Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В БАНКАХ

ТЕМА 5

УЧЕТ АКТИВНЫХ ОПЕРАЦИЙ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ УКРАИНЫ

 

5. Методика анализа кредитного риска

 

Кредитный риск - это возможность возникновения убытков вследствие неоплаты или просроченной оплаты клиентом своих финансовых обязательств. Кредитному риску подвергается как кредитор (банк), так и заемщик (предприятие).

Под кредитным риском понимают возможность того, что компания не сумеет погасить свои долги вовремя и полностью. Отметим три основных источника погашения долгов:

- средства, полученные в результате деятельности компании;

- средства, полученные компанией в результате продажи фиксированных активов или запасов ценных бумаг;

- дополнительные новые средства, например, полученная компанией новая ссуда или выпуск собственных акций.

Кредитный риск измеряется по помощью коэффициента зависимости. Гіринг - это коэффициент, суть которого в определении соотношения размера заемного капитала, по которому начисляются проценты, и акционерного капитала. Для определения гіринга нужно определить акционерный и заемный капиталы.

Акционерный капитал - капитал, сформированный за счет обыкновенных акций, находящихся в обращении, плюс балансовая стоимость резервов.

Заемный капитал - капитал, состоит из банковских займов, коммерческих ссуд и долговых обязательств.

 

Гіринг = Заемный капитал / Акционерный капитал.

 

Считается, что гіринг компании высокий, если коэффициент превышает 100 %. Это происходит в том случае, если заемный капитал является главным источником финансовых средств, необходимых для бизнеса.

Высокий гіринг говорит о высоком кредитный риск. Однако нет определенного уровня гіринга, превышение которого означает, что кредитование компании непременно становится рискованным. Изменения гіринга согласовывают с изменением экономической ситуации и ситуации на рынке. Одним из важнейших коэффициентов при анализе кредитного риска является процентное покрытие. Его суть заключается в сопоставлении процентных выплат компании с суммами ее прибыли, из которых делаются эти выплаты. Этот коэффициент отражает способность компании выполнять свои обязательства по выплате процентов за кредит. Именно в возможности того, что компания не сможет выплатить процент, и заключается опасность при высоком гіринзі. Коэффициент процентного покрытия определяется так:

 

Коэффициент % покрытие = Прибыль до выплаты процентов и налогов / Процентные выплаты

 

Двойное и меньше процентное покрытие считается очень низким. Тройное покрытие является предельным; лишь после того, как оно будет превышено, затраты на выплату процентов будут считаться приемлемыми. Однако низкое процентное покрытие в одном году может быть лишь временным явлением, которое исчезнет, если возрастет прибыль или упадут затраты на проценты. Низкое процентное покрытие, которое ухудшается из года в год, вызывает большую тревогу в компании.

При анализе кредитоспособности можно пользоваться еще одним показателем - коэффициентом задолженности (л. с.). Он фиксирует ту часть общей стоимости активов компании, которая финансируется за счет кредита.

 

К. 3. = Общая сумма задолженности / Чистая стоимость фиксированных активов +

+ Общая стоимость текущих активов.

 

Более высокий коэффициент говорит о более высокий кредитный риск. Значение коэффициента, превышающее 50 %, указывает на высокий уровень общей задолженности. Существует четыре потенциальных источники средств для уплаты долгов: коммерческие операции, продажа фиксированных активов, изыскание новых средств и гарантии третьей стороны.

Анализ движения денежных средств - это оценка способности компании генерировать денежные средства для погашения своих долгов. Основным источником средств является конечно денежные поступления от проводимых компанией коммерческих операций.

Кредитный риск для банков складывается из сумм задолженности заемщиков по банковским ссудам, а также из задолженности клиентов по другим сделкам.

Компании также могут подвергаться определенному кредитному риску в своих операциях с банком. Если компания имеет много свободных средств, которые она помещает на банковский депозит, то при возникновении риска ликвидации банка компания потеряет большинство своих вкладов. Также существует процентный риск при размещении слишком большого депозита в одном банке, поэтому что этот банк, осознавая, что компания является регулярным вкладчиком, может не предложить такую же высокую ставку процента по новому вкладу, который компания могла бы получить в другом банке.

Подверженность кредитному риску существует в течение всего периода кредитования. При предоставлении коммерческого кредита риск возникает с момента продажи и остается до момента получения платежа по соглашению. При банковской ссуде период подверженности кредитному риску приходится на все время до наступления срока возврата ссуды. Величина кредитного риска - сумма, что может быть потеряна при неуплате или просрочке выплаты задолженности. Максимальный потенциальный убыток - это полная сумма задолженности в случае ее невыплаты клиентом. Просроченные платежи не приводят к прямым убыткам, а возникают косвенные убытки, которые представляют собой издержки по процентам (из-за необходимости финансировать дебиторов в течение более длительного времени, чем необходимо) или потерю процентов, которые можно было бы получить, если бы деньги были возвращены раньше и помещены на депозит. Несмотря на то, что кредитный риск велик для кредитов компаниям, находящимся в сложном положении, банки все-таки вынуждены предоставлять эти кредиты, чтобы не терять возможных прибылей.

Если экономика находится в самой низкой точке спада, то кредитный риск при принятии решения о кредитования значительно меньше, чем в случае экономического бума. Это связано с тем, что если компания получает прибыли в период рецессии, то, как видно, в перспективе, когда экономические условия улучшатся, она выживет и будет процветать.

Компании, превышающие нормальный объем продаж, имеют высокую степень риска. Чрезмерный объем продаж (овертрейдинг) возникает в случае, когда кампания очень высоко оценивает свои ресурсы и пытается поддержать слишком большой объем деловой активности при недостаточных источниках финансирования. Предприятие все более зависит от краткосрочных кредитов, оттягивая сроки платежей поставщикам за налоговым счетам, в конце концов может оказаться в состоянии кризиса притока средств.

Постоянные затраты предприятий - это ежемесячные или ежегодные расходы, сумма которых остается одинаковой, несмотря на подъем или снижение деловой активности в течение данного периода времени. Переменные расходы представляют собой расходы, которые увеличиваются при повышении объема продаж и становятся меньше его уменьшения. Компании, расходы которых в основном постоянные, способны использовать значительное увеличение прибыли при повышении объема продаж, но они уязвимы при любом спаде темпов продаж. В этом случае поступлений будет меньше, а расходы останутся на прежнем уровне. В результате прибыль и поступления средств снизятся. Можно сказать, что у компаний, которые имеют высокие постоянные затраты и действуют на рынке с переменным объемом продаж, высокая степень кредитного риска. В компании с чрезмерными обязательствами по инвестированию высокий кредитный риск.