующих бюджетов не несут ответственности за бюджетные обязательства друг друга, а также за бюджетные обязательства государства. Самостоятельность бюджетов обеспечивается закреплением за ними соответствующих источников доходов, правом соответствующих органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления на определение направлений использования средств в соответствии с законодательством Украины, правом Верховной Рады Автономной Республики Крым и соответствующих советов самостоятельно и независимо друг от друга рассматривать и утверждать соответствующие бюджеты;

4) принцип полноты - в состав бюджетов подлежат включению все поступления в бюджеты и расходы бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативно-правовых актов органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления;

5) принцип обоснованности - бюджет формируется на реалистичных макропоказателях экономического и социального развития государства и расчетах поступлений в бюджет и расходов бюджета, осуществляются в соответствии с утвержденными методиками и правилами;

6) принцип эффективности - при составлении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны стремиться достичь запланированных целей, привлекая минимальный объем бюджетных средств, и максимального результата, используя определенный бюджетом объем средств;

7) принцип субсидиарности - распределение расходов между государственным бюджетом и местными бюджетами, а также между местными бюджетами должно основываться на максимально возможном приближении предоставления общественных услуг к их непосредственному потребителю;

8) принцип целевого использования бюджетных средств - бюджетные средства используются только на цели, определенные бюджетными назначениями;

9) принцип справедливости и беспристрастности - бюджетная система Украины строится на началах справедливого и непредвзятого распределения общественного богатства между гражданами и территориальными общинами;

10) принцип публичности и прозрачности - Государственный бюджет Украины и местные бюджеты утверждаются, а решения относительно отчета об их выполнении принимаются соответственно Верховной Радой Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым и соответствующими советами;

11) принцип ответственности участников бюджетного процесса - каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия или бездеятельность на каждой стадии бюджетного процесса.

В частности, в Бюджетном кодексе Украины определен перечень формальных признаков, которые свидетельствуют о том, что правительство недостаточно ответственно отнесся к требованиям Бюджетной резолюции. Вместе с тем повышена ответственность Верховной Рады за соблюдение бюджетной политики, определенной ею же в Бюджетной резолюции, руководителей финансовых органов на уровне области, города областного значения и района.